Tweet |
До сих пор существует множество стереотипов, связанных в массовом сознании с поступлением в университеты. Попробуем на примере факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова рассмотреть и опровергнуть самые популярные их них.
Стереотип первый. Московский университет – вуз для избранных, простому выпускнику туда невозможно поступить.
Опровергнуть этот стереотип очень просто: достаточно посмотреть, сколько в любой академической группе московских студентов и сколько иногородних. Повсюду москвичи окажутся в очевидном меньшинстве. Вообще, в последние годы по студентам журфака вполне можно изучать географию России: у нас учатся студенты от Калининграда до Камчатки, от Надыма до Темрюка.
Более того: подавляющее большинство студентов, независимо от места их происхождения, – из обычных семей среднего достатка: дети учителей, служащих, частных предпринимателей. За два последних десятилетия на журфак ездила с охраной только одна студентка, да и то по факультету она ходила без сопровождения и все годы учёбы вела себя исключительно скромно.
Стереотип второй. Поступить в МГУ на бюджетную форму обучения можно только за взятку.
Опровергнуть его тоже несложно: абитуриент приходит в приёмную комиссию с результатами трёх ЕГЭ, а в университете сдаёт лишь один экзамен по профилю факультета. Если баллы, полученные за Единый государственный экзамен, низкие, то даже стобалльный результат на профилирующем экзамене, скорее всего, никак не исправит ситуацию. Система проверки результатов факультетского экзамена усложняется каждый год. Не вдаваясь в подробности, скажу: сейчас она устроена так, что найти работу «своего» абитуриента практически невозможно. И никаких списков блатных абитуриентов, которым нужно поставить высокий балл во что бы то ни стало, нет.
Но. Едва ли не каждый год я сталкиваюсь вот с какой ситуацией. Как известно, часто абитуриентов сопровождают родители: они волнуются ещё больше, чем их чада, и считают, что их присутствие положительно скажется на результатах экзаменов. И вот к такой трясущейся от волнения мамаше (а родительницу абитуриента можно отличить в толпе из сотен лиц) подходит серьёзный мужчина средних лет в костюме и с портфелем в руках, отводит её в сторонку и доверительным голосом говорит примерно следующее: «Я близкий друг ректора, декана, ответственного секретаря приёмной комиссии. У меня все ходы схвачены, всюду сидят мои люди. Я могу вам помочь поступить, но за это надо будет заплатить». И называет кругленькую сумму. Нередко мамаши не раздумывая выкладывают незнакомцу все деньги, а он исчезает навсегда.
Или, как вариант: «Я вам помогу, а вы заплатите после экзамена». Незнакомец не ударяет палец о палец (а у него и нет никаких рычагов влияния на экзаменаторов), а потом, когда абитуриент получит проходной балл, приходит за деньгами: «Если бы не я, ваш ребёнок никогда не поступил бы».
Как вы понимаете, такой человек не имеет вообще никакого отношения к Московскому университету. «Как же он может проникнуть сквозь пост охраны?» – спросите вы. Очень просто: пройти посторонним людям на факультет в дни приёма документов гораздо проще, чем в обычные дни. Вот и околачиваются они у дверей приёмной комиссии. Уследить за ними в суете горячих будней практически невозможно, если их выгнать – они могут встать у входа и делать своё грязное дело. Поэтому единственное противоядие от продавцов подобного рода услуг – не верить им и помнить, что за деньги поступить на журфак невозможно.
Стереотип третий. В университете все места заняты абитуриентами из республик Северного Кавказа с купленными стобалльными результатами ЕГЭ.
Не готов отвечать за все вузы Российской Федерации, но на журфаке МГУ процент первокурсников с «кавказскими» фамилиями – не больше процента статистической погрешности. Да и среди абитуриентов из тех регионов паломничества к нам не наблюдается.
Впрочем, любой нормальный человек скажет, что фамилия сама по себе ни о чём не говорит. «Нынче поутру зашёл ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец» – писал лермонтовский Печорин в «Герое нашего времени». Никто никогда не проводил социологических исследований: учатся ли этнические русские хуже, чем студенты других национальностей. Но среди отчисленных студентов – как правило, русские фамилии. Однако рассуждать о способностях к учёбе (или об их отсутствии) представителей того или иного этноса в целом – это едва ли не признак нацизма.
Итак, мы разобрали основные стереотипы, сопровождающие абитуриентов и их близких на пути к высшему образованию. В то же время иногда встречаются и обратные мнения: мол, поступить в МГУ сейчас значительно проще, чем несколько лет назад, так как в приёмные комиссии идут абитуриенты, родившиеся в начале девяностых годов – в годы «демографической ямы». Это мнение легко опровергнуть статистикой: в прошлом году конкурс на журфак был больше, чем за все предыдущие двадцать лет.
Таким образом, практически никакие стереотипы сегодня не действуют. Главное для успеха абитуриента – не деньги родителей, не знакомые люди в приёмной комиссии, а исключительно светлая голова и глубокие знания. И, конечно же, небесполезно будет помолиться Богу, чтобы Он через успех на экзаменах или, наоборот, через неудачу, помог выбрать правильный путь в жизни.
Читайте также:
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!