Tweet |
Почти все краткие рецензии, прочитанные перед походом в кино, говорили о том, что фильм задуман как метафора - фантастический сюжет (человек рождается стариком, в течение жизни молодеет и умирает младенцем) и технически совершенное его воплощение. Оставалось только понять, метафорой чего является эта почти трехчасовая картина.
Впрочем, и без интригующих иносказаний фильм нацелен на то, чтобы собирать полные залы: метаморфозы главных героев (Бред Питт, Кейт Бланшетт), которые в одном киноромане проживают целую жизнь - от юности до старости, мастерская работа гримеров, технические трюки, поддержанные солидным бюджетом, и мистический сюжет работают как отличная приманка. Именно в этом фильме, по меткому замечанию одного из критиков, «спецэффекты наконец-то превратились из палки-копалки в полноценный инструмент художника». И это, несомненно, большой плюс картины: такого мы еще не видели. Фильм создает атмосферу неторопливого, спокойного повествования, которая, мягко обволакивая зрителя, полностью погружает его в обратнонаправленную историю жизни главного героя. Ареной, на которой схлестываются временные потоки, оказывается любовная история: Бенджамина и Дейзи разлучает время, которое идет для них в разные стороны, но часть пути все-таки совпадает. Однако вряд ли фильм говорит о любви что-то новое. Он разве что свидетельствует о том, что настоящая любовь - вне времени, над ним и вопреки ему. Но и эта истина звучит здесь как пересказ, а не как самостоятельная реплика.
Гораздо интереснее другое - «портрет» времени, убедительно передающий его зыбкость, непрерывность, текучесть и однонаправленность - неважно, в какую сторону (хотя фактической точности в фильме нет, изображение некоторых реалий весьма далеко от документального). Движение в фильме создается не за счет экшна, которого здесь очень мало, а благодаря лейтмотивности, рифмовке образов и сюжетов, и это по-настоящему завораживает.
Уже название фильма сосредотачивает внимание на главном герое. Бенджамин Баттон появляется на свет в 1918 году и умирает в 2005-м. По сути, он - свидетель всего двадцатого века. Рожденный в день окончания первой мировой войны, он становится «избранным». Выросший в доме престарелых, он оказывается кровно связанным с предыдущим столетием. Бенджамин причастен главным коллизиям столетия - войне, культурной революции, прогрессу. При этом история движется «к концу», а его жизнь - к началу. Однако персонаж Брэда Питта до обидного мирно плывет по течению жизни, ничего, в сущности, не делая и никак не меняясь психологически. Фильм, с одной стороны, полон намеков на уникальность и глубину личности Бенджамина, с другой - эта уникальность и глубина практически ничем в его поведении и поступках не подкрепляются. Создается ощущение, что герой не поспевает за своим развитием и в каждой из жизненных стадий оказывается как бы внутренне «недоработанным». В конечном итоге авторы уравнивают этого персонажа с другими, говоря, что неважно, чем ты занимался - производил пуговицы, танцевал, делал на теле татуировки или «жил в обратную сторону» - любая жизнь уникальна. Но и эта истина, если основывать ее на материале фильма, звучит неубедительно.
Для Фицджеральда, рассказ которого стал сюжетным зерном фильма, важна была прежде всего социальная ирония: в зависимости от возрастной категории менялись ориентиры героя и его роль в обществе; он в обратном порядке «примерял» на себя стандартную последовательность проживаемых человеком социальных масок.
Для сценариста Эрик Рота (кстати, создателя культового Форреста Гампа), важнее был выход на экзистенциальный уровень, ради чего он и переписал рассказ до неузнаваемости. Основным нервом картины стало изображение жизни человека с «генетически модифицированной» сущностью на фоне мировой истории. Но, как кажется, выстрел оказался холостым. Безусловно оригинальный сюжетный ход, призванный дать новое и более глубокое видение личности и природы человека, его отношений с собой, другими людьми, временем, на деле только отвлек внимание авторов от внутреннего мира героев, который оказался намеченным, но не наполненным.
***
... фильм стоит того, чтобы его посмотреть, и даже - посмотреть не один раз. Для кого-то он окажется иллюстрацией разнообразных технических приемов, для кого-то - интересным визуальным рядом, для кого-то - поводом поразмышлять о вопросах личности и времени, которые мы обязаны решить, даже если авторы картины не смогли сделать это достаточно убедительно.
Tweet |
Вставить в блог
История Бенджамина Баттона. Невероятная?20 февраля 2009
|
Поддержите нас!
"Была бы жена счастлива с ним, если бы он
остался? Конечно,нет. Дочь -- тоже."
Конечно,да!! была бы счастлива! Когда она пришла в приют,где он уже превратился в 12-летнего мальчика,она не смогла забыть его и приходила в приют КАЖДЫЙ ДЕНЬ....и книги читала,и ухаживала за ним....если бы не любила,не делала этого...
А дочь не узнала своего отца!!!А могла бы вырасти РЯДОМ С НЕЗАУРЯДНЫМ человеком,что безусловно оказало бы влияние на ее формирование,как человека...научило бы сострадать...
Бенджамен должен был дальше,в будущее передать эстафетную палочку сострадания! через дочь! чтобы с его смертью сострадание не исчезло из мира...но лично побоялся это сделать,но сумел с помощью дневника передать свое"я",свои мысли и чувства...
Вспомни,когда Бен уходит,дочери год...а потом,НЕ ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗЛУКИ,возвращается уже 15-16 летним тинейджером--ОН ЕЩЕ ВПОЛНЕ АДЕКВАТЕН,молод и здоров!!А дочери 13 лет к тому времени...это значит ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ он мог спокойно прожить со своими девочками бок о бок!!!!!!!И дочь воспитать и с любимой женщиной рядом быть! И Дэйзи ЛЮБИЛА И ПОМНИЛА ЕГО ВСЕ ЭТИ ДВЕНАДЦАТЬ лет!..иначе,она не пришла бы в гостиницу к нему...и не провела с ним ночь...
В общем,ненужная,страшная жертва...мученичество...обузой бы не был...а был бы милым и желанным...каким был Владимир Мигуля,композитор для своей жены перед смертью,когда стал неизлечимо болен и беспомощен,как младенец...
Любовь,возможность быть рядом с любимыми людьми искупает все тяготы!!!!!
Пишу сразу после...
Мне понравилось,что герой вел дневник...У меня был знакомый...Он уже умер...Он говорил мне:"Оля...Ты должна вести дневник о своей жизни...Просто записывать каждый день...События этого дня...Свои мысли...У тебя уникальная,непохожая на других жизнь!Значит и мыслишь ты не как все!"
...В общем и целом фильм мне понравился...
...Посмотреть безусловно стоит...И не один раз...
...Мне НЕ понравилось,что герой оставил маленькую годовалую дочь и любимую женщину...Двух самых любимых и близких существ...Он не захотел,чтобы они видели его угасание и его странное видоизменение...Это был жестокий,беспощадный и РАЦИОНАЛЬНЫЙ поступок...Точно такой,как поступок его отца,кстати!..Герой так и не научился воспринимать СВОЮ жизнь и СВОИ особенности и странности,как ЧУДО,как ДАР Божий(как,кстати воспринимала его странную жизнь и судьбу,женщина-негритянка его воспитавшая!)
...Значит,он всю жизнь СТЫДИЛСЯ самого себя(((((((
...Это очень логичное решение западного цивилизованного ума,который позволил легализоваться ЭВТАНАЗИИ:если ты не можешь жить,как все---ты должен умереть или исчезнуть из жизни близких людей,которые тебя любят и которых ТЫ любишь!..Не обременять своими особенностями,странностями и непохожестью...
...Слава Богу,герой прожил,претерпел свою жизнь до конца...
...Думаю,главный вывод,сделанный мною из фильма,это то,что каждая судьба(и моя в том числе)))-ЧУДО...дар Божий...уникальна...неповторима...значима...и интересна!!!
...И ЧТО НЕ ВСЕ В ЭТОМ МИРЕ ПОДДАЕТСЯ РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ!..
...Благодаря таким существам,как Б.Баттон,старики и инвалиды детства-есть место в жизни НЕрациональному...НЕлогичному...НЕобычному...есть место чуду...есть место для проявления ЛЮБВИ Божией.
Герой -- просто обычный человек. И в его ситуации тот ПОСТУПОК (уход от жены и дочери) -- это не только ЕДИНСТВЕННЫЙ, совершенный им,но и единственный, который от НЕГО ТРЕБУЕТСЯ В ЕГО ЖИЗНИ.
Что же касается ухода в никуда или в вечность,к Господу...В фильме герой уходит с миром. Это очень важно! Значит он, все-таки, уходит к Господу!
"Идея фильма в том, что мы приходим в мир из ниоткуда и уходим в никуда" - пожалуй, что так, Вы очень точно сказали. Но это "ниоткуда" и "никуда", мне кажется, не то же самое, что вечность, в которой пребывает Господь, и я не вижу, что фильм говорит о том, что смерть есть "возвращение к твоим истокам, к Господу". В фильме люди действительно уходят в "никуда".
Относительно главного героя возможны (и необходимы!) мнения разные, к тому же, герой не обязательно должен быть "героическим". Лично мне больше всего понравился образ негритянки, которая вырастила Бенджамина (тут налицо, мне кажется, очень сильный характер).
Безусловно, Бенджамин тоже совершает ПОСТУПКИ (хотя, строго говоря, значительный поступок в его жизни, на мой взгляд, один: когда он покидает Дейзи и их дочь на взлете их отношений, чтобы не осложнять жизнь тем, кого любит).
Я не вижу в фильме драматического напряжения, которое, казалось бы, должно следовать из такого сюжета. Главный герой напоминает - бесхарактерностью, отсутствием воли - Юрия Живаго, только у Пастернака герой отмечен ярким талантом. При этом фильм действительно хороший, и герои - все - симпатичные:)
Идея фильма в том, что мы приходим в мир из ниоткуда и уходим в никуда. Поэтому смерти не надо страшиться, она есть возвращение к твоим истокам, к Господу.
Фильм стоит посмотреть, так как это ЗАМЕМЕЧАТЕЛЬНОЕ во всех отношениях кино.