rss
    Версия для печати

    Что значит сессия для преподавателя? Ч.2

    Помогает ли студенческое прошлое преподавателя раскрывать хитрости нынешних студентов со шпаргалками? Как относиться к беременным на экзамене? Об этом расскажет преподаватель факультета журналистики Павел Вячеславович Балдицын

     

    Билеты и шпаргалки

    -         То, что вы сами были студентом, помогает вам раскрывать какие-то наши хитрости?

    -         О конечно, конечно! Безусловно! Я шпаргалками не пользовался. Хотя, по правде сказать, два раза на экзамене использовал шпоры, но это были специфические случаи. Первый случай - это введение в германистику. Это такой сложный предмет, лингвистическая дисциплина, которая требует знания множества конкретных фактов истории языка. Какие были парадигмы в готском языке, какие звуки, потом надо знать, как санскрит там воздействовал. Конечно, как готский перешел в немецкий, диалекты верхненемецкого, нижненемецкого. Ужас, в общем. Был готов объективно на «четыре», и шел получать эту свою «четвертку», и вдруг, зайдя на экзамен, обнаружил, что все столы забиты учебниками, их было так много, что нельзя было руку воткнуть. Это оставила немецкая группа, а я был в английской. Я все написал самостоятельно, а потом смотрю, все пользуются. И преподаватель на это не обращает внимания. Может быть, сознательно. Я иногда на экзамене разрешаю пользоваться всем, чем возможно, но только на втором высшем образовании. Спросите у этих счастливчиков, они вам подтвердят. И вот тогда я подсмотрел и написал какие-то факты. Уже не помню, что я получил. Вот это один раз. Второй раз был по педагогике. Я сдавал педагогику досрочно, потому что ехал в стройотряд. И там был преподаватель такой Евгений Петрович Малиночка - ох, милый, розовые щечки чудесные, читал нам лекции, а я на лекции не ходил, потому что у меня было свободное посещение, я был общественный деятель, председатель комсомольской организации, организовывал стройотряд. Я не ходил, но этот предмет меня в какой-то степени интересовал, и я читал Песталоцци, читал Ушинского, читал Сухомлинского и прочих-прочих. И вот на экзамене первые два вопроса я знал прекрасно, а вот третий вопрос, как сейчас помню, «Формы работы с пионерами в школе». Ну я думаю: «Что я не придумаю какие-то там формы работы?» И запросто изложил что-то из Песталоцци, заливался соловьем. Ну, преподаватель меня остановил и говорит: «Вы ответили на первые два вопроса отлично, а на третий вопрос вы должны повторить те восемь форм работы, которые я называл на лекции». И тут я оказался в луже. Я говорю, что их не помню, не знаю, ставьте мне «четыре» и разойдемся. Ну, я, может, не так нахально сказал. Это студенты факультета журналистики нахальные, а мы были скромные. А он говорит: «Нет, вы отвечали очень хорошо, у вас много «пятерок», «четвертки» редки, приходите на пересдачу. И я пошел на пересдачу. Но я-то человек любознательный. Да, я пришел уже к другому преподавателю, к заведующему кафедрой, его звали Валерий Иванович, и он столы расставлял так, что туда шпаргалку было положить невозможно. Они так веером стояли по аудитории. Я сдавал с французской группой, такие девочки, скромные. Я у них спросил на всякий случай восемь форм работы с пионерами и записал. А листок положил в карман. И вот мне попадается тот самый билет, который я отвечал и, значит, те самые формы работы, на которые у меня в кармане бумажка. Вот эти два случая.

    -         Неужели с друзьми никогда шпаргалок не готовили?

    -         У меня были приятели, которые шпаргалили вполне профессиональным образом. Целая компания, они жили в общежитии. У них была своя терминология, например, «медведи», это когда карманы пришивались на пиджак. Парень ходил с карман и расшвыривал девочкам эти шпаргалки. Вот они это делали профессионально, умело, писали вчетвером, каждому доставалась четверть вопросов, и они свои вопросы уже знали. И я это увидел и понял, как можно шпаргалить и как преподавателю можно списывающих ловить.

