rss
    Версия для печати

    Общение вокруг Слова Божия. По итогам курсов в Общецерковной аспирантуре

    В середине ноября в Общецерковной аспирантуре и докторантуре прошли курсы повышения квалификации для преподавателей библеистики. 50 лекций, несколько десятков слушателей – преподавателей библеистики из разных регионов России. Такая представительная встреча – повод и возможность поговорить о том, какова ситуация в русской православной библеистике сегодня и какие вопросы нам предстоит решить.

    Идея устроить курсы для преподавателей библеистики принадлежит Михаилу Георгиевичу Селезневу, заведующему кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

    Михаил Селезнев Михаил Селезнев

    - Среди дисциплин богословского круга самая запущенная у нас – библеистика. Причем связано это не только с трагической историей российской Церкви, интеллигенции и образования в 20м веке. До революции у нас были серьезные работы по литургике, по патрологии, а вот в библеистике результаты были значительно скромнее. Ситуация не очень сильно изменилась после того, как закончилось 70-летие советской власти. Вот уже 20 лет у нас свобода совести, развиваются духовные учебные заведения, а православная библеистика представлена или репринтами работ XIX- начала XX века, или их пересказами, – объясняет Михаил Селезнев.

    - Серьезная проблема – в том, что (об этом говорят сами преподаватели семинарий) до сих пор основные пособия по изучению Писания в семинариях - дореволюционные работы по библеистике Юнгерова, Глубоковского, Олесницкого... Открываешь Юнгерова или Олесницкого – и видишь, что они постоянно полемизируют с кем-то из западных библеистов. Таким образом, по их учебникам можно научиться в основном полемизировать с тем, что было в западной науке в конце XIX – начале XX века. Но ведь с тех пор библеистика проделала 100-летний путь, и те построения, с которыми спорили наши ученые, давно превратились в химеры. К примеру, последние 40 лет в западной библеистике преобладает не историко-критический метод (против которого выступали наши дореволюционные библеисты), а литературно-критический. А мы до сих пор сражаемся с ветряными мельницами, - говорит игумен Арсений (Соколов), который в этом году защитил в Общецерковной аспирантуре докторскую диссертацию по книге пророка Амоса, а на курсах  был и слушателем, и лектором – прочел лекции по книге 12 «малых» пророков и отдельно о книге пророка Амоса.

    Игумен Арсений (Соколов) Игумен Арсений (Соколов)

    То, что нельзя оставлять все так, как было, очевидно многим из тех, кто, как ученый, занимается Библией сегодня. Хотя, в общем, это касается не только исследователей.

    - В рамках учебы в семинариях и вообще в жизни православного христианина знакомство с Библией не должно сводиться к краткому курсу Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, который прочитали, прослушали - и на этом все. Нужно, чтобы Библия в жизни христианина занимала центральное место, - считает выпускник филологического факультета МГУ, доктор наук, библеист Андрей Десницкий.

    Андрей Десницкий Андрей Десницкий

    С ним согласен игумен Арсений (Соколов):

    - Священное Писание преподается в семинариях, но важно, чтобы во время учебы не просто изучались конспекты (пусть и очень хорошие), но прививался живой интерес к самому Писанию и углубленному его изучению, - говорит священник.  

    В такой ситуации нужно, во-первых, хорошо представлять себе, что было сделано в мировой науке, во-вторых,  понять, по какому пути следует двигаться дальше нашим ученым и преподавателям, занимаясь исследованиями текстов Священного Писания и преподаванием в учебных заведениях Русской Православной Церкви

    - Реального возрождения библейской науки у нас не может быть, пока в нашей церковной среде господствует априорно негативный взгляд на мировую библеистику и на то, что в ней было сделано в XX веке. Внутренним стержнем наших курсов было именно доброжелательное знакомство с современной библеистикой, причем на разных уровнях – Ветхий завет, Новый завет, текстологические проблемы Септуагинты; был также специальный курс, посвященный «православной библеистике перед лицом современной науки, - говорит Михаил Селезнев.

    В рамках прошедших в ОЦАиД курсов были прочитаны циклы лекций по темам: “Текст и канон Ветхого Завета: русская Библия между масоретской Библией и Септуагинтой” (зав. кафедрой библеистики ОЦАД М.Г. Селезнев), “Введение в современную библеистику: Ветхий Завет” (преподаватель Института восточных культур и античности А.К. Лявданский), “Введение в современную библеистику: Новый Завет” (зав. отделом ЦНЦ “Православная энциклопедия” А.А. Ткаченко), “Проблемы библейской экзегезы: православный христианин перед лицом современной науки” (старший научный сотрудник Института востоковедения РАН А.С. Десницкий), “Книга двенадцати малых пророков” (игумен Арсений (Соколов)).

    Большинство из них (кроме лекций Андрея Десницкого) уже были апробированы в церковных учебных заведениях: Алексей Лявданский и  Михаил Селезнев ранее читали соответствующие курсы в МДА и Общецерковной аспирантуре,  Александр Ткаченко -- в ПСТГУ. 

    Что касается слушателей,  люди приехали очень разные.

    - Один имеет уже имеет законченное светское образование, причем гуманитарное, защитил кандидатскую по филологии, пишет докторскую в ОЦАД, а у другого – всего лишь заочная семинария, - рассказывает Михаил Селезнев. -- Впрочем, колоссальный разброс в уровне подготовки и у наших аспирантов, возможно, такого разброса в уровне первоначальной подготовки нет больше ни в одном учебном заведении. Скажем, моя аспирантка Мария Гордийчук закончила РГГУ по классической филологии и гебраистике одновременно, была рекомендована в аспирантуру РГГУ, но предпочла поступить в ОЦАиД (кстати, была единственным абитуриентом, кто сдал все экзамены, включая богословие, на одни пятерки). Естественно, ее уровень – это уровень очень хорошей университетской диссертации, которая украсит собой ОЦАД. А у какого-нибудь другого аспиранта все образование  –  это заочная семинария да заочная академия, языки, что древние, что новые надо начинать почти что с нуля. Приходится организовывать работу кафедры так, чтобы люди  с разным  уровнем подготовки могли найти в ней свое место.

    Почти все, кто приехал этой осенью в ОЦАиД,  узнали о курсах либо из рассылки, которую сделала кафедра библеистики, либо из новостей на православных сайтах. 

    - Меня привлекала возможность послушать лекции ведущих библеистов России и пообщаться с ними лично, эти лекции - уникальный шанс и хорошая возможность пополнить свои знания. Андрея Сергеевича Десницкого и Михаила Георгиевича Селезнева до этого я знал как своих научных руководителей, но ни разу не слышал их лекции. Теперь я узнал их еще и как преподавателей, и это было для меня очень приятное открытие. Помимо этих «вертикальных» связей возникли и «горизонтальные» - с другими слушателями курсов.  Мы несколько дней прожили вместе в общей интеллектуальной среде и общении, рассказывает диакон Петр Шитиков, докторант кафедры библеистики ОЦАиД, преподаватель Тобольской духовной семинарии.

    - На курсы я ехал не только учить, но и учиться: очень хотелось и поделиться накопленным материалом, и послушать интересных докладчиков и лекторов. Читали тут очень интересно, так что смело могу сказать: идея Михаила Георгиевича Селезнева организовать курсы - прекрасная и замечательная. Мы не только слушали или проводили лекции, но и общались в перерывах и после занятий. Было интересно встретиться с друзьями, с преподавателями из Сибири. Конечно, сейчас можно общаться по интернету, но общение по электронной почте и в соцсетях выстраивается поверхностно и не дает полноты общения. Которой можно возрадоваться при личной встрече. Общение вокруг Слова Божия всегда очень ценно и радостно. Священное Писание вообще должно быть в центре жизни христианина. Конечно, оно находится в центре богослужения, но нужно еще, чтобы и в повседневной жизни оно не отодвигалось на периферию, - делится впечатлениями игумен Арсений (Соколов).

    Возможность встретиться и пообщаться с коллегами была дорога многим слушателям, которые ехали на курсы.

    - Мне хотелось составить для себя более систематическое представление о том, что происходит в современной, преимущественно зарубежной библеистике, увидеть более цельный взгляд на нее, причем взгляд наших православных специалистов, которые могут поделиться корректным взвешенным отношением. Я предполагал, но не осознавал, что будет возможность встретиться с людьми, которые занимаются библеистикой в разных уголках нашей страны. Если живешь в Москве, кажется, что все рядом. А вдалеке от столицы чувствуется разобщенность. Мероприятия, подобные нынешним курсам, важны в том числе как возможность личного общения с библеистами разных школ и теми кто только начинает свою научную деятельность, но имеет уже интересные наработки и ставит интересные вопросы, - говорит иерей Иоанн Реморов,  первый проректор и проректор по учебной работе Новосибирской духовной семинарии.

    Иерей Иоанн Реморов Иерей Иоанн Реморов

    Каковы итоги курсов, говорить сложно, но впечатления у всех самые благоприятные и, в целом, слушатели «за» то, чтобы подобные циклы лекций проводились регулярно и стали своего рода традицией. 

    - Конечно, знакомство с современной библеистикой – задача, которую не решишь за 50 лекций. Думаю, наши курсы могли бы (и должны) иметь какое-то продолжение. Пока что главное, что я вижу – люди хотят учиться и чувствуют, что здесь мы предлагаем им заполнить лакуны, которые есть у них в отношении языков или современной западной библеистики. Есть идея сделать из записей курс для дистанционного обучения. Но это требует серьезной работы с отснятым видеоматериалом, грамотного монтажа, -  говорит Михаил Селезнев.

    - Основной вопрос  - насколько те знания, которые мы предлагаем, окажутся нужны слушателям. Многие студенты-слушатели курсов говорят, что после этих лекций библеистика как дисциплина им стала интереснее. А ведь это главное – чтобы человек любил свой предмет, интересовался им. Несколько человек говорили со мной о перспективах поступления в Общецерковную аспирантуру.

    - Я очень заинтересована в том, чтобы поступать в Общецерковную аспирантуру, правда, говорить об этом преждевременно, потому что еще даже не написан диплом. - говорит слушательница курсов студентка 5-го курса гуманитарного факультета Новосибирского гуманитарного университета Кристина Андерс – Мне нравится, что эта аспирантура может предоставить возможность научной работы с Библией с учетом того, что библейские тексты – священные и не могут быть рассмотрены вне конфессионального контекста.

    С уверенностью можно сказать, что курсы понравились всем – и тем, кто приехал, чтобы прослушать лекции, и тем (это относится к студентам ОЦАиД), кто зашел послушать лишь некоторые из них.

    - Может быть, подобные курсы надо проводить не один раз и не только в Москве, но и в регионах, привлекая местных преподавателей, чтобы было общение и методические наработки, и чтобы этот опыт осмыслялся в общецерковных рамках. Чтобы это было, нужна воля священноначалия и минимальные средства, чтобы люди могли приехать. Даже на наши курсы не все желающие из других городов смогли приехать, потому что у них элементарно нет денег, чтобы оплатить проезд до Москвы. Нужна, конечно, методическая поддержка, например, если где-то читают интересный курс, сделать его видеозапись, если есть возможность, издать методические пособия и распространить их. Почему бы, скажем, Учебному комитету не заняться этим? То есть действовать не только в плане контроля, но и разнообразной помощи. Ведь что имеют люди в отдаленных семинариях, сказать сложно. Такое ощущение, что вот они приехали в Москву, что-то услышали, успели купить какие-то книги – и все, на этом живое научное общение закончилось и они снова оказываются в каком-то вакууме, - говорит Андрей Десницкий.

    О будущем слушатели говорят, что хотели бы продолжения курсов, но, может быть, уже скорее не в виде лекций, а в формате межвузовского семинара на заданную заранее тему, чтобы можно было проработать материал и подготовиться к обсуждениям.

    - Какое будет продолжение, зависит не только от руководителя, но и от региональных церковных школ. Сейчас у нас на курсах были представители менее половины семинарий Русской Православной Церкви. Хотелось бы мобилизовать больше преподавателей Священного Писания.  И еще – чтобы преподаватели наших Академий и Богословских институтов не пренебрегали этими курсами, - высказывает пожелание игумен Арсений Соколов.

    По итогам курсов удостоверения о повышении квалификации церковного образца получили 35 слушателей, преподавателей семинарий Русской Православной Церкви, то есть, по крайней мере три десятка человек, от которых зависит, какие знания получат в том числе наши будущие священники о главном тексте нашей веры, готовы осваивать новое, убирать то неэффективное, что есть сегодня в преподавании Писания, и работать на то, чтобы наша библеистика становилась лучше и качественнее.   Как будет развиваться ситуация, покажет время. Сейчас можно и необходимо обозначить принципы, по которым будет лучше вести занятия по библеистики и на которые стоит ориентироваться, занимаясь текстами Священного Писания в научном плане, чтобы не допустить ошибок, которые уже сегодня возможно избежать. Упустить эти возможности было бы очень жаль.

    Вставить в блог

    Общение вокруг Слова Божия. По итогам курсов в Общецерковной аспирантуре

    Общение вокруг Слова Божия. По итогам курсов в Общецерковной аспирантуре

    10 декабря 2012
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru