Tweet |
Примерно в таком ключе проходила презентация книги Андрея Яхнина «Антиискусство: записки очевидца», которая рекомендована в качестве учебного пособия для Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Участники дискуссии – все уважаемые иереи, искусствоведы и художники - обсуждали, можно ли назвать современное искусство «сектантским» или нет. Автор исследования, в прошлом довольно-таки известный участник московской арт-сцены, переосмыслил опыт искусства двадцатого века, и пришел к выводу, что иначе, как «богоборческой», современную культуру не определить. Его поддержал протоиерей Борис Михайлов, известный искусствовед, который назвал идеалом современного искусства ничем не ограниченную свободу.
Оппозиционный лагерь был представлен виртуально – главные апологеты contemporary art решили не участвовать в этом круглом столе. Теперь мы только косвенно можем предположить, считают ли они современных художников сектантами, а себя агрессорами и потомками большевистского искусства или все же не совсем. По реакции «стороны зла» в интернете уже можно сказать, что они против такого клейма. Сейчас в автора книги и его сторонников уже летят обратно обвинения в тоталитаризме, ненависти и негуманности.
Сам Андрей Яхнин последовательно и убедительно доказывает, что авангард сознательно лишил себя Бога. Ко всему прочему, авангард был тесно связан с революцией и обслуживал ее. К этому не придраться. Наверное, впервые для широкого читателя жестко поставлен вопрос о нравственных корнях искусства двадцатого века.
Что же вкладывать в эти изначально «злые» формы – выбор конкретного творца. На презентации Гор Чахал так и заявил: «Я есть». То есть и среди современных художников существуют здоровые, даже иногда успешные люди. Может, они не в мэйнстриме, и таланта и смелости им надо больше, чем остальным, но так уж получилось, что христианину вообще всегда и во всем тяжелее. Я бы сказала, что любому порядочному человеку всегда тяжелее.
В поддержку автора книги высказались многие. Теперь предлагаю поддержать художника Андрея Филиппова, который предложил понять, пожалеть и полюбить этого с виду (а, может, и взаправду) потерянного современного художника, чем и победить злое начало. Пускай это предложение с восьмью «п» станет позитивным и концептуальным завершением моего короткого рассказа. А книга «Антиискусство» - очень увлекательная и заставляет думать, поэтому всем рекомендую ее прочитать и сделать выводы самим.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!