rss
    Версия для печати

    Лестница к Богу

    Сегодня Церковь вспоминает Преподобного Иоанна, автора «Лествицы». Почему сборник «законов, свойственных и приличных монашескому житию», назван «Лествицей» и чему может научиться из этой книги мирянин?

    «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения», - образно описал свое творение Преподобный Иоанн.
     
     Преподобный Иоанн Лествичник

    По числу лет Христа

    30 ступеней -  30 глав. Каждая глава  называется «Слово» и представляет собой небольшую проповедь на одну из 30-ти отобранных преподобным Иоанном тем. Эти главы представляют собой как бы ступени, по которой человек шаг за шагом приходит к духовному совершенству, к Богу. Самая первая «ступень» - отречение от суетного мира. Словно поднимаясь всё выше и выше по лестнице, ведущей от греховного мира к Богу, человек побеждает грехи гнева, чревоугодия, лжи, уныния, лености, сребролюбия и становится добродетельным. Не случайно число ступенек именно 30 - по числу лет, которые Иисус Христос прожил на земле до крещения. «Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице; ибо любовь есть Бог», - сказано в «Лествице». Последнее «Слово» посвящено вере, надежде и любви, трём добродетелям, значение которых для людей подчёркивал апостол Павел в одном из посланий. Это последняя ступень «Лествицы», ведущей к Богу, потому что Бог есть Любовь (Иоан. 4, 8).

    Душеспасительные советы

    Главы «Лествицы» - это не только душеполезные поучения для монахов. Любой христианин может вычитать в этой книге множество полезных советов. «Не правда ли, братия и сестры, что творение, в коем содержатся такие редкие духовные опыты и такие превосходные душеспасительные советы, стоит того, чтобы обратить на него внимание и прочесть его, хотя из любознательности, в сии дни поста и покаяния? Кто может сделать это и не сделает, тот накажет сам себя, ибо лишит душу свою пищи самой здоровой и сладкой», - говорил Иоанн Крестьянкин. Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий. Память смерти побуждает живущих в общежитии к трудам и постоянным подвигам покаяния и к благодушному перенесению бесчестий» (Слово 6). Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания [1], истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы» (Слово 11).

    «Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно» (Слово 11). «Врач посещает больных поутру, а уныние находит на подвижников около полудня» (Слово 13). «Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость; посему послушаем истинного Света, Христа, Который так располагает сии добродетели в их постепенности. Научитеся от Мене, говорит Он, яко кроток есть и смирен сердцем (Матф. 11, 29)» (Слово 24). «Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться» (Слово 24). «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения» (Слово 30).

     
    Видение Иоанна Лествичника. Икона первой половины XVI в.

     

    Окно в закрытый мир

    «Лествица» - это не еще и окошко в скрытый для нас внутренний мир человека и в закрытый для посторонних мир монашеской жизни. Видел я у сих преподобных отцов дела поистине полезные и удивительные: братство собранное и связанное о Господе, имевшее чудесное деяние и видение... У них были установлены и навыком утверждены некоторые преподобные и божественные обычаи. Например, если случалось, что кто-нибудь из них, в отсутствие предстоятеля, начинал укорять или осуждать кого-нибудь, или вообще празднословить: то другой брат неприметным мановением напоминал ему о бесчинии и удерживал его; если же тот не вразумлялся, тогда напоминавший, сделав поклон, удалялся. Когда нужно было беседовать, то память смерти и помышление о вечном суде были всегдашними предметами их разговоров».

    И открывает эти миры Преподобный Иоанн не просто так. Он и делится духовным опытом, и пересказывает собственные воспоминания и впечатления от увиденного и услышанного в монастырях, и показывает читателям реальный пример того, как живой человек борется со страстями. «Нечистые бесы тайно слагали похвалу в сердце одному, тщательно стремившемуся к сей блаженной добродетели подвижнику, - рассказывается в 4-й главе «Лествицы», - но он, будучи наставляем божественным вдохновением, умел убедить лукавство духов благочестивою хитростию. Вставши, написал он на стене своей келлии названия высочайших добродетелей, т.е. любви совершенной, ангельского смиренномудрия. чистой молитвы, нетленной чистоты, и других подобных; и когда помыслы начинали хвалить его, он говорил к ним: «Пойдем на обличение» и, подошедши к стене, читал написанные названия, и взывал к себе: «Когда и все сии добродетели приобретешь, знай, что ты еще далеко от Бога». «Видел я неискусного ученика, который, в присутствии некоторых людей, хвалился добродетелями своего учителя, и думая снискать себе славу от чужой пшеницы приобрел вместо того одно бесчестие, когда все сказали ему: «Как же доброе дерево произвело бесплодную ветвь»?»

     

    Мануил Панселин. Лестница Иакова.

    Фреска Собора Протата в Карее (Афон)

    Лестница Иакова

    Образ «Лествицы» заимствован из Ветхого завета, видения Иакова - «Лестница, по которой восходят ангелы». Изображение «Лествицы» Иоанна часто встречается на иконах, где она изображается как настоящая «лестница к небу», по которой взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и сбрасывают в ад (он условно обозначается как разлом в скале). Преодолевших подъём принимают Христос и ангелы.

    Хлебные лесенки

    На Руси на день памяти преподобного Иоанна было принято печь «лесенки» из постного ржаного теста. Размеры и количество ступенек были разнообразны: семь - «по числу небес Апокалипсиса», двенадцать - «по числу месяцев в году», двадцать три - «по числу мытарств души на том свете». Формы - тоже самые разнообразные, от птичек со ступеньками на спинках до больших открытых пирогов. В день Иоанна Лествичника «лесенки» освящали в церкви. Освященные лесенки приносили домой или раздавали нищим.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru