Tweet |
А только ли наш? Только ли мы воспитываем наше чадо, или процесс этот – обоюдный? В домашней педагогике это именно так, причем сила воспитательного воздействия ребенка на родителя едва ли не больше силы воздействия родителя на малыша. Чего же просить нам в этот день у Пресвятой Богородицы, которая воспитала Божественного Ребенка?
Воспитание родителя ребенком проще всего понять на примере ухода за новорожденным младенцем. Сколько книг ни прочти, все равно окажешься на передовой, все равно будешь ставить многочисленные опыты. Из этих опытов сложится некая модель поведения, которая со следующим младенцем, на первый взгляд ничем не отличающегося от первого, будет проверяться и существенно изменяться. Постоянной величиной в этом уравнении будет то, что, на мой взгляд, должно красной нитью проходить через любую книгу «для мам». Я говорю о сострадании. При чем здесь сострадание? Сострадание кому?
Нашим детям. Не то ли это чувство, которое испытывает мама, когда новорожденный мучается коликами, когда у него режутся первые зубки? Ведь только на сострадании, сопереживании возможно выжить в эти первые трудные месяца адаптации малыша к особенностям собственного организма. Только сострадание делает эти тяжелые месяца осмысленными, помогает не озлобиться и не спасть до конца в уныние. А тех, кому не помогает, Господь учит уже совсем другими, более действенными, способами.
Вот моя история. Малышке восемь месяцев. Позади трудное время, как мы пережили его, лучше и не вспоминать… Хотя, нет. Вспомнить придется. Дочка тяжело заболела. Бессонные ночи, постоянная тревога неведения («А вдруг и правда – зубки?», «А вдруг - ничего страшного?», «А вдруг страшно?», «А у других такое тоже было из-за зубов»). И апофеоз – не спавший всю ночь младенец почти на автомате перебирает ватные палочки, сидя на кровати. Этот уставший взгляд на бледном личике я буду помнить всегда. Он буравит меня, жжет огнем негасимым, и почему-то вместе с этими глазами вспоминается еще такой бессмысленный, ничего не понимающий взгляд двухнедельной малышки, которая, по расхожему выражению, перепутала день с ночью и совсем не желает спать в три часа ночи. Ну за что же ее, словно тряпичную куклу, с такой ненавистью кладут на пеленальный столик? Ну в чем она виновата?
Не могу сказать, что вот так быстро научилась сострадать ребенку, жалеть его. Но второй младенец уже не испытывал того, что свалилось на голову моего первенца. Ему досталось если не сострадание, то хотя бы понимание.
Но вот малыш подрос, вот начал нас радовать своими улыбками, шагами и первыми словечками. Что изменилось? Почему теперь за формулами «я сам», «не хочу, не буду», за подростковым «ты ничего не понимаешь» не видится нам боли адаптации – не к собственному организму уже, но к окружающему миру. Вспомним себя в детстве, в переходном возрасте. Кто-нибудь был абсолютно доволен жизнью? Вряд ли. Это состояние может испытать взрослый человек, который знает, как его можно достичь. Малыш не осознает своей потребности, например, в самостоятельности, а потому его неумелые попытки достичь ее причиняют боль в первую очередь ему самому. «Детство – не рай, а драма», - сказал Корчак. И как младенчику мы не сможем серьезно помочь с его зубками, так и здесь: все, чем мы можем помочь подрастающему ребенку – это быть с ним, показывать ему, что нам не чужда его боль, что мы понимаем ее и сопереживаем. Что мы не относимся к его детской проблеме как к проблеме глупой. Предельная серьезность в общении с ним – вот наша самая высокая планка. Идеал для каждого из нас на нашем педагогическом поприще – проложить дорогу от сострадания – к уважению. И осознавая свою невозможность в одиночку совершить такое большое и серьезное дело, мы припадаем к иконе Пресвятой Богоматери: «Пресвятая Богородице, помогай нам!» Не обидеть – словом, делом и даже помышлением маленькую личность, человеческое достоинство которой находится целиком под нашей защитой.
Маленький все время чем-то занят только оттого, что ему нечем заняться, а постоянная потребность в пище для ума заставляет его придумывать самые глупые, на взгляд взрослого, игры. Он стыдится этих игр – считает Януш Корчак – потому что отчетливо понимает всю их условность. Он прекрасно понимает, что палка не конь, а покрывало не море, но что же ему делать за неимением живого коня и настоящего моря в городской квартире? И он безмерно благодарит нас своим хорошим настроением, если мы поддержим его игру.
Мы говорим, что уважаем ребенка, если поддерживаем его собственную игровую инициативу, развиваем ее силой своего воображения и учим это делать своего малыша. Не насаживаем сверху то, что было вычитано в интернете или книге и воспринято нами как идеальное развивающее занятие. А просто продолжаем его «малышковую» игру. Вот это то, в чем малыш разовьется максимально, потому что максимально увлечется. Все же идеи из интернета, как бы ни были они исполнены креатива, всего лишь костыли, на которых величаво вышагивает или (что все-таки лучше) неуверенно ковыляет наше родительское самомнение.
