Tweet |
Билеты и шпаргалки
- То, что вы сами были студентом, помогает вам раскрывать какие-то наши хитрости?
- О конечно, конечно! Безусловно! Я шпаргалками не пользовался. Хотя, по правде сказать, два раза на экзамене использовал шпоры, но это были специфические случаи. Первый случай - это введение в германистику. Это такой сложный предмет, лингвистическая дисциплина, которая требует знания множества конкретных фактов истории языка. Какие были парадигмы в готском языке, какие звуки, потом надо знать, как санскрит там воздействовал. Конечно, как готский перешел в немецкий, диалекты верхненемецкого, нижненемецкого. Ужас, в общем. Был готов объективно на «четыре», и шел получать эту свою «четвертку», и вдруг, зайдя на экзамен, обнаружил, что все столы забиты учебниками, их было так много, что нельзя было руку воткнуть. Это оставила немецкая группа, а я был в английской. Я все написал самостоятельно, а потом смотрю, все пользуются. И преподаватель на это не обращает внимания. Может быть, сознательно. Я иногда на экзамене разрешаю пользоваться всем, чем возможно, но только на втором высшем образовании. Спросите у этих счастливчиков, они вам подтвердят. И вот тогда я подсмотрел и написал какие-то факты. Уже не помню, что я получил. Вот это один раз. Второй раз был по педагогике. Я сдавал педагогику досрочно, потому что ехал в стройотряд. И там был преподаватель такой Евгений Петрович Малиночка - ох, милый, розовые щечки чудесные, читал нам лекции, а я на лекции не ходил, потому что у меня было свободное посещение, я был общественный деятель, председатель комсомольской организации, организовывал стройотряд. Я не ходил, но этот предмет меня в какой-то степени интересовал, и я читал Песталоцци, читал Ушинского, читал Сухомлинского и прочих-прочих. И вот на экзамене первые два вопроса я знал прекрасно, а вот третий вопрос, как сейчас помню, «Формы работы с пионерами в школе». Ну я думаю: «Что я не придумаю какие-то там формы работы?» И запросто изложил что-то из Песталоцци, заливался соловьем. Ну, преподаватель меня остановил и говорит: «Вы ответили на первые два вопроса отлично, а на третий вопрос вы должны повторить те восемь форм работы, которые я называл на лекции». И тут я оказался в луже. Я говорю, что их не помню, не знаю, ставьте мне «четыре» и разойдемся. Ну, я, может, не так нахально сказал. Это студенты факультета журналистики нахальные, а мы были скромные. А он говорит: «Нет, вы отвечали очень хорошо, у вас много «пятерок», «четвертки» редки, приходите на пересдачу. И я пошел на пересдачу. Но я-то человек любознательный. Да, я пришел уже к другому преподавателю, к заведующему кафедрой, его звали Валерий Иванович, и он столы расставлял так, что туда шпаргалку было положить невозможно. Они так веером стояли по аудитории. Я сдавал с французской группой, такие девочки, скромные. Я у них спросил на всякий случай восемь форм работы с пионерами и записал. А листок положил в карман. И вот мне попадается тот самый билет, который я отвечал и, значит, те самые формы работы, на которые у меня в кармане бумажка. Вот эти два случая.
- Неужели с друзьми никогда шпаргалок не готовили?
- У меня были приятели, которые шпаргалили вполне профессиональным образом. Целая компания, они жили в общежитии. У них была своя терминология, например, «медведи», это когда карманы пришивались на пиджак. Парень ходил с карман и расшвыривал девочкам эти шпаргалки. Вот они это делали профессионально, умело, писали вчетвером, каждому доставалась четверть вопросов, и они свои вопросы уже знали. И я это увидел и понял, как можно шпаргалить и как преподавателю можно списывающих ловить.
- То есть за студентами присматриваете?
- Мне неудобно, неловко и стыдно наблюдать, откуда девочки тянут шпаргалки. Это, конечно, неинтересно. Или ставят сумку рядом с собой, из сумки явно торчит куча распечатанных ответов. Совершенно смешно, ничего профессионального. Тут есть несколько простых приемов. Как говорится, против лома нет приема. Я знаю один, самый простой и железный, как лом, прием. Я вижу, что студент шпаргалит, он себе готовится, я его не трогаю, а когда он садится отвечать, сразу задаю ему другие вопросы и не слушаю того, к чему он готовился. Хороший прием?
- Нет!
- Прекр-р-р-расный! Если студент со мной играет в «кошки-мышки», я с ним сыграю в другую игру.
- Вы же у него просто шок можете вызвать!
- Да. Когда шок бывает, мне это еще больше нравится. Это на шок и рассчитано. Некоторые сразу отказываются, некоторые отвечают, ведь бывает, человек знает предмет, а шпаргалку тянет.
Билеты и страхи
- Бывает, что студент не может ничего сказать от волнения, а не от незнания.
- Знаю разные приемы, как снять напряжение. Иногда пошутить, иногда поговорить мягко. Как-то настроить отвечающего на мирный, спокойный лад. Если он впадает в ступор, есть такие нервные особы, особенно девицы, я бы посоветовал учиться сдавать экзамен.
А если это любовь
- Часто вам на экзамене признавались студентки в любви?
- На экзамене - нет!
- Но как же? А у нас столько историй про это ходит! Например, если неудовлетворительно отвечающая студентка во время сдачи с вами кокетничает, вы ее спрашиваете, что она делает сегодня вечером, а когда обрадованная девушка выдыхает,что совершенно свободна, да еще и глазками стреляет, то вы выдаете: «Сегодняшний вечер вы проведете с «Папашей Горио». Вы будете его читать». На колени перед вами падали...
- Нет, на колени ко мне никто падал. Ой-ой, вранье все это.
- Но как должны вести себя преподаватели в таких случаях?
- Ну... (Впервые задумывается.) Выработать какую-то определенную методику, на самом деле, это не так сложно. Хотя был у меня один раз, когда я поставил студентке автоматом «отлично». Она явно меня преследовала, там письма писала чуть ли не на каждой лекции. Но она делала это несколько картинно, мне казалось, напоказ. Но когда я поставил ей автомат (она действительно великолепно занималась, ее не надо было спрашивать), она так расстроилась и сказала, что этого от меня никак не ожидала. Ей хотелось сдавать экзамен, а я говорю, не нужно.
А если это беременность
- На старших курсах, где вы ведете зарубежную литературу, слава Богу, каждый год одна-две беременные сессию сдают. Вот придут они к вам на экзамен...
- У беременных на определенном сроке, в последние месяцы вынашивания, не работает голова. Все забирает плод. Поэтому лучше сдать до последних месяцев, а если женщина идет на седьмом - девятом месяцах, она рискует, конечно. Но беременность - прекрасное дело! Надо рожать детей. Ребенок, твой, которого ты родишь, это намного важней, чем все эти экзамены, все эти сессии, вместе взятые. Зачем эта сессия? Надо уйти в академический отпуск и не сдавать сессию, а если хочешь сдавать, если у тебя есть такое честолюбие, то делай это до приближения родов. А когда родился ребенок, то вообще не до учебы. Когда у меня жена родила, она еще и болела, я книг совсем в руки не брал. И потом только, через какое-то время, я с удивлением вспомнил, даже узнал, что в мире еще есть книжки! Книжки! Помимо кормления, купания, гуляния, стирки, сушки, пеленок есть еще и книжки!
- Вы с большим сочувствием относитесь беременным?
- Беременную женщину надо уважать. Но «автомат» ставить не буду. Она же рожает не для того, чтобы получить «автомат». Что за дурацкая постановка вопроса, зачем «автомат»?
- Чтобы она стресс не испытывала в процессе общения с вами на экзамене.
- Пусть тогда не ходит на экзамен. Если она идет на экзамен, значит, она рискует. И я могу пощадить ее самочувствие, но просто так «пять» или «три» я не поставлю. Поверьте, от родов вы, дорогие студентки, получите гораздо больше удовольствия, чем от сдачи любого предмета.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
За Ваши лекции, за любовь к литературе, осмысленную и осознанную!
"Лично я пришел к выводу, что многие вещи я узнал сначала как словесную форму, которую выучил, но не понимал, не прочувствовал. Потом уже в процессе жизни, приобретая опыт, я осознал эти идеи и проникся ими, и вдруг освоил уже через себя, а не как слово в кавычках".
Да, именно так.. и Ваша заслуга в этом большая, по крайней мере для меня.
Спасибо!
Ешё удивительно, что интервью именно с Павлом Вячеславовичем, я помню, разговаривала с чудесной девушкой, выпускницей журфака, и она, говоря о впечатлениях от журфака, называла этого преподавателя. С лениным курсом у них разница - лет 10, но запомнилось то же - его очарование, что все были влюблены, сначала в его видение литературы, эту свободу, открытия... А потом любови. История повторяется. И видя, что этот человек обладает таким магнитизмом, интересно наблюдать.
Давно хотела Вас спросить: что для Вас значит Православие? Вы производите впечатление необычайно духовного человека.
Сам впервые сегодня увидел, что наговорил впопыхах. Понятно, что устная речь имеет иные законы, чем письменная, но, может быть, вся прелесть жанра интервью и состоит в умении схватить особенности устного слова.
Могу ответить на несколько возникших у вас вопросов.
1) Почему пишут в большинстве своём девушки? - А вы оглянитесь вокруг себя в аудитории журфака и увидите, что юноши там бывают крайне редко. В особенности на вечернем. Такая беда на филологических или библиотечных факультетах известна давно, а журфак когда-то был в этом отношении иным.
2) Почему не ставить хорошие оценки беременным? - Я по-прежнему считаю, что беременность к учёбе не имеет никакого отношения. Может, ещё и наследственность прикажете учитывать. Или социальное положение?
СПАСИБО!
Лен, надо было спросить, давно ли к нему прикрепилось прозвище "Брови")))) (не для кого же не секрет, что мы его так зовем). И как он относится к тому, что его так величают:)
Но вот узнать от такого человека о столь странном отношение к беременным студенткам, для меня совершено дико! Тем более, если преподаватель сам прошел через помощь жене с младенцем! Это действительно огромный труд, и, если ты хотела учиться, а так получилось, что появился ребенок, а брать академ не хочешь, чтобы не упускать время, неужели так сложно пойти навстречу. Вот Павел Вячеславович говорит, что нужно сдавать до родов, но не всегда получается "подогнать" месяцы беременности под число экзамена, ведь это очевидно! И очень многие преподаватели понимают, что студентки учатся, работают и вынашивают ребенка,и всегда идут навстречу, я думала, что уважаемый Павел Вячеславович не является в этом вопросе исключением!
Лена молодец! :)
Павел Вячеславович – удивительный преподаватель. Очень мало людей способно заражать любовью, трепетом к литературе. А еще меньше тех, кто делает это неповторимо, легко и манко. На его лекциях я не учусь, а отдыхаю. Я могу это сравнить с прослушиванием иностранной музыки. Иногда ты не переводишь смысл слов на русский язык в уме, а «отключаешься», упоенный звуком, мелодикой, голосом, тембром. А еще меня вдохновляет артистизм Павла Вячеславовича. Как вспышка фейерверка, талантливая молния в сердце каждого, кто увлекается и влеком.
И ценно мне то, что, казалось бы, насильственно привитая мера (из-за контрольных) обращать внимание на детали в тексте, превратилась для меня в привычку в суете дней замечать те мелочи, без которых жизнь делается не интересной.
Эти слова вы слышали тысячу раз, но благодарит вас на этот раз не девушка.
/что характерно - комментарии пишут одни девушки :)
что-то лепечут пока преподаватель ставит оценку и роспись, забирают зачетку, улыбаются и выходят))
спасибо за интервью!
P.S. А то, что в любви никто не признавался и на колени никто не падал, неправда - ужасно расстроилась! :)
Вообще отлично он отвечал на ваши вопросы - остроумно, правдиво. Мне очень понравилось интервью с ним. И сами вопросы, конечно, необычные - короче, аффтар жжот, пешы исчо!!! =)