Режиссёр Карен Шахназаров высказал предложение о возвращении экзамена по литературе в российские школы. Он также считает, что курс классической русской литературы должен преподаваться во всех средних и высших учебных заведениях страны, включая военные и технические.
Tweet |
На заседании президентского Совета по культуре и искусству российский кинорежиссёр и генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров предложил вернуть в школу экзамен по литературе и вообще сделать курс классической русской литературы обязательным во всех вузах страны.
«Включая технические и военные, средние и высшие учебные заведения» — подчеркнул Шахназаров.
Президент Владимир Путин поддержал режиссёра, назвав озвученную инициативу очень важной, и поручил министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову в ближайшее время заняться проработкой данного вопроса.
В каком именно формате экзамен по литературе будет представлен в школьной программе, пока неясно, так как в стандарте, действующем в настоящее время, русский язык и литература объединены. Курс литературы в школах несколько лет назад сократили с пяти до двух часов в неделю, и не секрет, что и это время используется учителями не для знакомства с классическими произведениями, а на подготовку к ЕГЭ по русскому языку.
Ни один из школьных предметов не пострадал от ЕГЭ так, как литература, сообщает «Российская газета». После 2009 года от выпускного сочинения осталось 200 слов в тестах по русскому языку. Именно такой минимум требуется от ученика, который претендует на 100 баллов по этому предмету. Это, чтобы было понятнее, примерно полстранички текста. К слову, у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» негры из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» знали 300.
В своё время, в 1945 году, когда в российских школах впервые появились выпускные экзамены, сочинение стояло на первом месте и должно было проверять, как школьники поняли заданную тему и умеют её выразить своими словами. Несколько десятилетий в школах обязательным был ещё и устный экзамен по русскому языку и литературе, где требовалось показать знания об историческом развитии русской литературы, литературных произведениях, биографиях писателей. Без этого аттестат не выдавали.
При этом список обязательной и дополнительной литературы все эти годы только расширялся. Причём из-за особой методики преподавания, принятой в российских школах, большую часть программы по литературе ученики проходят к 9-му классу. Тем не менее на 10-11-й класс остаются «Доктор Живаго», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», а ещё Вампилов, Шукшин, Распутин, Астафьев, Шаламов, Шмелёв, Набоков, Шоу, Хемингуэй. Одним словом, два-три десятка авторов и тысячи страниц. В итоге хороший литературный русский язык стал в школе редкостью, никаких русских писателей и поэтов кроме Толстого и Пушкина школьники не знают, а богатство родной речи изучают по текстам Шнурова, Сорокина и Пелевина, которых в школе не проходят.
Катастрофа с преподаванием литературы привела к тому, что даже на олимпиадах выпускники школ не блещут результатами. На заключительном этапе Всероссийской Олимпиады по литературе победитель сумел набрать лишь 133 балла из 150 возможных. При этом часть вопросов на олимпиаде напоминает тесты ЕГЭ.
«Включая технические и военные, средние и высшие учебные заведения» — подчеркнул Шахназаров.
Президент Владимир Путин поддержал режиссёра, назвав озвученную инициативу очень важной, и поручил министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову в ближайшее время заняться проработкой данного вопроса.
В каком именно формате экзамен по литературе будет представлен в школьной программе, пока неясно, так как в стандарте, действующем в настоящее время, русский язык и литература объединены. Курс литературы в школах несколько лет назад сократили с пяти до двух часов в неделю, и не секрет, что и это время используется учителями не для знакомства с классическими произведениями, а на подготовку к ЕГЭ по русскому языку.
Ни один из школьных предметов не пострадал от ЕГЭ так, как литература, сообщает «Российская газета». После 2009 года от выпускного сочинения осталось 200 слов в тестах по русскому языку. Именно такой минимум требуется от ученика, который претендует на 100 баллов по этому предмету. Это, чтобы было понятнее, примерно полстранички текста. К слову, у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» негры из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» знали 300.
В своё время, в 1945 году, когда в российских школах впервые появились выпускные экзамены, сочинение стояло на первом месте и должно было проверять, как школьники поняли заданную тему и умеют её выразить своими словами. Несколько десятилетий в школах обязательным был ещё и устный экзамен по русскому языку и литературе, где требовалось показать знания об историческом развитии русской литературы, литературных произведениях, биографиях писателей. Без этого аттестат не выдавали.
При этом список обязательной и дополнительной литературы все эти годы только расширялся. Причём из-за особой методики преподавания, принятой в российских школах, большую часть программы по литературе ученики проходят к 9-му классу. Тем не менее на 10-11-й класс остаются «Доктор Живаго», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», а ещё Вампилов, Шукшин, Распутин, Астафьев, Шаламов, Шмелёв, Набоков, Шоу, Хемингуэй. Одним словом, два-три десятка авторов и тысячи страниц. В итоге хороший литературный русский язык стал в школе редкостью, никаких русских писателей и поэтов кроме Толстого и Пушкина школьники не знают, а богатство родной речи изучают по текстам Шнурова, Сорокина и Пелевина, которых в школе не проходят.
Катастрофа с преподаванием литературы привела к тому, что даже на олимпиадах выпускники школ не блещут результатами. На заключительном этапе Всероссийской Олимпиады по литературе победитель сумел набрать лишь 133 балла из 150 возможных. При этом часть вопросов на олимпиаде напоминает тесты ЕГЭ.
Например, учеников просят соотнести русских писателей и названия мест: «Блок, Шукшин, Шолохов, Цветаева, Горький» и «Вешенская, Казань, Шахматово, Сростки, Елабуга». Или правильно указать профессии писателей. Вспомнить, что Грибоедов был дипломатом, а Чехов — врачом. Такие задания ученики выполняют легко. А если надо связно изложить свои мысли письменно? Этому их никто не учил и не учит. Теперь по всем предметам, включая литературное чтение, уже с первого класса предлагаются тесты: «На каком транспорте любил ездить Емеля?», «Какого цвета были волосы у Мальвины?» Ученики ставят галочку в табличке, учитель — хорошую оценку в электронный журнал. Откуда взяться культуре речи и умению рассуждать?
Неудивительно, что последние данные международного исследования PISA показали: по читательской грамотности российские школьники стоят на 41-42-м местах из 65. Хотя еще недавно были на 27-м. В первой пятерке «читающих» — Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада. У США показатели чуть хуже, но выше среднего. Почти все европейские страны — в крепких «середнячках».
Исследование PISA не интересуется, что именно читают школьники и какие тексты - обычные или электронные, оно отвечает на вопрос: как дети могут использовать то, что прочитали и какие выводы сделали? Выяснилось, что подавляющее большинство российских подростков не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить свое мнение. Более-менее применить содержание прочитанного к знакомой жизненной ситуации готовы 72% подростков. Из них лишь 14% готовы с помощью текстов обучаться самостоятельно.
Пока не ясно, как обязательный экзамен впишется в новый стандарт, где русский язык и литература объединены. Будут ли готовы ученики сдавать четыре обязательных экзамена? Как сообщалось, по новому стандарту к ЕГЭ по русскому и математике добавляется в самом ближайшем будущем иностранный язык.
Неудивительно, что последние данные международного исследования PISA показали: по читательской грамотности российские школьники стоят на 41-42-м местах из 65. Хотя еще недавно были на 27-м. В первой пятерке «читающих» — Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада. У США показатели чуть хуже, но выше среднего. Почти все европейские страны — в крепких «середнячках».
Исследование PISA не интересуется, что именно читают школьники и какие тексты - обычные или электронные, оно отвечает на вопрос: как дети могут использовать то, что прочитали и какие выводы сделали? Выяснилось, что подавляющее большинство российских подростков не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить свое мнение. Более-менее применить содержание прочитанного к знакомой жизненной ситуации готовы 72% подростков. Из них лишь 14% готовы с помощью текстов обучаться самостоятельно.
Пока не ясно, как обязательный экзамен впишется в новый стандарт, где русский язык и литература объединены. Будут ли готовы ученики сдавать четыре обязательных экзамена? Как сообщалось, по новому стандарту к ЕГЭ по русскому и математике добавляется в самом ближайшем будущем иностранный язык.
Tweet |
Вставить в блог
Экзамен по литературе может стать обязательным9 октября 2013
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.