Tweet |
Протоиерей Николай Балашов лично создал в сети страничку мероприятия, которая тут же возглавила новостные ленты по категории «популярное». Что, согласитесь, в обычном случае не вполне объяснимо – книги серии сложны, увесисты и в народ (пока?) не вхожи. Знаю об этом не по наслышке – когда год назад вышли «Церковные реформы» тогда игумена, а ныне архимандрита Саввы (Тутунова), автор отказался давать интервью, пока книга не будет прочитана от корки до корки. (Судить о том, справился ли Тадей с этой задачей, вы можете по вышедшему в скором времени тексту).
А вот владыка Савва (Михеев) прямо на презентации признался, что только сейчас узнал о том, что протоиерей Николай Балашов выпустил в серии и свой труд, пространно намекнув на то, что с радостью примет книгу в подарок. В итоге со стойки всех книг серии том авторства отца Николая исчез.
Исходя из этого, можно с уверенность говорить о том, что народ собрался скорее не за хлебом, а за зрелищем. Больше половины журналистов в самом начале признавались: «Я тут как частное лицо!» Что немудрено – писать о проблемах, поднятых в серии – не просто сложно, а подчас невозможно. Да что там говорить – отец Николай, который собирался выпустить книги к 2002 году, пришел к какой-то логической точке только в 2012. Пятнадцать лет книги обдумывались, писались, переписывались (одна из которых не меньше десяти раз!) и строго редактировались. Задавая вопросы и делая реплики, собравшиеся стремились «кинуть мостики» между описанным в серии и современностью и всеми силами добивались того самого «хэппининга», за которым следовали сквозь ливень и пробки.
И он был у нас! Задал тон ведущий вечера – священник Георгий Ореханов, окрестив протоиерея Николая Балашова «крестным отцом серии». Если учесть, что это было сказано после выступления итальянки Джованны Парравичини— атташе по культуре Представительства Ватикана в России , статус «крестного отца» имел сумасшедший успех и, по-моему, не оставит героя еще очень долго. Крестины проходили не без искушений, отец Николай поведал, что мысль создавать серию возникла у него в бытие сельским священником, у которого и компьютера-то не было, а бандероли с текстом и ответом ходили «туда-обратно» за три месяца. Обретя первый компьютер и «потерев руки», узнав о существовании электронной почты, отец Николай был призван в Москву и обеспечен такой должностью, которая позволяет писать и редактировать книги разве что ночью и в отпуске.
Понимающе кивал и отец Георгий Ореханов, поделившийся наблюдением, что раньше не понимал – как можно так рано уходить из дома и так поздно возвращаться, что видишь своих детей только спящими. Теперь это понимание пришло, а книги ушли. В отпуск. Точнее, дожидаться отпуска!
Серьезен был архимандрит Савва, который задался целью и успешно вместил свое выступление в пятиминутный регламент. Если сжать рассказ в пятисекундный, то тема епархиальных реформ интересовала автора чуть ли не с рождения, ведь отец Савва вырос в Париже, где Собор 1917-1918 гг. упоминался не иначе, как с пиитетом, а особо – духовным отцом будущего архимандрита - владыкой Сергием (Коноваловым). Надо ли удивляться, что тема была выбрана дипломной в МДА, а потом диссертация легла в основу монографии?
Однако отцу Савве не удалось быть самым краткоговорящим. Большинство вопросов было адресовано именно ему. Особо – сложных. Священники Филипп Парфенов и Андрей Юревич потребовали «ответа» за новейшую церковную реформу – разделение епархий. Причем вопросы, на мой скромный взгляд, были сформулированы весьма странно. Например, отец Филипп позволил себе пассаж «все владыки живут по понятиям», а отец Андрей рассказал о том, что, архиерей, епархия которого мала по площади, начинает вмешиваться в пение хора и расстановку икон, что усложняет жизнь приходского священника. Сложный вопрос-утверждение о том, какое нелегкое будущее (по предсказаниям матушки Марии Скобцовой) ждет Церковь, задал Виктор Судариков.
Отец Савва ответы держал со всей строгости, с тем, что проблемы в Церкви есть, согласился, но жестко попросил обобщениями не заниматься. К чему зал поставил свой «плюс один» - согласно кивая головами.
Автор самого «свежего» тома Александр Кравецкий признался, что «не мог себе представить, в какую авантюру ввязался», но в итоге все получилось – а именно - анализ отдельных сюжетов, характеризующих реакцию Церкви на события рубежа веков.
Со своими вопросами и дополнениями к общей скорее все-таки беседе, нежели дискуссии выступили священники Иоанн Миролюбов и Илья Соловьев, главный редактор «Православной энциклопедии» С.Л. Кравец и главные редакторы ведущих православных СМИ – «Правоcлавие и мир», «Нескучный сад» и – всегда ваш – «Татьянин День». Смотрите видео с презентации.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!