Ну а теперь представлю несколько «костылей», дабы остаться в рамках избранного формата.
Начинаем подготовку к Пасхе
«Готовь сани летом…» - в данном случае уже не про нас, потому как на подготовку пасхальных подарков у нас осталось три недели. Предлагаю приготовить как можно больше маленьких и незамысловатых приятных сюрпризов, которыми можно будет удивить друзей во время обмена подарками на пасхальной вечерне, оделить хотя бы половину приходской детворы или порадовать никому не нужных старичков из домов престарелых (гиперссылка).
Наверняка у многих на кухне или балконе пылятся пустые баночки из-под детского питания. И выбросить жаль, и что с ними делать, кроме как носить раз в месяц в поликлинику? Изготовим вместе с малышом веселые подставки для пасхальных яиц. Я предложу лишь несколько вариантов, их может быть огромное количество.
Вариант 1. Вставьте в банку любую тематическую картинку – пасхальную, весеннюю, с какой-либо церковной символикой. Подойдет также ваше фото или фотография вашего малыша. Все зависит от того, кому адресован ваш подарок.
Вариант 2. Пока вы делаете фоторамку из баночки, можно попросить вашего малыша наклеить на другую баночку готовые наклейки или наклейки, вырезанные вами из самоклеящейся бумаги. Обрезки бумаги нужно хорошенько смять и наполнить ими банку.
Вариант 3. Подберите три вида контрастной по цвету крупы и дайте малышу насыпать ее в баночку – в три слоя. Сверху плотно прижмите куском пластилина или соленого теста, чтобы крупа была плотно утрамбована в банке.
Не очень презентабельный верх баночки украсьте красной лентой или оклейте креп-бумагой. У вас получатся вот такие подставки под пасхальные яйца.
Хлебные забавы
Надеюсь, вы уже лепили из теста? Давайте продолжим, тем более что поводов к этому на наступающей седмице предостаточно.
22 марта – в день памяти сорока мучеников Севастийских – мы традиционно печем «жаворонков» - постные булочки в виде птиц. Используем обычное дрожжевое постное тесто. Некоторые хозяйки советуют замесить его на рисовом отваре, так «жаворонки» будут белее. «Жаворонки» - это завязанные в узелок «колбаски» из теста, один кончик которых заостряется (это головка), другой, напротив, расплющивается (это хвостик).
Глазки лучше всего сделать из тмина или изюма. Во время работы расскажите малышу о птицах, которые весной прилетают из жарких стран, к рассказу о каждой из них добавьте какую-нибудь интересную подробность или небольшое стихотворение.
К воскресному дню, когда Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника, вы можете испечь из теста «лесенки».
Детская «лествица»
Ко дню памяти преподобного Иоанна Лествичника можно немного порассуждать с малышом о его, детских, «грехах» и добродетелях. А чтобы это было еще и наглядно, сделаем «лествицу». Вырежьте из белой или голубой бумаги «лестницу наверх», а из черной или серой – «лестницу вниз», пусть ступенек будет немного. На темной лестнице расположите недостатки – по одному на каждую ступеньку, напротив них, на белой лестнице – соответствующие им добродетели. Пусть это будут, к примеру, такие пары: «жадничаю – делюсь», «капризничаю – слушаюсь родителей», «разбрасываю игрушки – помогаю маме», «обижаю младших – жалею тех, кто меньше меня – младших братьев и сестер, животных, насекомых». Для маленьких лучше грехи и добродетели представить в виде картинок, которые можно вместе приклеивать.
Подберите к каждой картинке соответствующее стихотворение. Например, к паре "капризничаю перед сном - спокойно засыпаю" подойдут стихотворения Ирины Токмаковой "Колыбельная лосенку" и Юнны Мориц "Это да! Это нет!" ("На эту кушетку, на эту тахту..."), к паре "помогаю маме - бездельничаю" - стихотворения "Золотые руки у парнишки..." или "Невидимка" Зинаиды Александровой и "Помощница" Агнии Барто.
Теплые лужи
Пока синоптики гадают, когда же придет настоящая весна, мы с детьми делаем весну у себя дома! Давайте в этот раз побегаем по лужам!
Вырежьте «лужи» из голубой или белой бумаги, прикрепите их к полу кусочками двустороннего скотча. Объясните малышу, что по лужам можно ходить только в резиновых сапожках. По команде «Надели сапожки!» малыш шагает из «лужи» в «лужу», стараясь не наступать на пол. Если звучит команда «Надели туфельки», «Надели тапочки» и т.д., ребенок должен перешагивать через лужи, стараясь «не промочить ноги». Делайте паузу перед называнием вида обуви, а можно и «обмануть» ребенка: «Надели са… …ндалики!» Затем поменяйтесь, пусть малыш будет ведущим. Постарайтесь вместе вспомнить как можно больше видов обуви, можно ввести несколько новых слов: в игре они запомнятся быстрее.
Приятного всем Поста и до встречи через неделю!
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!