rss
    Версия для печати

    Татьяна Иенсен: Зачем это мне строгий?!

    Отец Максим вдруг остановился посреди улицы и абсолютно однозначно сказал, как припечатал: «Считайте, что я беру этот ваш грех на себя».

    21 июля, в день Казанской иконы Божией матери протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, известный и любимый многими московский пастырь будет отмечать 20-летие хиротонии. На страницах «Татьянина Дня» - ресурса, который уже 17 лет существует под духовным руководством отца Максима, его поздравят архипастыри и священники, коллеги, духовные чада и друзья. Нам же, читателям, будут интересны те подробности церковной жизни «девяностых» и «нулевых», о которых рассказано через призму священнического служения отца Максима.

    Когда почти двадцать лет назад я спросила свою университетскую подругу – не знает ли она священника, с которым можно серьезно поговорить, она сказала, что знает, правда, он очень молодой и только что рукоположен. И потом  он строгий. Я подумала – зачем это мне строгий? Я хожу к отцу Геннадию (он тогда еще не был настоятелем Малого Вознесения, а служил в церкви Успения Словущего),  а он – сама доброта.  Правда,  из-за нее к нему было трудно пробиться, люди висели на нем гроздьями и  часами не отпускали, а мне нужна была помощь немедленно. В тот момент я уже дошла до предела, попав из-за своей самоуверенности и самодовольства в такой мощный душевный капкан, который, к примеру, в наркологии диагностируется, как созависимость от больного человека, когда ты все время чувствуешь себя ответственным за его жизнь и бесконечно перед ним виноватым.

    Увидев мою реакцию, подруга добавила: «И ничего, что строгий. Лучше здесь ответить, чем там».   Эти слова меня тогда так поразили, что на следующий день я приехала на Мосфильмовскую, в Троице-Голенищево, где служил тогда иерей Максим Козлов.  В ту первую встречу он совсем не был со мной строг, как и всегда со всеми новоначальными,  в чем я потом не раз убеждалась за многие годы, проведенные рядом с ним.  Но при этом наложил на меня такую жесткую епитимию, что я сразу же поняла – за последствия своего решения отец Максим  взял всю, именно всю, ответственность на себя. Я помню, что когда в то морозное утро я вышла из церкви на улицу, первое, что во мне сказалось само собой – «Боже, неужели я опять смогу радоваться снегу?»

    Протоиерей Максим КозловПротоиерей Максим Козлов

    А еще через год, когда уже началась борьба за Татьянинский храм, мы шли с отцом Максимом по Моховой, и на мои причитания, что если бы у меня была настоящая молитва, то Господь бы как-то развел обстоятельства, и необходимость грешить отпала бы, он вдруг остановился посреди улицы и абсолютно однозначно сказал, как припечатал:  «Считайте, что я беру этот ваш грех на себя».

    Я знаю несколько случаев, когда отец Максим перевернул жизнь неожиданно пришедшему к нему с улицы человеку. На второй год Татьянинской церкви, когда служили еще только в нижнем храме, и все было скудное, бедное – бумажные иконы из календаря на иконостасе, - к нему совершенно случайно попала моя подруга, которая металась по Москве из храма в храм, пытаясь «напоследок» поговорить со священником. В тот день она испытала чудовищное искушение от обличительных обвинений одного, как ей сказали, лаврского старца, после чего впала в такое осуждение всей православной церкви, и даже всей православной веры, что по дороге обратно в сердцах вылила из окна машины всю святую воду, которую там купила.  И если бы не отец Максим, который сказал ей такие единственно нужные в тот момент слова, то она скорее всего закрыла бы для себя все церковные двери, быть может, и не навсегда, но, безусловно, надолго.      

    Те, кто слушают его проповеди, кто приходят к нему за советом, знают, каким точным и емким словом отец Максим обладает, однако не все бывают свидетелями того, что в некоторых случаях он действует то, что называется вообще без всяких не только лишних, но даже и совсем нелишних слов. Когда в Татьянинскую церковь пришла одна молодая девушка (знакомая моих знакомых) и никак не могла переступить порог храма,  оставаясь в притворе, я решилась попросить отца Максима благословить ее, хотя видела, что он торопился и буквально пролетал мимо нас. Он был явно недоволен тем, что я его остановила, так как спешил, кажется, на самолет, но все-таки приостановил свой бег, тут же во все  вник и практически не сказав никаких наставляющих слов, взял упирающуюся и трясущуюся девушку за руку и  решительно повлек за собой  через весь храм к иконе святой мученицы Татианы, к которой три раза приложил ее голову, буквально словно окунул, как делают при крещении с младенцами.  А потом  тут же исчез. Но она-то уже была внутри храма. После чего начала приходить на службу, отстаивала ее всю, правда, во время Херувимской, понятия не имея, что это такое, падала навзничь. Однако саму девушку это не удивляло, она объясняла это тем, что ее мать колдовала, поэтому еще долго переступала порог храма через силу. Но переступала. Потом она забеременела и за несколько дней до родов причастилась. Я слышала, что она родила и надеюсь, что после родов,  тоже ходит в церковь, только в другую, ближе к дому.

    Но и тех, кто уже пришел за церковную ограду и кто нуждается в окормлении, отец Максим, как говорят в народе, строит. Разумеется, каждого по-своему.  Иногда очень жестко. Те уроки, которые он преподал мне - по нищете духа, лично я еле выдержала. Никогда мое тщеславие не было так уязвлено, как благодаря  ему. И вряд ли я кому-нибудь другому сумела бы в итоге быть так благодарна за столь мучительные испытания.

    Как редактор я работала с отцом Максимом, и меня поначалу абсолютно обескураживало то, что после того, как он накануне несколько часов отвечал на мои вопросы, на следующий день, встречаясь со мной в храме, практически не замечал меня, и в лучшем случае кивал головой. В мирской жизни такое было бы невозможно. А здесь никакой избранности, все на равных. Но, оказывается, именно это, как ни что, способно хоть чему-то научить тебя. Тем, более что сам отец Максим по-настоящему непримирим к любым проявлениям младостарческих воздыханий по отношению к нему, и не выносит,  как амикашенство, так и елейный пафос, особенно женский.

    Однако никакая наука, даже самая методологически верная – «ложкой по лбу» - никогда бы не помогла, если бы не было главного. Отец Максим, несмотря на весь масштаб своей общественной деятельности,  несмотря на всю свою занятость – реставрацией храма, миссионерством, преподаванием, организацией выставок, летнего досуга детей, студенческих балов, переводами, книгоиздательством, радио и теле-выступлениями, публикациями статей, внутрицерковной и международной политикой, паломническими поездками по городам и весям со всем огромным татьянинским приходом  и т.д., и т.д. – обладает  тем удивительным свойством, которое, видимо, должно быть непреложным для каждого, кто прошел таинство рукоположения в священство, когда во время таинства исповеди священник с тобой, и только с тобой. Его нет больше нигде, ни в какой другой точке мысленного и духовного пространства.  В эту минуту он полностью разделяет с тобой твое сокрушение о себе самом. Быть может, это хоть отдаленно должно походить на то, как ангел-хранитель вообще никогда от тебя не отходит.      

    И, быть может, это во многом объясняется тем, что отец Максим – и по жизни - никогда не путает главное с второстепенным. Меня потрясло то, что с ходу отвечая на самые разные вопросы – от  постмодернизма и Умберто Эко до квантовой механики и границ Вселенной, он только на два вопроса отказался отвечать сразу  и попросил дать ему время подумать до следующей нашей встречи -  о Сретении и о Воздвижении Креста Господня.

    Когда говоришь с теми, кто считает себя духовными чадами отца Максима, то чаще всего слышишь  слова благодарности: «У него такая сильная молитва». Разумеется, это трудно, а вернее невозможно проверить, но необходимость в его молитве, как и в его решающем совете по тому или другому поводу, испытывают практически все.  Он мне как-то сказал: «Вера – это опыт услышанных молитв».

    Поэтому в день юбилея отца Максима, хочется ему пожелать то, что он когда-то, благословляя нас читать молитву по соглашению о наших родных и близких,  подсказал просить у Господа – покаяния и вразумления. Потому что все равно даже из всех главных пожеланий  лучшего не выберешь.

    Татьяна Иенсен

                                                                                

     

     

     

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Дарья Куликова, Москва21.07.2012 0:51 #
    Спасибо предыдущему комментатору, где как не в комментариях к этим прекрасным воспоминаниям уважаемой Татьяны Олеговны высказаться публично и нам, не имеющим столь богатого общего с юбиляром прошлого?! Слова у отца Максима, и правда, золотые, всегда обращенные к конкретному человеку в конкретной ситуации. Эти слова его не один раз помогали мне принять единственно верное решение, но вот именно что помогали, но никогда не указывали. ..
    На нашем с моим дорогим супругом венчании присутствовали мои родители. Моя мама потом делилась впечатлениями: "Когда он (батюшка) произносил слова молитвы, смотрел на вас, он был так искренне рад. Было ощущение, что он венчает своих родных детей..." Теперь батюшка регулярно крестит плоды освященного его молитвами союза, равно как и многих других его "детищ" - семей, сложившихся благодаря его непосредственному участию - словои и даже делом:) Я бы назвала отца Максима "пропагандистом супружеской любви". Естественно, что священник будет всегда, обеими руками ЗА брак, семью и т.д. Но именно отец Максим всегда подчеркивает, что семья должна начинаться с любви супругов друг к другу, а дети и любовь к ним - логичное продолжение той любви. Не потому ли среди духовных чад его - все больше молодых родителей (целое поколение - в нашем храме)?
    И еще одна вещь всегда меня поражала в отце Максиме. Он помнит обо всех. И когда кажется, что он вообще никогда не вспомнит, что живет на свете такая девочка Лена (мальчик Ваня), он вдруг неожиданно позвонит (или напишет): "Лена (Ваня), а не хотел (а) бы ты попробовать себя в качестве регента (корреспондента, повара и т.д.)?" Со мной такое было уже несколько раз, и ощущение, что "отец Максим верит в меня", буквально окрыляло и вдохновляло на подвиги. Потому что он, хоть и строг, и безумно занят, но помнит о каждом из нас, даже когда мы сами уже все о себе позабыли...
    Дорогой батюшка, спаси, Боже, за все, что Вы делаете и в масштабах всей Церкви, и в масштабах нашего храма, и в масштабах каждого из нас, неразумных! Дай Вам Бог сил много-много, как я всегда прошу, чтобы на всех нас хватило. Многая и благая лета!

    Михаил, Москва20.07.2012 22:42 #
    Очень похожие мысли. Я подумал, а что я смог бы написать, об отце Максиме? Лучше и полнее, чем предыдущий автор – вряд ли. Потому что здесь нужно иметь дар говорить полунамеками, не раскрывая того, чего невозможно раскрывать. Скажешь, «если бы не было отца Максима в моей жизни, не было бы ни жизни, ни меня», как тут же испугаешься фальши и пафоса, которые вызовут эти слова у других. Продолжать приходить к нему со своими «благодарностями»? Я знаю, как он может искривить свое лицо. А хуже этого нет печали. Не лучше ли поблагодарить его своим не только внутренним, но и деятельным, внешним изменением? Этот вопрос я задаю себе уже годами. На этом пути получается очень мало. Страх прогневить отца Максима своими неуспехами со временем только отдаляет от него. Но ты понимаешь, что по-другому и не может быть. У каждого свой, только Ему ведомый путь и направление. Лет шесть тому назад в Подмосковье, почти ночью, в лесу у костра, группа прихожан праздновала именины отца Максима. Мы все по кругу говорили, что для каждого из нас этот человек. И я сказал, что он для меня - мой отец. Конечно же, я действительно тогда так верил. Но, как Идиот Достоевского не понимал, что возможно, а что невозможно говорить. Через полгода накануне своего тридцатилетия я впервые в жизни встретил своего настоящего отца, фамилию которого теперь ношу. Я бы не сделал того шага к той двери, если бы меня не научил к таким дверям подходить отец Максим. Я продолжаю вновь и вновь подходить к этим дверям в своей жизни… И, несмотря на приобретенный опыт, мне каждый раз страшно. Хоть я и верю, что смерть это тоже дверь… Многая и благая лета, дорогому батюшке!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru