Tweet |
- Владыка Марк, Вы только что осмотрели выставку. Можете поделиться впечатлениями?
- Хорошая, серьезная выставка. Отрадно, что основное ее содержание – духовное. Тут представлены книги, документы, картины, связанные со святыми местами, строительством храмов и монастырей. Это очень естественно, ведь деятельность Русской духовной миссии и Императорского Палестинского Общества была направлена на то, чтобы помочь нашим паломникам познакомиться со Святой Землей, приобщиться к ее святыням. Это было очень важно, ведь для России Восток– скорее не географическое, а духовное понятие. Неслучайно император говорил о деятельности Палестинском обществе, что это для него - это «вопрос сердца».
Выставка очень значительная, надеюсь, что для многих она послужит своего рода «зарядом», «мостиком» к нашей истории и к пониманию того, что Россия делала на Святой Земле и почему это было и остается таким важным для нас. Надо понимать, что должна быть преемственность, что существует традиция и нужно действовать в рамках традиции.
- Помните, как первый раз приехали на Святую Землю?
- Конечно помню! Это было 31 июля 1992 года. Деятельность Русской духовно миссии на Святой Земле только-только возобновилась, и я приехал с инспекторской проверкой.
Посещал святые места, знакомился с делами Миссии. И потом, уже в качестве постоянного члена Миссии, приехал в декабре.
- В первую поездку Вы служили в каких-то храмах?
- Кончено служил. В том числе в храме Гроба Господня.
- Богослужение там как-то отличается от службы в других местах?
- Да. Храм Гроба Господня - особое место. Помню, одна светская дама после литургии сказала: «Храм Гроба Господня - единственный храм, единственное место, где можно молиться по-настоящему». Конечно, это эмоциональное высказывание, несколько преувеличенное, но, тем не менее, оно передает чувство, которое она испытала здесь на богослужении. В тот день по большей части служили по-гречески, и, тем не менее, это не помешало той женщине почувствовать общую атмосферу храма и помолиться.
Я много раз служил литургию в храме Гроба Господня, и всякий раз она оставляла особые впечатления, особый настрой. А вообще Гроб Господень я воспринимаю скорее как ночной храм.
- Ночной храм?
- Да. Конечно, он открыт и днем, и множество туристов и паломников приходит посмотреть его в дневные часы. Ночью людей меньше, и храм становится храмом молитвы, а не популярным экскурсионным местом.
- И Вы ночью служили литургию? Не на Пасху?
- Конечно! Там есть и поздняя литургия утром, но основная совершается ночью после полуночи во все дни, не только на Пасху. Поэтому для меня Иерусалим, особенно если говорить о Старом Городе, - это, прежде всего, это ночной храм Гроба Господня.
- В базилике Рождества Христова в Вифлееме Вам тоже доводилось служить?
- Много раз, особенно в 1999 году, накануне двухтысячелетия Рождества Христова. В тот год я ездил на Святую Землю очень часто. И в одну неделю служил в базилике Рождества четыре раза.
В этом храме удивительная атмосфера. Мы всякий раз служили внизу, в пещерке. Там нет иконостаса, и создается удивительная атмосфера близкого присутствия Христа. Это всегда очень действует на паломников: они уходят окрыленные, одухотворенные.
- Иерусалим и Палестина – места, в которых происходят события Евангелия. Поездки на Святую землю помогли Вам лучше понять Евангелия?
- Конечно, ведь на Святой Земле Евангелие оживает. Начинаешь представлять себе, что такое Вифания. Вифлеем, Гефсимания, где они находятся, в каком удалении друг от друга расположены. Евангельская история становится осязаемой. Неслучайно некоторые паломники – правда, больше это распространено среди западных христиан - приезжают на Святую Землю специально, чтобы почитать Евангелие в тех местах, где происходили описанные в это Книге события. Поездки на Святую землю - способ актуализации Евангелия, возможность для того, чтобы оно воспринималось более остро, цепляло сердце человека.
- В Вашей жизни была ситуация, когда, например, Вы увидели какое-то место и поняли что-то, что до этого не было Вам понятно из Нового Завета?
- Заканчивая Академию, некоторое время я преподавал в семинарии Новый Завет, и один из учащихся спросил меня о другой Голгофе, которая располагается за стеной Старого Города. Тогда я еще не бывал на Святой Земле и воспринял вопрос как-то отстраненно. А потом, уже когда приехал и увидел места Страстей Христовых своими глазами, отвлеченный подход отпал сам собой. Я вспомнил тот вопрос семинариста и подумал: «Как можно говорить о какой-то другой Голгофе, когда именно здесь чувствуется благодать Божия?» Сердце ведь не обманешь.
Читайте также:
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!