rss
    Версия для печати

    Легкость и глубина: В музее-мастерской скульптора Лазаря Гадаева (ФОТО)

    Некоторое время назад редакция "Татьянина дня" по приглашению своего постоянного автора Андрея Анатольевича Мановцева побывала в музее-мастерской скульптора Лазаря Гадаева. Самого мастера уже четыре года нет на этом свете, поэтому всех нас встречал его сын Константин, который рассказывал о творчестве отца, показывал его работы.

    Двухэтажный дом № 9 в Земледельческом переулке - вот она, мастерская. За белой дверью - удивительный мир: светлый, добрый, наполненный такимим удивительными вещами, что впору молчать и смотреть, пошире открывая глаза. Мир художника сам все расскажет о художнике. Может быть, не сразу. Но вам захочется вернуться сюда еще не раз.  

    Музей-мастерская Лазаря ГадаеваМузей-мастерская Лазаря Гадаева

    Сын скульптора Константин Гадаев. Он сохраняет наследие отца.Сын скульптора Константин Гадаев. Он сохраняет наследие отца.

    Одна из стен мастерской. Все здесь - на своих местах. Так и просится слово экспозиция, да так оно и есть. Если внимательно смотреть, то в расположении работ скульптора можно увидеть логику. Одна из стен мастерской. Все здесь - на своих местах. Так и просится слово экспозиция, да так оно и есть. Если внимательно смотреть, то в расположении работ скульптора можно увидеть логику.

    Рабочее пространство мастерской. Здесь все так же, как и было при Лазаре Гадаеве.Рабочее пространство мастерской. Здесь все так же, как и было при Лазаре Гадаеве.

    Крест не является работой скульптора, он вдохновлял его.Крест не является работой скульптора, он вдохновлял.

    Это же - работа Лазаря Гадаева.Это же - работа Лазаря Гадаева.

    И это - тоже. И это - тоже.

    Константин Гадаев рассказал, что у его отца было два любимых сюжета, точнее даже сказать, две основные линии в творестве: зарисовки из народной осетинской жизни и евангельские сюжеты, и шире - все, что связано с христианством. 

    Поют. Поют.

    Любят, смотрят на тебя, думают. Любят, смотрят на тебя, думают.

    Лазарь. Лазарь.

    Франциск Азизский. Франциск Азизский.

    Молитва. Молитва.

    Косма и Дамиан. Косма и Дамиан.

    Серия рельефов Страстной путь. Серия рельефов Страстной путь.

    Работы Лазаря Гадаева - это музыка, слова, диалог. Они словно живые, вот-вот начнут двигаться и говорить. И в принципе, так и происходит - главное, услышать и увидеть. 

    Узнаете поэта, отлитого в бронзе? Узнаете поэта, отлитого в бронзе?

    Константин рассказывает, что художник прежде, чем отлить большую скульптуру, делал миниатюры. И большое, и маленькое получалось, с одной стороны, похожим, а с другой - соверешенно разным. Это как два человека: у них две руки, две ноги, голова, глаза, душа, но они - отличаются друг от друга. 

    Бегство в Египет. У Константина в руках - миниатюра. На полке - уже большая скульптура.Бегство в Египет. У Константина в руках - миниатюра. На полке - уже большая скульптура.

    Часть мастерской "живет" на улице, во дворике, под небом. И тут работы Лазаря Гадаева тоже ведут себя иначе, не так, как в стенах мастерской. 

    Тайная вечеря. Тайная вечеря.

    И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов…

    Вообще, когда смотришь на работы скульптора, хочется характеризовать их глаголами. И это не случайно. 

    Смотрит в небо и удивляется красоте мира. Смотрит в небо и удивляется красоте мира.

    Отдыхают.Отдыхают.

    Живут. Живут.

    Второй этаж мастерской. Второй этаж мастерской.

    На столике - Новый Завет и стихи польских поэтов. На столике - Новый Завет и стихи польских поэтов.

    Мастерская: вид сверху. Мастерская: вид сверху.

    Мы уходим, а работы остаются. Но мы все равно уносим с собой невыносимое ощущение глубины и... легкости. Легкости, которую объяснил в свое время Юрий Норштейн:  "Осязаемость пластики Гадаева – это еще и живопись. Я говорю не о цвете. Гадаев не лепит, он наращивает фактуру, наполняет, возвышает ее до невидимой в пространстве поверхности. Мне представляется, что Лазарь не любит твердых поверхностей – она у него многослойна, как может быть многослойна живописная фактура. Она текуча, объем его скульптур содержателен полным безразличием к правдоподобию. Меня поражает поверхность его скульптур. Она будто не часть тяжелого объема, а тонкая графическая амальгама. Наверное, отсюда ощущение легкости".

    СПРАВКА

    Лазарь Гадаев родился в 1938 году в селе Сурх-Дигора недалеко от г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ), в Осетии.

    Сын крестьянина, не вернувшегося с войны, Лазарь Гадаев (Гадати Лазар) закончил художественно-графический факультет Северо-Осетинского педагогического училища (1960) и продолжил обучение в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Его учителями стали живописец Дмитрий Жилинский, скульптор Матвей Манизер и система пластики Александра Терентьевича Матвеева.

    В год окончания института (1966) Лазарь Гадаев был принят в Союз художников СССР.

    Лазарь Гадаев в своей мастерской. Лазарь Гадаев в своей мастерской.

    С 1970-х годов его мелкую пластику стали включать в экспозиции. При разнообразии сюжетов, рожденных фантазией художника, основной предмет изображения — человек и владеющие им чувства, тонко переданные переживания персонажей, ведущих между собой застывший во времени диалог.

    В настоящее время скульптуры Гадаева из различных материалов — камня, дерева, керамики, бронзы — находятся в собраниях Третьяковской галереи и Государственном русском музее в Санкт-Петербурге, Северо-Осетинском республиканском художественном музее им. М. Туганова, музее Петера Людвига в Кельне, частных собраниях в России, США, Германии, Франции.

    Признанному мастеру «малой пластики» удалось реализовать и ряд монументальных замыслов — композиции в парках Еревана, Сеула, Владикавказа, Хоерсверде (Германия).

    Автор памятников — Георгию Малиеву (Владикавказ, 1986), Темботу Керашеву (Майкоп, 1990), Александру Пушкину (Москва, 1999), Осипу Мандельштаму (Воронеж, 2008).

    Скульптор Лазарь Гадаев увлекался графикой и писал стихи, рассказы на дигорском диалекте осетинского языка. В 1989 году была издана его книга миниатюр «Талант».

    Скончался в Москве в 2008 году на семидесятом году жизни, похоронен на Троекуровском кладбище.

    Читайте также:

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Алексей Беспалов, г.Санкт-Петербург27.04.2012 10:50 #
    Большое спасибо за память!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru