Tweet |
Павел Вячеславович - один из тех преподавателей, что составляют легенду журфака. Мало того, что на занятиях у него аншлаговая посещаемость, так еще и на пересдачу иные девушки отправляются только затем, чтобы еще один вечер провести в его компании, да, к тому же, за высоко литературными разговорами. Правда, записывают его лекции редко: иногда профессор невольно подмигивает кому-то, а барышням, начитавшимся программной литературы, кажется, что это намеренно, вот они и боятся пропустить очередной посыл. Зато про Балдицына написали (и даже опубликовали в интернете) настоящий реалистический роман. А вот списать, говорят, у него невозможно. Не знаем, не пробовали.
- Павел Вячеславович, для одних студентов сессия - это освобождение: студент в течение всего семестра все читал, конспектировал и учил, а теперь он приходит и все это сдает, освобождаясь от необходимости помнить все ответы на билеты. Для тех же, кто ничего не делал, это, наоборот, время напряженное: гигантские объемы, бессонные ночи. А что такое сессия для преподавателя?
- Честно говоря, сессию я не люблю. Принимать экзамены мне не очень нравится. Были годы, когда я читал лекции на первом курсе, принимал 18 групп на дневном и еще несколько групп на вечернем. И, конечно, я ходил тогда на работу каждый день, и это было совсем неинтересно. Очень тяжело! То есть сессия глазами преподавателя - это тяжелый труд, страда деревенская. Причем иногда ты знаешь, что студент может сказать или что он получит, буквально в первые минуты, но, как говорится, noblesse oblige, надо послушать его, надо дать ему понять, что у него такая-то отметка, в общем, тяжелый труд, прежде всего.
Сессия американская
- Как-то вы уезжали с родного факультета на целый год преподавать в США...
- Я там работал в архивах. И вел несколько классов, это были классы русского языка и русской коммуникации, как это у них называется. Я подумал, что я могу читать? Американскую литературу им, насколько я понимаю, не самое правильное. В итоге решил, что им я привлекательнее как представитель русской культуры, как носитель русского языка. А русскую литературу я знаю ничем не хуже, чем зарубежную. Могу читать вам такие же курсы по истории русской литературы, и я однажды собирался это делать...
- Ой, да нам пока хоть зарубежную вам сдать бы! Скажите лучше, чем американские студенты, по вашим наблюдениям, во время сессии отличаются от российских?
- Во-первых, тем, что они американцы. У них очень высокая самооценка, огромное самомнение, и в трудную сессионную пору у них приподнятое настроение, они уверяют, что, живут в самой богатой, самой передовой и самой лучшей стране в мире. И этот настрой у них в любом жесте. Знаете, каждое местечко в Америке уверяет, что оно the best. Ехал как-то в Салинас, это в Калифорнии, на родину писателя Стайнбека - и вдруг - надпись на указателе: «Вы проезжаете мировую столицу...» Чего-то. А, артишоков! (Смеется.) Это замечательно, такая сельскохозяйственная местность. Вот и студент американский, он очень любит себя. И в течение сессии он свободен, он раскован. Я общался со студентами двух университетов, причем самых знаменитых, это Беркли и Стэнфорд. И знаете, что? Преподавателю там меньше нужно следить за сдающими.
- Почему же?
- Сессия у американцев растянута, многое падает на письменные работы. И вот там если будет обнаружена шпаргалка или будет доказан плагиат, то студента исключают из университета. Более того, на нем остается пятно на всю жизнь. Если потом будет доказано о каком-то из ныне живущих ученых или юристов, что они лет там 15 - 20 назад списали в университете, это сразу разрушает их карьеру.
- То есть если бы мы там списывали так, как списываем, когда сдаем вам экзамен...
- Нет, это невозможно. Я давал маленькую работу - все работали сами. В той группе, где я преподавал, была очень красивая девочка - помесь итальянки и тайки. Она очень плохо говорила по-русски, причем я посмотрел, она была примерно шестого уровня, то есть не студентка, а аспирантка. Естественно, у носителей русского языка результаты были вполне приличные, а у этой бедняжки вообще никакие. Но она этого не стеснялась. Это естественно - быть невежественным и преодолевать свое незнание. У них в университете, если на наши оценки переводить, то «три» - это очень хороший балл, а «четыре» - это чемпионы. А у нас всем кажется, что надо обязательно получать «пять».
Как же сдавать нам
- Что вам лично хотелось бы услышать на экзамене - самостоятельный анализ студентами произведений или осмысленное прочтение монографий по темам?
- Зачем мне пересказ монографий? Для меня важнее совсем другое. Первое условие - это знание текста. Концепции уходят, тексты остаются. Вы можете сейчас не прочувствовать, не понять до конца тексты, но если вы их достаточно внимательно прочли, они у вас в душе и голове уже остались. Потом вы придете к пониманию этих вещей, более глубокому. Лично я пришел к выводу, что многие вещи я узнал сначала как словесную форму, которую выучил, но не понимал, не прочувствовал. Потом уже в процессе жизни, приобретая опыт, я осознал эти идеи и проникся ими, и вдруг освоил уже через себя, а не как слово в кавычках. Поэтому самое главное - знать текст. Если вы знаете какие-то анализы - хорошо. Если вы умеете самостоятельно анализировать художественное произведение - прекрасно. Делайте это! Но иногда вот за этими потугами на самостоятельность, на анализ, скрывается обыкновенное незнание текста, потому что текст надо читать de visu, то есть своими глазами, а не в кратком изложении.
- А насчет лекций? Вам, как преподавателю, приятно, когда цитируют ваши лекции, показывая тем самым, что ходили на них, записывали, запоминали, или вам, наоборот, все это неинтересно, потому что известно?
- Если это понято, продумано и я слышу в ответ какое-то свое собственное суждение, тогда это здорово. А когда ты слышишь убогий пересказ, причем с перевираниями, искажением собственных идей, то тогда мне смешно. То есть если это пережито, если это вошло в голову студента, это только тогда хорошо.
Билеты и конфеты
- Как вы относитесь к тому, что иногда преподавателям на экзамене дарят цветы, конфеты?
- Отношусь к этому отрицательно, на экзамене ничего дарить не надо, не стоит. Мужчине вообще дарить цветы смешно. Я всегда себя чувствую неловко в подобных ситуациях. Тут нужно знать вкус. Мне даже бутылку спиртного какого-то пытались подарить. На самом деле, это чепуха. И спиртное, и конфеты, и цветы я привык выбирать сам и к подаркам отношусь совершенно отрицательно. Воспринимаю это как попытку подкупа.
- А если это чистое выражение любви и благодарности к вам?
- Ох. Вот у меня недавно студентка, которая прослушала два курса, получила две тройки. Сейчас ходит на мой спецкурс, занимается великолепно, я готов ей «отлично» поставить и всякое такое прочее. Она вдруг захотела мне что-то подарить. Она запомнила, как я сказал, что однажды студенты не вернули мне, ну попросту увели у меня один диск с фильмом. И она подарила мне именно этот фильм из моей коллекции американского кино. Вот это очень трогательный подарок. Приятный. И она ни в чем от меня не зависит, то есть материального интереса нет.
- Чай со студентами не пьете? Чтоб настроение поднять во время сессии?
- Пить чай со студентами - это нормально. Это человеческие отношения. У меня есть приятели, они физику-математику преподают, так у них это правило со студентом пойти кофе выпить, даже покрепче, пива, поговорить, потому что уровень студентов другой. Если бы вы знали, как занимаются технари и как там тяжело сдавать зачеты... У нас гуляльный факультет - с мехматом МГУ сравнится не может.
Tweet |
Вставить в блог
Что значит сессия для преподавателя? Ч.123 января 2009
|
Поддержите нас!
Читала и стыдно было... За семестр ни разу контрольных не писала, пришла на последнюю и по наивности своей, как была обложена своими конспектами и распечатками, так и осталась!) сижу себе пишу потихоньку и, к чести своей сказать, никуда не заглядываю. Сидела так, разумеется, не долго, потому что пришел Павел Вячеславович и сказал "ну и наглость"! знаете, как возмутилась!!! и от возмущения наврала: сказала, что НИКОГДА "шпорами" не пользовалась. Пользовалась, конечно, пару раз в жизни. Кто безгрешен? А за то, что неправду сказала, стыдно. Знаю, что на извинение в реальном пространстве духа не хватит, поэтому извиняюсь в виртуальном!
А вообще, сложно это - абсолютно честно сдавать предметы. и у соседа не спросить, когда возможность есть, и от автомата отказаться, если сам знаешь, что не заслужил! Но, уверена, имеет смысл к этому стремиться, потому что такое понятие, как "самоуважение" еще никто не отменял. Да и взять на себя ответственность за те плоды, которые пожимать будешь, тоже не помешает!
СПАСИБО!
Тексты читаешь внимательно, некоторые даже повторно, и все равно что-нибудь да упускаешь. Эмоций остается больше, чем фактов о прочитанном. Вопрос: Как же научиться правильно читать?
Лен, не подскажешь, где ПВ пьет чай и как попасть к нему в компанию?
Обещаю, что ничего лишнего говорить не буду!)
А еще полностью согласна, что "три" поставленное Павлом Вячеславовичем - это действительно очень хорошая оценка, а пересдача -вообще счастливый билет, дающий шанс еще раз пообщаться с этим уникальным педагогом и замечательным человеком с добрыми глазами!
Что касается самого предмета, то несмотря на то, что не все произведения зарубежной литературы мне хотелось читать, на лекции Павла Вячеславовича я ходила и хожу с огромным удовольствием!
Лена,спасибо за интервью, правда, личность твоего (нашего??) любимого преподавателя раскрылась с другой стороны.
Не буду льстить и говорить, что все лекции просто ах как интересны, ну это лично для меня, потому что я равнодушна к поэзии, например. А вообще, зарубежная литература мой любимый предмет с первого курса, и очень приятно, что за долгое время у нас действительно хороший преподаватель, мастер своего дела и слова.
Что факультет гуляльный - конечно, правда. Негодуешь на себя за то, что часто недостаточно старался.
А еще я никогда не забуду этого преподавателя, потому что он переменил мое отношение к сессии. Когда я не сдала ему в первый раз, он по-доброму сказал: "Ну ничего страшного. Не переживайте. Ещё чуть-чуть подготовитесь и придёте". И только хвостисты смогут понять, насколько эти слова необходимы в этот провальный для студента момент. Потому что принебрежительное безмолвное протягивание зачётки и сухое "приходите в следующий раз" настолько понижают самооценку и подрезают последний сук, за который можно зацепиться.
Вообщем, Балдицын счастлив и в этом его сила!
было бы интересно, чтобы Павел Вячеславович побольше рассказал об иностранных студентах, поделился своими впечатлениями и наблюдениями)
Наш курс в целом тоже Вас очень любит. Особенно нам нравится, когда Вы читаете стихи на английском, Вы в эти моменты просто неподражаемы!
А если серьезно, спасибо за лекции (кажется, единственный способ выразить свою неиндифферентность). Да-да, спасибо за полноцветные лекции, хотя они даже и пришлись на тот самый "американский период", и мы застали только "аншлаги посещаемости", а вот прелести дополнительных вечеров пришлись на не менее очаровательных Н.и А.
Доброго здоровья и хороших русских сессий!!
американского кино, какие режиссеры на первом месте.
А так - интересно, конечно:)
(фото поменяйте, вам не стыдно такого качества на сайт ставить?? как будто нормальных фото взять неоткуда.)
С нетерпением жду продолжения интервью! =)