    -         То есть за студентами присматриваете?

    -         Мне неудобно, неловко и стыдно наблюдать, откуда девочки тянут шпаргалки. Это, конечно, неинтересно. Или ставят сумку рядом с собой, из сумки явно торчит куча распечатанных ответов. Совершенно смешно, ничего профессионального. Тут есть несколько простых приемов. Как говорится, против лома нет приема. Я знаю один, самый простой и железный, как лом, прием. Я вижу, что студент шпаргалит, он себе готовится, я его не трогаю, а когда он садится отвечать, сразу задаю ему другие вопросы и не слушаю того, к чему он готовился. Хороший прием?

    -         Нет!

    -         Прекр-р-р-расный! Если студент со мной играет в «кошки-мышки», я с ним сыграю в другую игру.


     

    -         Вы же у него просто шок можете вызвать!

    -         Да. Когда шок бывает, мне это еще больше нравится. Это на шок и рассчитано. Некоторые сразу отказываются, некоторые отвечают, ведь бывает, человек знает предмет, а шпаргалку тянет.

     

    Билеты и страхи

    -         Бывает, что студент не может ничего сказать от волнения, а не от незнания.

    -         Знаю разные приемы, как снять напряжение. Иногда пошутить, иногда поговорить мягко. Как-то настроить отвечающего на мирный, спокойный лад. Если он впадает в ступор, есть такие нервные особы, особенно девицы, я бы посоветовал учиться сдавать экзамен.

     

    А если это любовь

    -         Часто вам на экзамене признавались студентки в любви?

    -         На экзамене - нет!

    -         Но как же? А у нас столько историй про это ходит! Например, если неудовлетворительно отвечающая студентка во время сдачи с вами кокетничает, вы ее спрашиваете, что она делает сегодня вечером, а когда обрадованная девушка выдыхает,что совершенно свободна, да еще и глазками стреляет, то вы выдаете: «Сегодняшний вечер вы проведете с «Папашей Горио». Вы будете его читать». На колени перед вами падали...

    -         Нет, на колени ко мне никто падал. Ой-ой, вранье все это.

    -         Но как должны вести себя преподаватели в таких случаях?

    -         Ну... (Впервые задумывается.) Выработать какую-то определенную методику, на самом деле, это не так сложно. Хотя был у меня один раз, когда я поставил студентке автоматом  «отлично». Она явно меня преследовала, там письма писала чуть ли не на каждой лекции. Но она делала это несколько картинно, мне казалось, напоказ. Но когда я поставил ей автомат (она действительно великолепно занималась, ее не надо было спрашивать), она так расстроилась и сказала, что этого от меня никак не ожидала. Ей хотелось сдавать экзамен, а я говорю, не нужно.

     

    А если это беременность

    -         На старших курсах, где вы ведете зарубежную литературу, слава Богу, каждый год одна-две беременные сессию сдают. Вот придут они к вам на экзамен...

    -         У беременных на определенном сроке, в последние месяцы вынашивания, не работает голова. Все забирает плод. Поэтому лучше сдать до последних месяцев, а если женщина идет на седьмом - девятом месяцах, она рискует, конечно. Но беременность - прекрасное дело! Надо рожать детей. Ребенок, твой, которого ты родишь, это намного важней, чем все эти экзамены, все эти сессии, вместе взятые. Зачем эта сессия? Надо уйти в академический отпуск и не сдавать сессию, а если хочешь сдавать, если у тебя есть такое честолюбие, то делай это до приближения родов. А когда родился ребенок, то вообще не до учебы. Когда у меня жена родила, она еще и болела, я книг совсем в руки не брал. И потом только, через какое-то время, я с удивлением вспомнил, даже узнал, что в мире еще есть  книжки! Книжки! Помимо кормления, купания, гуляния, стирки, сушки, пеленок есть еще и книжки!

    -         Вы с большим сочувствием относитесь беременным?

    -         Беременную женщину надо уважать. Но «автомат» ставить не буду. Она же рожает не для того, чтобы получить «автомат». Что за дурацкая постановка вопроса, зачем «автомат»?

    -         Чтобы она стресс не испытывала в процессе общения с вами на экзамене.

    -         Пусть тогда не ходит на экзамен. Если она идет на экзамен, значит, она рискует. И я могу пощадить ее самочувствие, но просто так «пять» или «три» я не поставлю. Поверьте, от родов вы, дорогие студентки, получите гораздо больше удовольствия, чем от сдачи любого предмета.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Валентина Львова, Москва15.08.2012 1:59 #
    Павел Вячеславович когда-то дал мне возможность отнестись к миру Древней Греции так, как будто это не умерло. Всякие "300 спартанцев" рядом с простой лекцией Балдицына меркнут, как нечто не запоминающееся.
    Ника22.05.2009 13:56 #
    Спасибо Вам!!!

    За Ваши лекции, за любовь к литературе, осмысленную и осознанную!

    "Лично я пришел к выводу, что многие вещи я узнал сначала как словесную форму, которую выучил, но не понимал, не прочувствовал. Потом уже в процессе жизни, приобретая опыт, я осознал эти идеи и проникся ими, и вдруг освоил уже через себя, а не как слово в кавычках".

    Да, именно так.. и Ваша заслуга в этом большая, по крайней мере для меня.

    Спасибо!
    The magician21.03.2009 17:17 #
    Павел Вячеславович, вы Скорпион по знаку зодиака?;)
    Alenka, Москва2.03.2009 15:03 #
    Я думаю, какая прекрасная идея - сделать интервью с преподавателем, я как-то об этом думала и очень рада и благодарна Леночке за её осуществление. Надо продолжать!!
    Ешё удивительно, что интервью именно с Павлом Вячеславовичем, я помню, разговаривала с чудесной девушкой, выпускницей журфака, и она, говоря о впечатлениях от журфака, называла этого преподавателя. С лениным курсом у них разница - лет 10, но запомнилось то же - его очарование, что все были влюблены, сначала в его видение литературы, эту свободу, открытия... А потом любови. История повторяется. И видя, что этот человек обладает таким магнитизмом, интересно наблюдать.
    Маша, в/о, Москва27.02.2009 22:06 #
    Уважаемый Павел Вячеславович! Таких, как Вы, на журфаке мало. Всегда восхищалась Вашим интеллектом и тонким юмором. Не пропустила пока ни одной Вашей лекции :)
    Давно хотела Вас спросить: что для Вас значит Православие? Вы производите впечатление необычайно духовного человека.
    Павел Балдицын, Москва26.02.2009 17:32 #
    Огромное спасибо всем за тёплые слова в мой адрес.
    Сам впервые сегодня увидел, что наговорил впопыхах. Понятно, что устная речь имеет иные законы, чем письменная, но, может быть, вся прелесть жанра интервью и состоит в умении схватить особенности устного слова.
    Могу ответить на несколько возникших у вас вопросов.
    1) Почему пишут в большинстве своём девушки? - А вы оглянитесь вокруг себя в аудитории журфака и увидите, что юноши там бывают крайне редко. В особенности на вечернем. Такая беда на филологических или библиотечных факультетах известна давно, а журфак когда-то был в этом отношении иным.
    2) Почему не ставить хорошие оценки беременным? - Я по-прежнему считаю, что беременность к учёбе не имеет никакого отношения. Может, ещё и наследственность прикажете учитывать. Или социальное положение?
    Екатерина, Москва24.02.2009 13:50 #
    Глубокое уважение - не только как к преподавателю, но и как к человеку! Ну разве кто-то из тех, кто познал радость материнства, может не оценить рассказ о том, как Балдицын (!!!), когда ребенок родился, книги забросил?! А насчет того, что туговато беременные под конец срока соображают... мой опыт о другом говорит. Хотя для эффективной учебы, действительно, не самый подходящий момент)
    СПАСИБО!
    Лариса21.02.2009 22:31 #
    Балди - отличный юморный парень! И здра-во-мыс-ля-щий! (в отличие от многих преподов факультета).
    Лен, надо было спросить, давно ли к нему прикрепилось прозвище "Брови")))) (не для кого же не секрет, что мы его так зовем). И как он относится к тому, что его так величают:)
    Евгения, Москва21.02.2009 17:51 #
    Павел Вячеславович действительно замечательный преподаватель! И его лекции остаются даже не в голове, а где-то глубже, наверное, в душе каждого, кто ходит, слушает и умеет слышать.
    Но вот узнать от такого человека о столь странном отношение к беременным студенткам, для меня совершено дико! Тем более, если преподаватель сам прошел через помощь жене с младенцем! Это действительно огромный труд, и, если ты хотела учиться, а так получилось, что появился ребенок, а брать академ не хочешь, чтобы не упускать время, неужели так сложно пойти навстречу. Вот Павел Вячеславович говорит, что нужно сдавать до родов, но не всегда получается "подогнать" месяцы беременности под число экзамена, ведь это очевидно! И очень многие преподаватели понимают, что студентки учатся, работают и вынашивают ребенка,и всегда идут навстречу, я думала, что уважаемый Павел Вячеславович не является в этом вопросе исключением!
    ГГ, Москва21.02.2009 17:38 #
    очень интересное интервью, интересно было узнать мнение о нынешних студентах и учебном процессе)
    rAmashka21.02.2009 9:40 #
    спасибо Павелу Вячеславовичу за исренние ответы, а Лене - за смелые вопросы:)
    Анна21.02.2009 8:58 #
    Мне кажется, от родов мы все-таки вряд ли получим удовольтие ;)) А вот от экземена у Балдицына - непременно!
    Анна, Москва20.02.2009 15:31 #
    Хорошее интервью! :) Побольше бы таких, а то для многих преподаватель на экзамене - это просто опасность для жизни, а оказывается он тоже человек, при чем очень даже интересный! ;)))
    Лена молодец! :)
    Pelagea, Москва20.02.2009 12:50 #
    Некоторые ответы действительно позабавили! Еще раз убедилась в остром уме Павла Вячеславовича. Спасибо автору за то, что помог стать ближе к самому лучшему преподавателю!
    Розалина20.02.2009 9:22 #
    Какие интересные вопросы)) А уж ответ про беременность просто прекрасен!
    Елена, Подосковье20.02.2009 8:22 #
    Очень хороший преподаватель, его лекции - одни из немногих, куда идешь с удовольствием, и зная, что там действительно приобретешь знания. Наверное, только благодаря таким преподавателям, сильным и знающим свой предмет, и требующим этого же от студентов, МГУ имеет право носить звание университета.
    Владимир, Москва20.02.2009 1:20 #
    Один из лучших преподавателей нашего факультета. Часть моей группы его почти боялась, хотя я и пытался их уговорить...Часто, только уже сдав экзамен, понимаешь, что не преподаватель "страшен", а на занятия ходить неплохо было бы. Но это уже студенческая психология... Спасибо Лене за интервью)
    Алёна Ш.20.02.2009 1:04 #
    Честно признаться, очень хотела достать шпаргалку по время экзамена. Не потому что не знала, потому что так спокойнее) Но не стала, так как самой потом стыдно было бы. Прекрасный преподаватель, чуткий и откровенный.
    Ира, Безансон20.02.2009 0:11 #
    интервью практически полностью удовлетворило мое любопытство) правда вот, только недавно всерьез задумалась, не удручает ли преподавателей (в том числе и блистательного Павла Вячеславовича) необходимость из года в год рассказывать практически одно и то же, а потом еще слушать "авторские версии" изложенного на лекциях из уст студентов на экзаменах и зачетах
    Елена, Москва19.02.2009 23:37 #
    "Если студент со мной играет в «кошки-мышки», я с ним сыграю в другую игру" - отличная цитата)) надо запомнить!
    Инна, Москва19.02.2009 21:59 #
    Елена, спасибо за интервью большое. Очень порадовало, особенно после сдачи сессии.
    Павел Вячеславович – удивительный преподаватель. Очень мало людей способно заражать любовью, трепетом к литературе. А еще меньше тех, кто делает это неповторимо, легко и манко. На его лекциях я не учусь, а отдыхаю. Я могу это сравнить с прослушиванием иностранной музыки. Иногда ты не переводишь смысл слов на русский язык в уме, а «отключаешься», упоенный звуком, мелодикой, голосом, тембром. А еще меня вдохновляет артистизм Павла Вячеславовича. Как вспышка фейерверка, талантливая молния в сердце каждого, кто увлекается и влеком.
    И ценно мне то, что, казалось бы, насильственно привитая мера (из-за контрольных) обращать внимание на детали в тексте, превратилась для меня в привычку в суете дней замечать те мелочи, без которых жизнь делается не интересной.
    Артем, Москва19.02.2009 21:27 #
    Спасибо, Павел Вячеславович, за ваши лекции!
    Эти слова вы слышали тысячу раз, но благодарит вас на этот раз не девушка.
    Елена19.02.2009 20:59 #
    Очень открытый и искренний человек)
    Стася, Москва19.02.2009 20:06 #
    Павел Вячеславович, Вы великолепны!!!
    /что характерно - комментарии пишут одни девушки :)
    Алена12.02.2009 16:46 #
    а я думала беременные девушки проходят сессию так: садятся, протягивают зачетку,
    что-то лепечут пока преподаватель ставит оценку и роспись, забирают зачетку, улыбаются и выходят))

    спасибо за интервью!
    Полина, Щербинка9.02.2009 14:42 #
    Спасибо за интервью! Павел Вячеславович - потрясающий преподаватель, красота его мысли и слова просто восхищает! Всегда бегу на его лекции и слушаю его с открытым ртом и замиранием сердца (хотя, по правде, мне очень тяжело молчать дольше 15 минут, и если это происходит, значит, мне рассказывают что-то действительно интересное! :)) Но вот на экзаменах у П.В.Балдицына чувствуешь все свое косноязычие...

    P.S. А то, что в любви никто не признавался и на колени никто не падал, неправда - ужасно расстроилась! :)
    Анна, Москва8.02.2009 21:29 #
    Спасибо за интересное интервью с интересным преподавателем!
    Катя Сафронова, Москва1.02.2009 10:49 #
    Очень интересное интервью. Я сама учусь на журфаке, и Балдицын - мой любимый преподаватель. Положа руку на сердце могу сказать, что только его лекции мне интересно слушать. Благодаря ему я полюбила зарубежную литературу и ВСЁ прочитала в этом семестре. Впервые в жизни! Жаль, что руслит он не преподает.

    Вообще отлично он отвечал на ваши вопросы - остроумно, правдиво. Мне очень понравилось интервью с ним. И сами вопросы, конечно, необычные - короче, аффтар жжот, пешы исчо!!! =)
    Светлана, Москва31.01.2009 22:15 #
    ремарка "впервые задумывается" позабавила :)
    Катерина, Москва28.01.2009 20:21 #
    Ваш преподаватель умен, образован, обладает самые разносторонними знаниями, легок в общении и весьма откровенен. Мне тоже посчастливилось учиться у него и сдавать не один экзамен. Замечательное итервью! Отличный подарок на День рождения!)))
    Настя, Москва28.01.2009 20:00 #
    Очень интересное интервью! Спасибо Лене за него! В общем-то, Балдиын правильно к студентам относится, это студенты - раздолбаи и халявщики))

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru