Tweet |
- Отец Сергий, как получилось, что именно вы стали заведующим кафедрой внешних церковных связей?
-Кафедра внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры была образована в 2009 году на базе филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС. В 2006 году я, будучи сотрудником ОВЦС, поступил в этот филиал и по его окончании был назначен заместителем заведующего филиалом, то есть стал сопричастен учебному процессу, связанному с внешними церковными связями. Когда была образована Общецерковная аспирантура и в ее недрах - кафедра внешних церковных связей,- митрополит Волоколамский Иларион стал ее заведующим, а мне предложил должность своего заместителя.
- Какие цели вы ставили, создавая кафедру?
- В моем поникании кафедра внешних церковных связей должна была стать – и, надеюсь, уже таковой является, – площадкой для научного осмысления проблематики внешней деятельности Русской Православной Церкви. Кафедра внешних церковных связей – учебное и научное подразделение, призванное помочь Отделу внешних церковных связей в решении поставленных перед ним задач. Отдел занимается практической деятельностью, а кафедра призвана содействовать в её осуществлении путём аналитической работы и научных изысканий.
- Например?
- ОВЦС обеспечивает участие Русской Церкви в межправославном диалоге, межхристианских отношениях, межрелигиозном сотрудничестве. Многие темы в рамках указанных сфер требуют серьёзного анализа современной ситуации, который невозможен без богословского осмысления, исторического экскурса. Мы стремимся, чтобы аспиранты и докторанты, слушатели магистерской программы избирали для диссертационных исследований соответствующие темы, результаты которых могли бы поступить в Отдел для использования в практической работе.
Можно привести и конкретный пример. Отдел внешних церковных связей осуществляет представительство нашей Церкви на площадках международных организаций, доносит церковную позицию по актуальным вопросам современности до международного сообщества. Эта важная работа нуждается в осмыслении исторического опыта и некоторой систематизации. Поэтому один из магистрантов второго года обучения готовит диссертацию на тему участия Русской Православной Церкви в деятельности международных организаций в 1990-х – 2000-х годах. Этот весьма интересный период характеризуется сменой тематики дискурса, в котором принимал участие Московский Патриархат. Уходят с первого плана повестки дня темы борьбы за разоружение, дело мира во всём мире, помощи угнетённым народам планеты и появляется проблематика нравственного осмысления таких тем, как аборты, эвтаназия, современные медицинские технологии, торговля людьми, легализации однополых союзов и проституции.
Также одной из важных задач кафедры является подготовка молодых специалистов в области внешней церковной деятельности, которые могли бы стать новой сменой, привнесли бы в деятельность Отдела интересные идеи и подходы в решении старых задач.
- Насколько совпадают цели, которые вы ставили при создании кафедры, и ожидания от кафедры абитуриентов?
- У абитуриентов очень разный уровень подготовки и разные ожидания.
Кого-то привлекает церковная дипломатия, возможность послужить Церкви на ниве внешней церковной деятельности, и тут наши ожидания в какой-то мере совпадают.
Многих привлекает сама личность митрополита Илариона, известного иерарха и богослова. Работу под его начальственным руководством ребята воспринимают как хорошую возможность для собственного развития, личностного и интеллектуального роста.
На кафедре обучаются студенты с базовым дипломатическим образованием, например, в потоке магистрантов 2-го года обучения имеются лица, в прошлом окончившие МГИМО и ещё продолжающие учёбу в этом дипломатическом вузе. Для них, занятия в ОЦАиД– возможность получить знания в области внешней церковной деятельности, что немаловажно для всестороннего развития дипломата.
Не берусь судить, оправдываем ли мы ожидания всех студентов, обучающихся на кафедре. Полагаю, что наша первейшая задача - создать условия для образовательного роста учащихся: не преподать только лишь сумму знаний, но научить пользоваться знаниями, мыслить, находить решения. А потому и самоактуализация студентов, результат их пребывания в аспирантуре – в их собственных руках.
- Насколько абитуриенты готовы воспринять знания, которые будут давать на кафедре?
- Если вести речь о сумме знаний, то нужно отметить, что её усвоение напрямую зависит от способностей обучающихся. Мы получаем абитуриентов, которые, по сути дела, не имеют базовых знаний в области внешних церковных связей, потому что ни одно учебное заведение Русской Церкви не готовит церковных дипломатов. Хорошо, если у наших будущих студентов есть высшее духовное или светское образование. Но всему, что касается внешней церковной деятельности, приходится учить с нуля.
Конечно, высшее духовное образование позволяет поступившим более четко понять нюансы внешней церковной деятельности, потому что церковная миссия за рубежом строится на тех же основаниях, что и внутренняя, – опирается на завет Христа идти и проповедовать, свидетельствовать о вере, противостоять тем разрушающим тенденциям в области общественной, личной, семейной жизни, которые способны разрушить базисные нравственные основы существования общества.
- Студенты ОЦАиД проходят практику в ОВЦС. Как она организована и как совмещается с учебой?
- Они сочетаются очень гармонично. Учебный год на магистерской программе разделен на три триместра. Два посвящены учебе, получению теоретических знаний и навыков, а третий, который начинается в летний период, – практике, которая длится два месяца. Практика в ОВЦС обязательна для всех магистрантов кафедры внешних церковных связей.
В текущем году мы впервые провели учебную практику в Отделе. Магистранты, в соответствии с их пожеланиями, темами будущих диссертаций и потребностями Отдела, были распределены по разным подразделениям ОВЦС: в профильные секретариаты, службу коммуникаций, протокол, канцелярию и так далее. Магистрантам была предоставлена уникальная возможность познакомиться с деятельностью синодального учреждения, ответственного за внешние связи нашей Церкви. За каждым практикантом был закреплен куратор, который помогал в осуществлении практики и следил за её ходом.
Надеюсь, что те, кто прошел практику добросовестно, смогли подтвердить и расширить теоретические знания. А еще мне бы хотелось, чтобы практика помогла развеять некоторые мифы об ОВЦС – либо о том, что труды здесь – это как дорога, намазанная медом, с льготами и преференциями, или же, напротив, стереотип, что работа в Отделе – что-то непосильно трудное и мрачное. Я бы хотел, чтобы у студентов сложилась реальная, трезвая оценка деятельности ОВЦС.
- Разбор практики будет?
- После ее окончания каждый практикант пишет отчет о проделанной работе. Все вопросы, которые возникнут по окончании, можно будет адресовать руководителю подразделения, в котором студент проходил практику.
- Митрополит Иларион неоднократно говорил о важности изучения иностранных языков, а для хорошего освоения языка необходима стажировка в стране изучаемого языка. Дает ли ваша кафедра возможность стажировки за границей?
- Кафедра внешних церковных связей не занимается стажировками за рубежом, но может рекомендовать студента в соответствующие подразделения ОЦАиД.
Заграничная стажировка по иностранному языку – это всегда индивидуальный проект, мы не придерживаемся практики массового направления студентов за рубеж, поскольку это неэффективно. Перспективного студента, который хочет пройти стажировку, мы берём на заметку и стараемся сделать всё возможное, чтобы подобрать соответствующие языковые курсы.
- Изучение каких языков сейчас наиболее перспективно с точки зрения последующей работы в ОВЦС?
- Чтобы успешно осуществлять задачи в области внешних церковных контактов, необходимо свободно владеть английским языком. Кончено, приветствуется знание других иностранных языков, прежде всего – новогреческого, поскольку значительную роль в деятельности ОВЦС играют межправославные связи, и, в первую очередь, с греческим миром. Востребован немецкий язык, поскольку он является одним из основных в контактах с немецкими протестантами, а также языком богословской мысли. Важно знание итальянского, служащего инструментарием в диалоге с Римско-Католической Церковью.
- А что касается Латинской Америки?
- Это направления развивается. В ОВЦС, в частности в Секретариате, который я возглавляю, трудится сотрудник, которому, в том числе, поручено заниматься церковно-общественными и дипломатическими связями со странами Латинской Америки. Он свободно говорит по-испански, и все наши контакты с указанным регионом осуществляются не без его участия.
Латиноамериканский мир интересен тем, что сохраняет глубокие христианские корни. Сегодня в мировом дискурсе мы сталкиваемся с проблемой оспаривания традиционных ценностей, например, института брака и семьи, с легализацией абортов и однополых браков, и в этой ситуации ищем союзников. В первую очередь – в странах христианского мира, в том числе – католических. В этом плане Латинская Америка может быть нашим союзником в деле защиты традиционных ценностей, поэтому контакты с этими странами для нас важны.
- В июньском наборе нынешнего года нет девушек. Девушки не учатся на вашей кафедре?
- Среди наших студентов есть только одна девушка – учащаяся магистерской программы второго года обучения. Но это не потому, что мы ставим какой-то заслон по гендерному признаку, просто так складывается, что к нам идут в основном молодые люди. Пользуясь случаем, хочу пригласить девушек обучаться на кафедре внешних церковных связей, последующее служение которых на ниве зарубежных контактов нашей Церкви – востребовано.
- А может быть, у девушек и женщин и правда меньше перспектив и возможностей в плане работы в ОВЦС? Молодого человека ведь можно взять с собой в любой монастырь, на Афон, если нужно – привести в алтарь, а для женщин априори существуют некоторые ограничения.
- Конечно, определенные ограничения есть, и есть сферы служения, которые женщинам недоступны. Но что касается внешней церковной деятельности, их не так много. Церковь состоит и из мужчин и из женщин, и служение женщин на самых разных направлениях церковной деятельности нисколько не умаляется по сравнению со служением мужчин. Талантливая и образованная женщина сможет найти применение своим способностям и знаниям в нашем Отделе. Наравне с остальными она может быть включена в церковную делегацию, деятельно участвовать в переговорах, подготовить статью или информационное сообщение, быть переводчицей. Лицо Русской Церкви имеет не только мужские черты.
- Вы допускаете, что на кафедру внешних церковных связей поступают в том числе не ради дальнейшей работы в ОВЦС?
- Думаю, что значительный процент обучающихся на кафедре не предполагают связать свою жизнь с ОВЦС и лишь немногие планируют работать в Отделе. Это не пугает и не смущает, поскольку работа в ОВЦС – особое служение, в котором никогда не было массовости. В Отделе остаются люди, которые воспринимают работу здесь как нечто близкое их духу и характеру. Порой из целого потока студентов таковых наберётся 1-2 человека, но именно такие люди нам нужны. Бывает, что на работу в Отдел устраиваются случайные люди, но обычно они скоро уходят.
Я лично убеждён, что если человек получит образование на нашей кафедре, а после займётся иным церковным служением: станет приходским священником, миссионером или катехизатором, – у него все равно останется понимание важности внешней деятельности нашей Церкви. И это представление он сможет донести и до других. А потому мы трудились не зря.
- «Церковная дипломатия» – термин несколько спорный. В каком-то плане дипломатия – это искусство лицемерия и обмана ради достижения своих целей, и тут есть некое противоречие с христианством. Не отвлечет ли изучение дипломатических приемов, нюансов и тонкостей от каких-то базовых христианских ценностей и принципов?
- Я сторонник термина «церковная дипломатия». В науке существует огромное количество дефиниций термина «дипломатия», и только одна из трактовок связана с негативным отношением к дипломатии как к некоему искусству лжи и обмана для достижения поставленных целей. Большая часть трактовок характеризует дипломатическое служение как миссию, нацеленную на защиту законных интересов и справедливого мироустройства.
Церковная дипломатия – это свидетельство окружающему миру о правде Божией, справедливости, нравственном законе, которое опирается на Священное Писание и Предание Церкви; это проповедь слова Божия окружающему миру. Сила слова церковного дипломата не в кружевах витиеватой речи, обмане или лицемерии, но в Божественной простоте благовестия, заповеданного Христом Спасителем к распространению. Порой такого проповедника не слушают, могут освистать с высоких трибун. Однако мы помним слова Иисуса Христа «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). Это помогает нам в миссии внешнего церковного служения.
В связи с этим не думаю, что молодой человек, который избрал путь внешней миссии Церкви, потеряет что-то в вере, жизненных ориентирах, поскольку подлинный церковный дипломат – тот, кто, живя по вере, может донести эту веру до другого, например, до чиновника международной организации, государственного деятеля или политика. Суметь выразить актуальные вопросы жизни современного общества сквозь призму религиозной веры - это и есть церковная дипломатия. А тот, кто пытается действовать лицемерно или обманом, не является церковным дипломатом. Если он выбирает этот путь, значит, не понял, как должно свидетельствовать о Церкви Божией.
- Что нового ожидается на кафедре внешних церковных связей в будущем учебном году?
- Мы будем продолжать развивать учебный процесс в рамках магистерской программы, в частности, у нас стартует новый модуль по межхристианским отношениям. Также мы планируем совершенствовать учебно-методическую базу: на протяжении нескольких месяцев ведётся подготовка учебника по внешним церковным связям. Этот учебник будет первым в своем роде, поскольку раньше никто не описывал и не систематизировал в учебном контексте внешнюю деятельность Русской Церкви. Надеемся, что он поможет нашим магистрантам, аспирантам и докторантам, студентам Московской духовной академии, где преподаётся курс по внешним церковным связям, а также будет интересен и полезен широкому кругу читателей.
К подготовке учебника мы подходим тщательно, поэтому предпочитаем не торопиться, а получить хорошую, выверенную и качественную книгу.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!