rss
    Версия для печати

    Как Владимир Ленин превращался в «безвредную икону»

    В последнее время вновь оживились споры о том, нужно ли выносить из мавзолея тело Владимира Ленина.

    У каждой из сторон существуют свои аргументы в споре, но мало кто задумывается о том,  как, когда и почему тело вождя мирового пролетариата решили увековечить таким странным для России способом. Между тем, это была настоящая детективная история, накалу страстей  в которой могли бы позавидовать создатели голливудских блокбастеров.  

    Как известно, Ленин  скончался 21 января 1924 года после продолжительной болезни. В последние годы своей жизни он практически не принимал участия в управлении страной, но больной Ильич оказался очень выгоден большевистским вождям. Прикрываясь его авторитетом, они могли проводить в жизнь самые разные решения и вести внутрипартийную борьбу, параллельно создавая настоящий культ еще живого основателя советского государства.  Одним из первых об идеальном образе Ленина заговорил в 1918 году Лев Троцкий, назвавший своего соратника: «Крепко умным мужиком, которого словами не проймешь и фразами не обманешь. Это — мужицкая сметка, только с высоким потенциалом, развернувшаяся до гениальности, вооруженная последним словом научной мысли».

    С этого момента открылись идеологические шлюзы, и пропагандисты всех мастей стали создавать популяризированные биографии Ленина для рабочих и крестьян, детей и стариков. В каждом из этих текстов Ильич  представал перед читателем как   послушный ребенок, толковый рабочий или не менее толковый помощник крестьян. По мысли «поэтов» новой власти, в Ленине  сосредоточилась вся мудрость веков, а сам он фактически превращался в спасителя Urbi et Orbi. Откровеннее всего эту мысль выразил Максим Горький, приравнявший вождя мирового пролетариата к христианским святым: «Его личная жизнь такова, что в эпоху преобладания религиозных настроений Ленина сочли бы святым... Суровый реалист, хитроумный политик — Ленин постепенно становится легендарной личностью. Это хорошо». В той же статье Горький положительно относится к тому, что народ поверит в Ленина, ибо это приведет к нужным действиям и энтузиазму.

    Справедливости ради нужно отметить, что сам Ильич при жизни боролся против неумеренных восхвалений в свой адрес, говоря, что его желают превратить в «безвредную икону» для утешения масс. Однако,   это ленинское высказывание не помешало  его дальнейшему возвеличивания, с 1918 года в голодной России массово печатаются портреты  видных большевиков, выпускаются пластинки с речами  Ленина и снимается кинохроника с его участием, его именем называются города.  Интенсивнее всего культ вождя мирового пролетариата  развивается  с начала 1922 года после болезни Ленина. Чем хуже становилось его здоровье, чем меньше влияния он оказывал на  политику в стране, тем сильнее формировался миф о нем. Еще при жизни его стали превращать в «безвредную икону»,  что особенно ярко проявилось в появлении «ленинских уголков». С конца 1923 года на заводах, в школах и других общественных местах выделялась специальная комната, в которой стоял бюст Ленина или висели его портреты. Здесь же можно было познакомиться со сборниками цитат из его выступлений и популярными биографиями, все больше напоминавшие жития христианских святых. Постепенно на место живого человека приходило новое учение – ленинизм. С этого момента вместо полных текстов Ленина стали использовать лишь его цитаты. Выступавший по любому вопросу должен был подобрать нужные изречения из Ильича и на этом основании доказать свою правоту и верность партийной линии. При этом никого не заботило то обстоятельство, что изречения вождя были вырваны из контекста, а в художественных произведениях и воспоминаниях о Ленине полностью исчезли человеческие черты.  Еще при жизни вождь превратился в «мумию», похоронить которую было лишь делом времени.

    Ленин на ремонте. Мы просим у читателей прощения за столь неприглядное фото, но еще более неприглядно держать тело человека на Красной площади, не так ли?

    Стоит заметить, что в первые дни после смерти Ленина  большевики не могли прийти к единому мнению о судьбе его тела. Лишь в одном советские вожди были схожи – похороны Ильича  стали для них политическим событием, а потому родственники Владимира Ульянова  сразу были оттеснены на второй план. Впоследствии они жаловались на то, что им не дали спокойно проститься с умершим, зато Сталин, Каменев, Калинин, Бухарин и Зиновьев с первых минут после  приезда в горки старались показать свою особую близость к покойному, поскольку это могло стать решающим козырем в их политической борьбе.

    23 января тело Ленина перевезли в Москву и установили в Колонном зале  Дома Союзов. Первоначально планировалось, что похороны основателя советского государства должны состояться 27 января у Кремлевской стены, но за эти три дня было принято решение, которое не учитывало ни желания самого Ленина, ни просьб его ближайших родственников, хотевших, чтобы Владимир Ульянов был похоронен в могиле рядом со своей матерью. Непосредственно об обстоятельствах похорон вождя и устройстве первого мавзолея мы поговорим в следующей статье, а пока отметим, что решение о сохранении тела Ленина было принято столь внезапно, что о нем не знали даже некоторые большевистские   лидеры. 26 января  от рабочих  Петрограда пришло предложение похоронить Владимира Ульянова в городе на Неве (что соответствовало желанию покойного), но вместо этого  Петроград переименовали в Ленинград, а тело Ленина должно было найти последний приют в Москве. В первые же дни после смерти Владимира Ульянова, еще до его похорон,  ЦК ВКП(б) сформулировало основные черты нового ленинского культа: «Его физическая смерть не есть смерть его дела. Ленин живет в душе каждого члена нашей партии. Каждый член нашей партии есть частичка Ленина. Вся наша коммунистическая семья есть коллективное воплощение Ленина».В этом официальном траурном документе  можно увидеть, что  23 - 24 января 1921 года  власть еще не решила сохранять тело вождя,  но уже создавала новую религию, в которой Владимиру Ульянову фактически отводилось место Христа –основателя новой пролетарской религии. Оставалось сделать только один шаг для того, чтобы новая вера обрела место, ставшее бы ее главной святыней, и этот шаг был сделан по личной инициативе другого известного большевика Иосифа Сталина. Впрочем об этом мы поговорим в следующей статье.  

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Дмитрий, Пермь16.01.2013 7:39 #
    На колени, перед пиар технологиями ком. партии Советской России, товарищи журналисты! =) Отстаньте уже от Владимира Ильича, он нищую, неграмотную страну в сверхдержаву превратил, у него слова с делом не расходились! Хватит уже желчью плеваться и копаться в дерьме, пора уже принять и простить, лучше бы современную правду раскрывали, шабашники!!!
    anastasija, d-pils5.12.2012 12:47 #
    davno nado pohoronit eto telo.i srazu u vseh stanet menwe problem
    Вова, vfcmrdf24.11.2012 9:40 #
    Да +++ ваша статья. Сталина похоронили- страну про+++.
    Наталья Лучкина, Moscow24.09.2012 18:28 #
    Спасибо, эта информация, а точнее, правда , очень нужна, жду продолжения
    Анна, Москва15.09.2012 22:05 #
    Замечательная статья! Так умно и обосновано написана.:) Спасибо! :)

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru