rss
    Версия для печати

    Две встречи

    В этом году Сретение и Неделя о блудном сыне приходятся на один день.Оба праздника заключают в себе общую тему - встречу человека с Богом.

                «Ныне отпущаеши...»

     

                Когда исполнились дни очищения Марии и Иосифа после рождения Иисуса Христа, они «принесли Его в Иерусалим. Чтобы представить пред Господа». По идее, для иудейского младенца этот день должен был стать днем встречи с  Богом, которому он потом должен будет служить, исполняя заповеди и ожидая прихода Христа . Тем более что Иисус был первенцем и, по закону,  должен был быть посвящен Господу.

               

                Но Иисус был Христом, которого ожидало не одно поколение иудеев. И поэтому встреча с Ним, с Младенцем, стала для других желанной встречей с Богом. Далеко не все узнали в Новорожденном Христа, как потом, когда он стал взрослым, отказывались признать Его. Но благочестивый иудей Симеон узнал Его сразу.

     

                Еще бы! Он жил, ожидая Мессию, и ему было предсказано, что «он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Увидеть Христа, стать свидетелем того, как исполняются пророчества, было для него, как для иудея, большой радостью. И одновременно знамением смерти.

                Думается, на его глазах появились слезы, как у человек, испытавшего радость и облегчение, потому что кончилось непрерывное ожидание, потому что пришло спасение для его народа и для всего мира. В этот момент он от всего сердца возблагодарил, благословил Бога и сказал знаменитые слова:

    - Ныне отпускаешь, Владыко, раба Твоего, по слову Твоему, миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

    Симеон как бы дает пример того, как нужно ждать Господа, принимать Его волю и радоваться наконец-то состоявшейся встрече.

    Причина скоропостижной кончины праведника состоит в том, что он должен был, сойдя, как и все умершие до пришествия Христа, во ад, сообщить пребывающим там людям о том, что Христос воплотился и уже недолго осталось ждать того времени, когда Он выведет их отсюда. Симеон знал, что значит жить ожиданием, и должен был облегчить его тем, кто томился намного дольше, чем он.

               

                О блудном сыне

                Притчу о блудном сыне можно объяснять по-разному. Эта знаменитая история, пересказанная евангелистом Лукой, одно из самых известных евангельских повествований.

     

                Святитель Григорий Палама рассматривал ее как рассказ о взаимоотношениях Бога и человека. Отец в этой притче - Бог. Его сыновья - люди, которые ведут себя очень по-разному.

     

                Младший сын - это тот, кто отошел от Бога, старший - тот, кто все время был с Ним, посещал Богослужения, не оставлял Храм. Изображая все человечество, младший представляет собой язычников, старший - иудеев. Момент встречи младшего брата, возвращающегося вотчий дом, - это время встречи язычников с родившимся на земле Христом. А отец, который вышел навстречу младшему сыну - Бог, который послал на землю Своего сына. Телец же, которого отец повелел заколоть - «Сам Господь, Который выходит из сокровенности Божества и от находящегося превыше всего престола, и как Человек, явившись на земле, как Телец закалается за нас грешных, и как насыщенный Хлеб предлагается нам в пищу».

               

                «Однако старший сын гневается,- пишет Святитель григорий Палама. - Мне думается, что здесь Христос изобразил иудеев, гневающихся за призвание язычников, и книжников и фарисеев, соблазняющихся тем, что Господь принимает грешников и ест с ними» (ведь именно в ответ на этот гнев Иисус Христот и рассказал притчу о блудном сыне).

                Можно сказать, что это рассказ о человеческих взаимоотношениях. Например, о том, что немногие из нас способны сделать шаг, чтобы помочь обидевшему нас человеку. Размышляя о том моменте, когда младший сын возвращается домой, митрополит Антоний Сурожский пишет:          «...отец вперед бежит, чтобы встретить заблудшего: случалось ли нам когда-либо поступить так? Когда кто-то оскорбил нас глубоко, жестоко, - сделали ли мы когда-либо первый шаг, помня, что потерпевшему обиду легче сделать первый шаг, потому что он не унизителен, он не чреват страхом: а вдруг меня отвергнут? - тогда как обидчик в ужасе от предстоящего унижения, а может быть, и отвержения... Сделали ли мы когда-либо первый шаг, чтобы вернуть к жизни того, кто духовно, человечески мертв? Готовы ли мы были дать ему его первую одежду, то есть окутать его былым взаимоотношением?»

     

                Что это такое - отношения между людьми? Почему история младшего сына едва не обернулась трагедией?

     

            «Взаимоотношения устанавливаются, потому что каким-то чудом мы вдруг человека увидим, действительно видим человека очами души во всей его красоте...А потом постепенно человек для нас все больше утрачивает значение, а дары его - или ее - становятся все более вседовлеющими. Я не имею в виду дары вещественные; я имею в виду тепло, и ласку, и понимание, и столько других вещей. Источник забывается, обесценивается, и «важна» только вода, текущая из него ручейками. И если мы и дальше продолжаем так относиться, то мы все больше и больше отрываемся от человека; человек существует для нас все меньше и меньше. Блудный сын сказал своему отцу: «Отдай мне то, что будет моим, когда ты умрешь»; иными словами: «Давай согласимся, что ты больше для меня не существуешь; мне нужно только то, что ты можешь дать...». 

          Но такая жизнь, основанная только на подарках, на извлечении выгоды, невозможна. «  жизнь возможна только в отношении к Богу, и в отношении к людям, как бы в непрерывном взаимообмене, когда мы столько же податели, сколько и приниматели щедрости людской и Божией», - пишет митрополит Антоний.

    Младший сын изголодался не только физически, но и духовно. И понял, в чем был не прав. И тут митрополит Антоний предупреждает нас: мы склонны ассоциировать себя с блудным сыном. Человек грешен, он отходит от Отца, Бога, Источника благ, и должен научиться видеть и осознавать свою вину и искренне каяться. И тогда милосердный Господь примет его обратно. Но ведь мыможем оказаться и в роли старшего брата,  «того, который никогда не имел подлинного взаимоотношения любви, дружбы, ни с нами, ни с отцом... того, который может похвалиться, что он всегда был добросовестным, честно «работал» в доме отца, делал все, что нужно - но безразлично: выполнял, как выполняют обязанность, которой не избежишь, или же как сделку: как работу за плату, работу ради обеспеченности, труд в обмен за принадлежность к «дому», за обеспеченность... И мы  поступаем так непохоже на отца, который ни в какую минуту не переставал любить заблудшего сына, даже в момент, когда этот заблудший отрекся от него... никогда не переставал любить; старший брат перестал - или, вернее, никогда и не любил, только имел „деловые" отношения с теми, кто его окружал».

    Притча о блудном сыне - это не только урок об искреннем покаянии человека. Это история о том, что надо уметь от всего сердца прощать людям и любить их, несмотря ни на что.

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru