rss
    Версия для печати

    Борис Гребенщиков в Московской духовной академии

    4 февраля Борис Гребенщиков выступил в Московской духовной академии. В Малом актовом зале состоялось открытие дискуссионного арт-клуба МДА, в котором приняли участие студенты и преподаватели Московских духовных школ. Борис Гребенщиков с музыкантами группы «Аквариум» дал небольшой концерт, а в перерыве между песнями пообщался с собравшимися.
    Протоиерей Павел ВеликановПротоиерей Павел Великанов

    Открывая первое заседание арт-клуба, протоиерей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе МДА, сказал, что пастырь «должен занимать активную позицию по отношению к любому явлению современной культуры, даже к такому явлению, с которым он внутренне в чем-то, а может быть, и целиком не согласен».

    Живя в стенах духовной школы, трудно познакомиться с современной культурой во всем ее многообразии, и уж тем более - лично пообщаться с теми, кто ее создает. Арт-клуб – площадка, в рамках которой будущие пастыри (а может быть, а архипастыри) нашей Церкви смогут встретиться с наиболее яркими, значимыми, неординарными представителями культуры, задать вопросы, пообщаться или подискутировать на любую тему.

    Первый гость клуба, Борис Борисович Гребенщиков, по справедливому замечанию протоиерея Павла, в представлении не нуждался. Зал встретил музыканта аплодисментами.

    Общение началось с песен.

    - В песнях сказано гораздо больше, чем я, например, могу сказать словами. На то они и песни, - заметил Борис Гребенщиков.

    Перед выступлением в Малом актовом зале установили микрофоны и стулья для музыкантов, расположили кино- и фотокамеры, настроили яркий софит. Обычные концертные приготовления... но довольно нестандартные в стенах Московской духовной академии. Давно ли на паркетном полу лежал набор блестящих кельтских флейт, а на столе под портретами Патриархов – акустическая гитара в изогнутом футляре? 

    Перед концертомПеред концертом


    ФлейтыФлейты

    Зал небольшой (всего на сотню мест), с изразцовыми печами и роскошной белой лепниной на потолке. На стенах – иконы, портреты старцев и патриархов. Тут проходят совещания, заседания, концерты духовной, иногда классической музыки…

    - Огромное удовольствие, что мы здесь, на нас смотрят портреты старцев, это очень помогает петь, - поделился впечатлениями Борис Гребенщиков во время концерта.

    БГБГ


    ПортретыПортреты

    В сопровождении клавишника и «лучшего флейтиста кельтского мира» (как о нем сказал сам Гребенщиков) он сыграл и спел 11 песен: «Архангельск», «Лошадь белая», «Анютины глазки», «Небо цвета дождя», «На ход ноги», «День радости» и другие. Все – неспешные, нежные, очень подходящие для небольшого академического зала.

    - Спасибо за возможность петь, не сообразуясь с программой, петь, что в голову приходит, - сказал музыкант после одной из песен.

    Какую песню спеть? Какую песню спеть?

    Уже во время обсуждения он сказал, что, отбирая песни для сегодняшнего концерта, увидел, что почти в каждой из них есть библейская цитата. В зале Академии эти песни звучали как-то по-особенному. «Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы», - пел Гребенщиков, сидя под портретами двух Патриархов, между иконами Христа (с зажженной перед ликом лампадкой) и Божией Матери. Окружающие предметы словно подчеркивали в песнях доброе, хорошее, светлое, что в них было, и никакого противоречия между БГ и обстановкой духовной школы во время концерта не было. Все было очень просто, по-домашнему. В углу на полу сидели и в такт постукивали ногами звукооператоры, в зале постоянно щелкали затворы фотоаппаратов (как ночные сверчки), кто-то записывал концерт на телефон. Акустика в зале замечательная, а пел Борис Борисович бесподобно.

    Видео на память Видео на память

    - А теперь спрашивайте, - сказал музыкант, допев «День радости» и положив гитару рядом с собой на столик.

    Борис ГребенщиковБорис Гребенщиков

    Вопросы были самые разные. Как правильно заметил протоиерей Павел Великанов, о музыке БГ говорить сложно и едва ли не бессмысленно: она говорит сама за себя. Но вот о другом – особенно о духовном опыте – услышать ответы от самого Бориса Гребенщикова было очень интересно: уж очень много вокруг него роится «мифов» и домыслов, а если есть возможность – почему бы не спросить обо всем интересующем самого человека, тем более, что он сам пришел на встречу?

    В зале. Фото www.mpda.ru В зале. Фото www.mpda.ru

    Первый вопрос из зала был почти об этом: насколько можно сочетать страстность рок-музыки и идеал христианской исихии, умиротворенности?  

    - Знаете, насколько я помню, сирийские и ливийские старцы были очень страстными. Понимаете – как сердце. Люди же бывают разных темпераментов. И страстность иногда очень хорошо сочетается с умиротворенностью.    

    Следующий – из области музыки: что для самого Гребенщикова первично – Слово (именно с большой буквы)  или музыка?

    - Это вопрос очень интересный, потому что я бы сам хотел знать на него ответ. Но просто получается так, что я вырос на определенной музыке. Это было начало 60-х годов, и все это у меня шло и мне это придало жизнь. И как я был научен, так и пишу в этой форме. Очень редко сначала появляется строчка или две или три, а потом - музыка.  Совсем редко бывает, когда есть музыка и вдруг появляется какой-то осмысленный текст. Обычно одно вытягивает другое. Одна строчка, две строчки появляются, я понимаю, что в них есть смысл, и это очень важно. Если долго слушать слова, в них начинает прослушиваться мелодия. Вопрос в том, чтобы научиться ее ловить. А потом уже одно вытягивает другое. Через день или час, скорее – через несколько лет появляется песня. Это дело долгое.

    Музыкальная тема (пока еще только подбирались к духовным вопросам) продолжалась: спросили об альбоме «Прибежище»: тяжелая музыка хорошо передает духовный мир Индии, но совершенно деструктивна по сравнению с православной молитвенной культурой. Что БГ думает по этому поводу?

    - Вообще «Прибежище» - это альбом времени, когда меня интересовало совмещение искусства тибетского буддизма с европейской традицией.  Мне было интересно, как будет выглядеть буддизм и буддийское искусство, если лишить его экзотики, то есть из Тибета перенести куда-нибудь в Австрию или в Барнаул. Поговорил с ламами, они сказали, что это хорошая идея, давай, попробуй. Получился забавный такой альбом, потому что там есть тибетские мелодии народные старые и что-то, что мне самому в голову приходило. С нашей точки зрения – это я о себе говорю, потому что долгое время тибетской духовной музыки я боялся как огня, потому что поют страшными голосами, низкими… ну просто черти. И я старался держаться подальше. Когда с этим соприкоснулся, понял, что тибетцы – милейшие люди, тихие, робкие…. У них свое. И я зарекся их судить и судить их музыку. Они так Бога почитают и по-другому не умеют. И Бог с ними.

    Собственно в Тибете я не был, потому что курил 40 лет и мне трудно дышать высоко в горах, а вот в Непал около 15 лет ездил. Тихо, спокойно. Но, конечно, бесов там своих много. Просто этот странный мир, который находится за пределами нашего восприятия, там очень подпитан и бывает очень тяжело людям, которые там долго живут. Я, по счастью, этого не касался. Но, с другой стороны, я видел прекраснейших стариков лам, чудесных, очень чистых и очень устремленных к добру всех людей, очень заботящихся о людях. Так что есть и то, и то, всегда есть. Вот у нас в Тверской области шагу ни ступи – на ведьму натолкнешься.  

    Ответы на вопросы. Фото www.mpda.ru Ответы на вопросы. Фото www.mpda.ru

    Еще вопрос – про альбом «Архангельск»: об образах Архангельска и Вавилона.

    - С моей стороны было бы преступлением, если бы я стал трактовать собственные песни, навязывать, как их понимать. Но я могу сказать только самые общие соображения. Вавилон – это абсолютно библейский образ чуждого мира, никак не редкий. Он в Библии, и у ямайских растаманов, которые целиком на Библии стоят, на Ветхом завета… это система, которая разрушает все человеческое, превращает человека в машину. Естественно, если есть такая система, значит, надо постараться стать тем, на ком эта машина сломается или по крайней мере попытаться. Это разумно. Архангельск – это действительно может быть место, где находятся архангелы. Но Ломоносов же ушел из Архангельска в Москву и стал академиком… Но может быть и другой путь – из Москвы обратно в Архангельск. Бог его знает, что там будет. Честно говоря, я не знаю, потому что песня, хорошая песня – это такое чудо, что все можно трактовать как угодно и находить смыслы, и смыслы, и смыслы.  

    Спрашивали, был ли Гребенщиков в лавре до этого и с какими мыслями ехал в арт-клуб?

     - В лавре я был два раза в 90-е годы – в начале и в конце. И, конечно, мне и всем нам очень радостно, что здесь можно провести больше времени, чем тогда, и еще более радостно, что есть возможность поговорить с людьми. Понимаете, ведь с воспитанниками, учениками духовной Академии мне говорить интереснее, чем с обычными людьми, потому что вы знаете больше. Когда я сейчас подбирал песни, то понял, что в каждой есть какая-то библейская ссылка. Когда играешь где-нибудь в клубе «Б2», не обязательно люди все это поймут, а тут у меня более знающая публика. И, конечно, интересно поговорить.

    В зале. Фото www.mpda.ru В зале. Фото www.mpda.ru

    Поговорить интересно, и БГ спросили о том, что он думает по поводу современной рок-музыки: если раньше это был протест против режима, то против чего теперь?

    - Это вопрос, ответ на который нужно давать развернутой брошюрой, если не томом. Но я попытаюсь рассказать. 

    В 80-е годы слово «протест», наверное, было неуместно, потому что протестующим было место в ближайшем отделении милиции, это место достаточно бесперспективное, там сидеть неинтересно. Вопрос был в том, как выжить и остаться людьми в обществе, которому это не очень нужно, все знают, что на кухне говорят одно, а на работе – другое. И большому количеству людей вокруг нас было понятно, что это всех доставало. И то, что мы называем рок-н-роллом, нам очень помогало, мы жили в своем мире, с остальным не очень соприкасаясь. И когда появился первый рок-клуб, открытый комитетчиками, которые нас защищали от КПСС, комитетчики не поняли, какого аспида они вскормили. Потому что в итоге мы их «съели», потому что были нормальными, нам не нужно было врать. А люди, которые не врут, всегда имеют козырь, с ними ничего не сделать, потому что истина так или иначе выходит на свет, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Просто получилось так, что мы были на правильной стороне. Общество, нападавшее на нас, пытавшееся с нами что-то сделать, трансформировалось, я считаю, что это хорошо. И вот эта независимость от общественной фальши нас всех сближала. И это никуда не ушло.

    Год тому назад, когда понял, что у нас что-то не то творится с судами, я попробовал набирать всех подряд по телефонной книжке, кого знаю из музыкального мира – Андрюшу Макаревича, Костю Кинчева, «чайфов» и так далее – и говорил: «Давайте что-нибудь сделаем? Потому что то, что происходит с русским судом, это позор». И почти все сказали: «Конечно. Давай! Мы все подпишем». И как было в 80-е годы, так остается до сих пор. Когда мы встречаемся на фестивалях, это всегда чувство, что встречаешь своих, мы как выпускники одной школы. И я думаю, что при том, что у нас сейчас происходит в стране, потенциал для того, чтобы музыка опять начала плодоносить, очень хороший. Общество будет «закрываться» потихонечку, и много будет молодых людей, которые будут считать, что эта фальшь им совсем не нужна, и будут как-то себя выражать. Кто в интернете, кто будет резать речи политиков и класть их на какую-то веселую музычку, а кто-то будет песни писать.  Так что никуда русское искусство не денется.

    - А что делает искусство русским?

    - Это вопрос не в бровь, а в глаз! Ответить невозможно. Это то же самое, как если бы я задумался над тем, что же делает мою любимую красивой. Нет возможности не то что описания, но даже понимания. Тоже в музыке и живописи. Вроде с итальянцев все списано, но вдруг какой-то поворот, например, у Мусоргского в мелодии… и понимаешь, что в точку попал! Есть что-то русское. Но изыскать алгоритм не могу.

    Также БГ сказал, что уверен, что есть десятки, а то и сотни молодых групп, о которых он понятия не имеет, но которые могут быть очень талантливы. Ему присылают множество треков и альбомов, это все не очень интересно, хотя многие уже очень хорошо освоились с техникой.

    - А вот когда я какое-то имя услышу, то буду о нем кричать. Но пока мне ни о чем кричать не хочется.

    И вот, наконец, дошли до самого главного. Традиционный вопрос – об отношении к Православной Церкви. Один из участников процитировал интервью, в котором БГ сказал, что не может считать себя чисто православным, потому что не может позволить себе роскоши считать себя правильнее и лучше других, как это, по его мнению, делают православные.

    - У меня отношение к православию никогда не менялось, просто иногда вожжа попадает под хвост и какие-то особенно успешные журналисты от меня могут добиться очень интересных фраз.

    Мне очень повезло. Я вновь открыл для себя православие в середине 80-х годов благодаря очень умным, очень сообразительным людям, священникам, к которым отношусь с большой теплотой. Для меня оно остается чистой, светлой религией и абсолютно вне моего понимания, абсолютно вне возможностей моего понимания. Я православие оценивать не могу, но когда захожу в церковь и мне говорят: «Эй, буддист, пошел прочь отсюда!»… Или когда замечательные ребята в Туле объявляют меня практикующим сатанистом и оккультистом, до сих пор не могу понять, что же они имеют в виду.

    Лет 10 назад я был в Киево-Печерской лавре и кто-то из начальства лавры сказал мне, что слог «ом» - это молитва по призыву блудного беса. All right, может быть, он знает что-то, чего я не знаю. Много миллионов людей находятся в полном неведении относительно этого.

    Я для себя различаю Церковь Небесную и земную, и понимаю, что в земной Церкви надо делать скидки на то, как люди могут выражаться, я сам знаю за собой, что могу выражаться… Мне приходилось сталкиваться с людьми, которые говорят, что только мы правы, а все остальные будут гореть в аду. Я думаю: «Как? Мне нравится Индия… она будет гореть в аду вся?». И Китай… Думаю, что тут они не до конца все продумали, не очень хорошо знают материал. А критиковать Небесную Церковь… простите, это выше меня. И потом, невозможно критиковать то, что любишь.

    Вроде все сказано хорошо и уважительно, но что именно БГ непонятно в православии и почему он не стал с этим разбираться, неясно. От духовной темы временно отошли – спросили про наркотики: у миссионеров есть понятие, что наркотики – это «механизм несанкционированного входа в духовный мир». Вы могли бы прокомментировать?

    - Это очень точное описание. Учитывая, правда, что алкоголь тоже наркотик, то с санкционированным входом в духовный мир у нас проблемы, потому что каждый день по всей России десятки миллионов людей очень несанкционированно заходят в духовный мир… и там и остаются.

    Над шуткой о «несанкционированном входе в духовный мир» через алкоголь дружно посмеялись, общение налаживалось. Но если с музыкой и наркотиками было все более-менее понятно, то вопрос о том, как же все-таки Борис Борисович относится к религии, оставался открытым. Одна из девушек попыталась это прояснить, задав «провокационный вопрос»: есть мнение, что русский – чуть ли не генетически православный. При этом далеко не все идентифицируют библейские цитаты. В то же время сам БГ поет: «Какая радость, когда человек слышит слова растамана». Он правда считает, что слова растамана близки и понятны каждому человеку, и русским слушателям ближе, чем библейские цитаты?

    - Я сам при этом не присутствовал, но знакомые рассказывали, что на Ямайке растаманы сидят, употребляют то, что употребляют, и беседуют на темы Ветхого завета. Когда им надоедает разговаривать, они немного попоют – а потом разговоры продолжаются. Поэтому в данном случае «слова растамана» можно понимать как цитаты из Ветхого завета. А что в «Б2» не все понимают библейские аллюзии… это ведь не секрет. И в начале XX века не все понимали. И то, что наше правительство ходит в церковь, не значит, что они знают, что там делать. Знают, что стоять нужно, а еще… Если правительство так, то что о народе говорить?

    О народе говорить и правда сложно, о растаманах развивать тему не стали. Академисты попробовали подойти с другого конца: что Борис Гребенщиков находит в буддизме, чего не находит в православии?

    - Это интересный вопрос. У меня получилась странная духовная жизнь. Мне  рок-н-ролл все открыл, когда я был в пятом классе. Для меня вся эта музыка открылась, и я понял, для чего я живу, для чего родился именно в это время. Оказался абсолютно счастлив, и с тех пор это так и продолжается. Потом мне стало интересно: если я испытываю такое счастье,  такое наслаждение и такую ясность и открытость сознания, я же не один такой умный? Мне захотелось найти аналогичные переживания где-то в литературе… и кто-то мне порекомендовал два желтеньких тома «Древнекитайская философия»: «У тебя вопросов станет меньше». Я прочитал, ничего не понял, но мне очень понравилось. Потом периодически возвращался к этой теме. А потом еще Харрисон подоспел с индийской музыкой. Мне стало интересно: если у людей такая музыка, что же они думают? Я начал  разыскивать что-то по поводу Индии, и собирал какие-то отдельные крохи, до самиздата мне было еще не добраться.

    Мне все было интересно, и я стал постепенно собирать информацию о том, что люди в разные моменты истории думают и чувствуют по поводу главного события, которое происходит с ними, а главное событие – это познание Бога, и никакого другого главного события нет.  Главное событие – это обнаружение Бога в себе и в окружающем мире. И, честно говоря, до сих пор интересуюсь этим. Мне интересно, что китайцы по этому поводу думают, и даосы, и все остальные.

    Когда я столкнулся с тибетскими ламами, и что я там нашел? Я нашел очень хорошие разработки, вытекающие из йоги, по поводу того, что такое есть сознание. И вот мы здесь в России часто смеемся над буддистами: «Что можно говорить о людях, которые считают, что все – пустота?». А как заметил один из 12-ти важнейших лам тибетского буддизма (мне посчастливилось как-то быть с ним знакомым – такой старичок светлый, седой, как лунь): «То, что мы называем Великая пустота – это приблизительно то, что вы называете Бог Отец». Такого рода комментарии делают все ясным, потому что буддисты нам не враги. Они просто с другого конца пытаются те же самые проблемы, которые стоят перед нами, решить своими методами. У них есть одно, у нас есть другое. И как вряд ли возможны тибетские православные, так вряд ли возможны русские буддисты, потому что каждая культура имеет свое и мы такие, как мы есть, а они такие, как они есть.   На меня не наложено никакого особенного служения, я просто пытаюсь понять, что разные люди на земле думают по поводу самого главного.  У меня есть свой собственный личный опыт. Будучи тем, кто я есть, я пытаюсь с уважением относиться к опыту других людей и культур.

    Снова все здорово, и снова - очень расплывчато. Чем так привлекателен для БГ именно буддизм, мы не поняли. Если он русский, а русских буддистов не бывает, почему он так упорно стремится на Восток к ламам? А уж Бог Отец и Великая пустота… это как-то очень эклектично.  Один из студентов решил спросить напрямую:

    -А в принципе, во что Вы верите?

    БГ спокойно ушел от ответа:

    - Ну… ну как сказать? Верите ли вы, что дышите воздухом? А что дважды два - четыре? А верите ли вы, что если зажечь чайник, то рано или поздно вода вскипит? Не думаю, что нужно верить,  я думаю, что это вытекает из природы вещей и собственного опыта. Вот у меня примерно такое отношение.

    Студент настаивал:

    - А в кого Вы верите?

    - А Вы знаете, Бог, как говорят, один, и собственно в Него и верить не надо, Его просто надо любить. Сама природа контакта человека с Богом подразумевает любовь взаимную с обеих сторон.

    С этим не поспоришь, но после рассказа о Великой пустоте и ламах это звучало немного странно.

    Профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов рассказал историю о том, как на экзамене один из студентов-заочников сказал: «Гегель был электрик».  Преподаватель предложил ему вспомнить годы жизни философа, но тот, тем не менее, настаивал: «Гегель был электрик». Преподаватель велел принести конспект, открыл и прочел: «Гегель был эклектик». Над академической байкой дружно посмеялись. По поводу электрика-эклектика БГ ничего не ответил.

    Протоиерей Максим Козлов. Фото www.mpda.ru Протоиерей Максим Козлов. Фото www.mpda.ru

    Протоиерей Максим продолжил и сказал, что нередко для церковной аудитории стараются подобрать что-то специальное, «диетическое»: «если песни, то тихие, если образы, то библейские, если поэзия, то патриотическая, любовной лирики не надо».

    - Мы не такие диетические! – заметил священник.

    - Прошу прощения, я, наверное, неправильно выразился, я просто написал приблизительный список песен, которые мы могли бы сыграть здесь втроем, и понял, что в каждой есть библейская цитата…

    - Хорошо. Но на всякий случай: если родится что-то без библейских аллюзий, то тоже можно.

    Священник продолжил тему религиозного и духовного в жизни Бориса Гребенщикова. Зная о том, что накануне БГ выступал в клубе, он спросил, что значат для него те декорации, тот «задник», который был там.   

    - Тот задник – это индийская богиня вдохновения и музыки Сарасвати. Я помню, когда-то в начале 70-х мне в руки попала пластинка Джимми Хендрикса, на которой он был изображен в виде Вишну. С тысячью лиц… Я увидел и подумал: «Wow! Какое изображение!». Мне нравится то, что поощряет человеческое изображение. И когда мы перед концертом ставили тибетскую музыку…. Это была музыка, которая позволяла что-то сделать с энергетикой помещения. Это было нужно, когда ты приезжаешь в зал, а тут до тебя было партийное собрание или аукцион. И там просто  висит в воздухе то, с чем очень сложно играть. Это надо чуть-чуть «размазать», и музыка имеет такую силу. И поэтому для меня религиозные артефакты – музыка и изображения – это то что открывает людям двери из того мира, в котором они живут. Приходят люди (еще когда благовония) и попадают в другой мир, это не то, с чем они сталкиваются повседневно. Мне пришлось читать сотни признаний, писем, воспоминаний о том,  как сильно это действует на людей, что можно вырваться из того мира, в котором они есть. А этот мир целиком у них в голове.

    Я думаю, что серьезной опасности для исконно русского православия в демонстрации  богини Сарасвати или любых других вер нет и быть не может, по одной простой причине: русские никогда не обратятся ни в индуизм, ни в буддизм, потому что нам по природе свойственно другое. И православие у нас совсем не такое, как греческое или коптское, у нас есть своя национальная специфика. Как бы далеко мы от нее ни уходили, мы от нее не уйдем. Но приобретение знаний по поводу мира позволяет нам это увидеть значительно более сильно, ярко, многогранно. По крайней мере, таково мое убеждение.

    Также Борис Гребенщиков рассказал, что сам нередко использует в текстах песен какие-то индийские термины, и это заставляет людей интересоваться другой культурой, что-то читать, узнавать о ней. По его мнению, такое расширение границ и кругозора очень полезно. Что же именно значит для БГ декорация именно с индийской богиней, все равно было непонятно.

    По словам БГ, его духовные поиски неразрывно связаны с музыкой. Какое же музыкальное впечатление было самым сильным? Оказалось, что это не тибетская музыка, а самая что ни на есть европейская.

    - С тех пор как я в апреле 65-го услышал песню «I wanna hold your hand» группы «Битлз»… Я слышал «Битлз» и раньше, но не знал, что это они, а теперь вот по радио  «Голос Америки» услышал, что это они. …Это впечатление нездешней силы, нездешнего счастья, и вот как это началось тогда, так оно и не проходит.

    А храмовое пение в буддизме сложно назвать музыкой, это очень особая штука. Но это интересные переживания, особенно когда сидишь в храме: в записи это не очень передается. Но для меня сильнее всего вот та музыка, которою я испытал в 60-х годах, и потом это все стало развиваться. Просто мой музыкальный словарь и то, что меня интересует, все ширится и ширится с каждым прожитым днем, с каждым прожитым годом. Это может быть Дебюсси, могут быть какие-то индийские раги, китайская музыка… все, что угодно.    

    Раз уж БГ сам заговорил о библейских цитатах, возник вопрос и о том, какая из библейских книг ему ближе всего,  какую он может назвать любимой.

    - Я честно скажу, что Ветхий завет знаю очень плохо, мне сложно его читать. Но Евангелие… так получается, что с Евангелием чаще всего сталкиваешься, и это книга, которая имеет для каждого человека свое значение. Очень часто приходится проверять силу этой книги на практике. Я читаю ее, слава Богу, уже больше 45 лет.

    Один из студентов решил вернуться к прямым вопросам:

    - Борис Борисович, Вы в своем религиозном выборе определились?

    - Вы знаете, у меня выбора никогда не было. Меня вообще крестили, когда мне было 4 месяца.

    - Ну хорошо, в какого Бога Вы верите?

    - Вы знаете, Бог есть только один.

    - А как же? В индуизме разве один Бог?

    - Строго говоря, индуистские философы, естественно признают, что Бог один, есть его проекции на разные формы деятельности.  Это в чем-то аналогично тому, что у нас есть икона святого Антипы. Кто идет к нему молиться? От зубной боли. И так у нас многие святые «заведуют» какой-то стороной нашей жизни. Так же и в индуизме. Богов у них формально вроде много, а на самом деле один. Не может быть, что на этой территории Бог один, а на этой - другой. Это диктаторы могу быть разные, а Бог – один.

    - Так для Вас индуизм и православие – это одно?

    - Нет, абсолютно разные вещи. Индуизм – очень интересная экзотическая религия…

    - Нет, Вы по существу…

    -По существу… Разные культуры воспринимают отношения между Богом и человеком в своих терминах, но поскольку я русский и санскрита не знаю и индусом никогда не буду, то мое восприятие Бога идет через православие.

    Как это может быть, не очень понятно. Отвечая на один из вопросов, Гребенщиков сказал, что духовного наставника у него нет. Но раз восприятие идет через православие, то очень логично возник вопрос о том, почему он никогда не говорит о том, что в своих поисках обращался к православной духовной традиции, к тому же исихазму.

    - Так это же естественным образом входит в тему православия, которую мы знаем, это не отдельно! 

    - Да, но Вы про это не говорили.

    - Исихазм – это наша медитация, наше все… Другое дело, что не всем это так легко.

    Относительно вопроса о духовных поисках БГ заметил:

    - Это не то что поиски… это набор новых ощущений и радости.

    Протоиерей Максим Козлов высказал свое мнение по поводу ответов Бориса Гребенщикова. Относительно приведенной из давнего интервью БГ цитаты о том, что православные убеждены в своей правоте, он рассказал анекдот о Рае, в который попал умерший человек. Апостол Петр провел его по Раю и показал разные обители. В Раю нашлось место всем – и протестантам, для которых Священное Писание было важнее слов Лютера, и католикам, которые чтили Божию Матерь и стремились в своей жизни подражать святым. В Раю был и прекрасный дворец, в котором половина окон были заколочены.   

    - Тут мои возлюбленные чада, православные, - сказал апостол Петр.

    - Но почему заколочены окна? – спросил умерший.

    - А просто они думают, что они в Раю одни.

    - Безусловно, к некоторой части православного мира это убеждение может относиться, - сказал отец Максим. – С ним-то можно и нужно спорить и долго говорить о том, кого и как Бог спасает. Но вот один известный богослов XX века сказал вещь,  с которой, думаю, все сидящие здесь в аудитории православные согласятся, что для нас нет другой Церкви, кроме Церкви Христа. Вот та Небесная Церковь – она не Церковь неведомого Бога, а Церковь Христа. Я для себя не скажу, что не может спастись буддист, не может спастись мусульманин, не может спастись атеист, не может спастись язычник. Но как священник православный, как православный христианин, глубоко убежден, что не спасаются через мусульманство как таковое, через буддизм как таковой, через нравственный набор атеиста как таковой. Спасаются через что-то, что в этих религиях есть общее с тем, чему учит нас Господь Иисус Христос. Вот это мы должны сказать. Вы нам сказали, во что Вы верите и как Вы понимаете Единого Бога. И мы сказали. А если бы не сказали, то это было бы неправильно. Да, Бог Един для всех, но разделись веру в Единого Истинного Бога и сказать, что это кто-то помимо Христа, мы не можем, не должны, права не имеем, иначе перестанем быть православными. 

    - В этом я нисколько не стану с Вами спорить, - ответил Борис Гребенщиков.

    - Это здорово!

    - И совершенно с Вами согласен.

    - Слава Богу! Это как-то очень радостно, это то, что нам всем больше всего хотелось бы услышать.

    В завершение разговора отец Максим сказал, что завтра – венчание у его второй дочери и попросил музыканта исполнить песню в подарок, чтобы он записал ее на видео и на празднике показал молодоженам.

    - Что захотите, что на сердце ляжет.

    - Попробуем поимпровизировать на эту тему, - с интересом согласился БГ.

    Он сыграл «Королевское утро», «Девушку с веслом» и еще несколько песен.

    В заключение музыканту подарили картину одного из студентов Московских духовных школ «Слышащий Бога».

    Подарок первому гостю арт-клуба МДА. Фото www.mpda.ru Подарок первому гостю арт-клуба МДА. Фото www.mpda.ru

    Общение длилось  2,5 часа. Дискуссия была долгой, но, без сомнения, не могла сравниться с концертом. Живое исполнение БГ было прекрасным подарком всем, и впечатление от выступления было очень глубоким, наверное, для всех, кто присутствовал в Малом актовом зале. Встреча с Борисом Гребенщиковым, безусловно, состоялась.

    БГ. Фото www.mpda.ru БГ. Фото www.mpda.ru

    После концерта, как и полагается в Академии при завершении всякого доброго дела, пропели «Достойно есть». Борис Гребенщиков встал и повернулся к иконам вместе со всеми. Я – честно – думала (понимая, что думать во время молитв о таких вещах неуместно) – что же он делает? Молится ли вместе с нами? Перекрестился ли в начале молитвы? А перекрестится ли после?  Перекрестился. Стоять перед ним с фотоаппаратом и по-журналистски (хотя это было бы скорее в духе папарацци) караулить и «ловить» этот момент показалось очень неприличным и неподходящим. Но то, что он перекрестился – правда. А в самом конце, перед тем, как идти фотографироваться с желающими, очень тепло и искренне сказал, обращаясь ко всему залу: «Храни вас Господь!». И хочется думать, что искреннего чувства тут было больше, чем желания соответствовать этикету и обстановке духовной школы. 

    P.S. Редакция закрывает неквалифицированную дискуссию, возникушую в комментариях, заинтересовавшимся спорами рекомендуем cайты Богослов.Ру и Сайт Межсоборного присутствия , а также советуем тексты

     

    Русская Православная Церковь и экуменическое движение

    Право- и ино- славие


    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ольга Богданова, ТД, Москва15.02.2012 16:05 #
    Предлагаем Вам посмотреть вот эти материалы: 1. http://www.taday.ru/text/949193.html 2. http://www.taday.ru/text/148785.html
    Иван, Москва15.02.2012 14:43 #
    А по поводу действительности таинств еретиков вот такая замечательная цитата:
    "Еретики никогда не придут в Церковь, если мы будем утверждать их в убеждении, будто и они имеют церковь и таинства" св. Киприан Карфагенский
    Православный, Москва15.02.2012 12:35 #
    Очень жаль, что служение сатане именуется теперь "искажением остаточного боговедения". И верно было замечено, что не обязательно приглашать к себе домой проститутку, чтобы дискутируя с ней в присутствии жены и детей, лучше понять её многообразный и замысловатый внутренний мир.
    Иван, Москва15.02.2012 12:07 #
    Браво, Галина! А прот. Максима смиренно прошу прокомментировать нижеследующий текст. «Есть Бог, есть Его Единая, единственная Святая, Апостольская Церковь, и есть весь род человеческий, весь призванный к Богу через Его Святую Церковь. Все же прочие религии, так называемые христианские, монотеистические или языческие, все без малейшего исключения – будь то католицизм, протестантизм, магометанство или буддизм – суть все препятствия, поставленные диаволом как его рогатки между Церковью Христовой и всем родом человеческим. Только в личных отношениях с инаковерующими, ради церковной икономии, ради просто образованности и критики мы можем рассматривать одних как более способных стать православными, а других более далеких, но принципиально они все без исключения принадлежат неправде, ничего общего с истиной не имеющей» (Архиепископ Виталий (Устинов). Т.е., в частности, католицизм принадлежит неправде, ничего общего с Истиной (Православием) не имеющей. Т.е. нет ничего общего между католицизмом и Православием
    Галина Шуркина, Красноярск14.02.2012 22:26 #
    Русь Святая, храни Веру Православную! «Слышим от многих, что во всякой вере можно угождать Богу, т. е. будто бы всякая вера угодна Богу, и как будто ложь и истина, правда и неправда для Бога безразличны. Вот до чего дошло у многих незнание своей веры, незнание духа и истории своей Церкви, отчуждение от ее жизни и Богослужения, до чего затмилось понятие о Православии, о неправославии и иноверии! … Ни одна религия, кроме веры православной, не может привести человека к нравственному совершенству, или святости, и совершенному угождению Богу, что показывает и история Церкви, и нетленные, чудотворные останки святых угодников Божиих, и дивные подвиги святых Православной Церкви, коими они совершенно угодили Богу, быв еще при жизни прозорливцами и чудотворцами. Так и быть должно по здравому смыслу: к совершенству может привести только совершенная вера со всеми божественными силами, со всем духовным всеоружием Божиим против страстной плоти, мира и диавола» (Св. Прав. Иоанн Кронштадтский). «Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской — не увидят жизни вечной» (Св. Прп. Феодосий Киево-Печерский). «Если кто подделывает даже малую часть царского изображения на царской монете, то этим делает ее фальшивою, так и в истинной вере тот, кто изменит хотя бы самое малое нечто в ней, повреждает ее всю» (Свт. Иоанн Златоуст). «Кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной; он явный отступник от Бога» (Св. Антоний Великий). «Кто православной веры целой и непорочной не соблюдает, без всякого сомнения, во веки погибнет» (Свт. Афанасий Александрийский). «Есть Бог, есть Его Единая, единственная Святая, Апостольская Церковь, и есть весь род человеческий, весь призванный к Богу через Его Святую Церковь. Все же прочие религии, так называемые христианские, монотеистические или языческие, все без малейшего исключения – будь то католицизм, протестантизм, магометанство или буддизм – суть все препятствия, поставленные диаволом как его рогатки между Церковью Христовой и всем родом человеческим. Только в личных отношениях с инаковерующими, ради церковной икономии, ради просто образованности и критики мы можем рассматривать одних как бо¬лее способных стать православными, а других бо¬лее далеких, но принципиально они все без ис¬ключения принадлежат неправде, ничего общего с истиной не имеющей» (Архиепископ Виталий (Устинов). «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8). Возможно ли «братство религий»? «Принцип «братства религий» не имеет в себе истины. Если бы он был истинным, Савл не сделался бы апостолом Павлом, он только научился бы уважать веру христиан; манихей Августин не стал бы, по веянию духа Божиего, апологетом и учителем Церкви; апостол Петр не обратил бы веротерпимого сотника Корнилия (и тысячи других язычников и иудеев) ко Христу. Павел, став апостолом, был постоянно «в муках рождения», приводя римлян, эллинов, иудеев к истинной вере, страдая за них, «доколе не изобразится в них Христос» (Гал.4,19). Если бы теософический принцип «братства религий» соответствовал истине, Христос Господь не послал бы Своих апостолов обращать народы к истинной вере и крестить их. Широта, чистота и глубина правды Господа Иисуса Христа явилась именно в том, что Он не потерпел ложных вер человеческих: Он пришел на землю, чтоб спасти людей от их гибельных вер и ложных надежд. Любовь Христова выбрала путь не мнимой терпимости к ложной мудрости и лжепророчеству людей. В Слове и Духе Господь огненно рассек мир, и обличил человечество «о грехе, о правде и о суде». Этим Он освободил, раскрепостил людей от их неверных вер и надежд. Он дал человечеству единую Истину, и Сам стал Путем этой Истины и ее Жизнью. (…) «Братство религий» и не нужно, и невозможно. Для чего пшенице входить в братство с плевелами? Для чего свету входить в братство с мраком, Истине – с ложью?.. Человечеству указан единственный путь братства: братство во Христе, Царствие Божие, Вселенская Церковь Христова, а не мешанина различных вер и противоположных убеждений» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский). «Церковь земная, по определению святых отцов, есть Церковь воинствующая, а поприще нашей земной жизни – место брани и подвига. Любовь не должна быть безрассудна. Она – любя – не растворяется с теми, кого покрывает. Не может любовь принудить человека объединиться с погибельным заблуждением. Истинная любовь беспрестанно сражается, защищая тех, кто доверился ей, от зла, часто скрывающего свое истинное обличие под маской ложного благообразия. Мнимо христианская «любовь» и ложно понимаемое «всепрощение» – мир со всеми подряд, без разбора, нужны лишь тем, кто сегодня с бешеной энергией и напористостью готовит всемирное «объединение» и «примирение» под cенью «нового мирового порядка» – политической ширмы, за которой скрывается дьявольский оскал жесточайшей антихристианской диктатуры» (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн). «Настоящее христианство, исполненное живой веры, бесконечно далеко от смутных «гуманистических» верований околоцерковных интеллигентов, составляющих ныне главную опору экуменизма в России. Не может быть мира между истиной и ложью – именно это имел ввиду Господь, обязуя Своих учеников вести непрестанную брань с гибельными заблуждениями, сказав: «Не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф.10,34). Этот духовный меч святой Истины должен носить с собой каждый христианин и решительно пользоваться им, если он видит посягательство на родные святыни. В борьбе с неправдой имеем прямое повеление Господа: «Теперь…продай одежду свою и купи меч…» (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн). «В России допущена веротерпимость, и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности…Где ни начни духовное лицо открыто проповедовать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво» (Св. Прп. Амвросий Оптинский). Храни вас Бог!
    прот. Максим, Vjcrdf14.02.2012 16:03 #
    Христос в Евангелии апостолам давал заповедь проповедовать всем людям, в конце Евангелия, при этом очень знаменательно звучит конец его фразы: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.... Кто будет веровать и креститься, спасён будет. А кто не будет веровать, осужден будет». Так вот, условием спасения или осуждения, с христианской точки зрения, является встреча человека с адекватной проповедью, на апостольском уровне. Не просто со знакомством по газетам, что православие или христианство существуют, не просто с фактом прохождения мимо храмовой постройки и наблюдением, что есть золотые купола, церковь, и туда входят люди, осеняющие себя крестным знамением и совершающие другие непонятные сакральные действия, но такого рода встреча, во время которой или человек делает выбор «да, я это принимаю», или говорит «нет, не хочу, хочу жить по другому закону, закону вполне противоположному тому, чему Христос учит в Евангелии». Безусловно, если человек делает такой мировоззренческий выбор, вопрос о его спасении становится вопросом, который уже абсолютно вне человеческой компетенции. Но абсолютное большинство человечества никогда до сегодня не находилось и не находится в подобного рода ситуации: ни американцы до открытия Америки Колумбом, ни полинезийцы-африканцы до прибытия туда христианских миссионеров, ни, скажем, решительное абсолютное большинство наших соотечественников после Второй мировой войны, жившие в стране, где подавляющее большинство населения уже выросло вне какой-либо адекватной религиозной традиции. Все они попадают под другую категорию людей, описанных в Священном Писании. Апостол Павел говорит о язычниках, имея в виду тех, которые не знакомы с библейским мировоззрением, что таковые люди будут судимы по закону совести, который есть голос Божий в душе каждого человека. По закону совести, исходя из того, творил ли человек, исполнял ли этот закон или не исполнял, и будет определён конечный итог его жизни. Может встать вопрос: зачем тогда проповедовать, если все люди могут таким образом быть спасены? Это другая проблема. Искренний полинезийский язычник, некоторая часть полинезийского язычества, убеждён, что он исполняет нравственный закон, съедая сердце своего врага сырым. Понятно, что крайне желательно проповедовать полинезийскому язычнику, что такого рода нравственный закон является всё же принципиальным искажением того остаточного боговедения, которое существует во всём человеческом роде. Искренний советский коммунист был носителем определённого рода моральных максим, но эти моральные максимы, в части своей укоренённые в предыдущей христианской традиции, соединялись с другими, вполне аморальными максимами, которые приводили к жесточайшим и нравственным, и жизненным коллизиям людей вполне хороших, которые жили в советскую эпоху. Понятно, что соприкосновение не с полуправдой, а с до конца последовательным мировоззрением, может дать совершенно иную меру глубины такому человеку. На этом и основана проповедь православия, обращённая к представителям других мировоззрений, других вер. Приведем краткие исторические примеры, которые могут говорить о формах этой проповеди или о реакции православия на нехристианский мир. В 19-м веке жил такой авторитетный для православия подвижник Феофан Затворник, ставший впоследствии очень известным духовным писателем. Какое-то время он был архиереем на Тамбовской кафедре. Это была середина 19-го столетия, где-то 60-е годы, время Александровских реформ, прогресс достиг и Российской империи, и самое трагическое было в том, что прогресс достиг и губернских администраций. Говорят, что развал государства начинается тогда, когда носители местной власти осознают себя носителями либерально-критического по отношению к государственному строю сознания. Вот нечто подобное было в Александровской России 1860-х годов. В Тамбове был вполне прогрессивный губернатор и ещё более прогрессивная его супруга-губернаторша. На одном дежурном мероприятии (именины или день рождения Государя Александра), епископ должен был присутствовать по рангу, по положению, так же, как и нынешние архиереи, которые не могут манкировать теми или иными государственными мероприятиями, тем более это не мог делать архиерей Синодальной эпохи. Вот представьте себе ситуацию приёма: бал, блестящее светское общество, музыка, и губернаторша подходит к епископу, который хочешь-не хочешь, а должен где-то там стоять, на всё это смотреть, и говорит: «Владыка, Вы так много пишете книг, я знаю, Вы у нас учёный, и в этих книгах критикуете неправославных, католиков критикуете. А я так люблю Францию! Так мне нравится там бывать! Такая утончённая страна, нравится Нотр-Дам и католическая музыка, и так мне хорошо в католических храмах. Ну скажите мне, неужели все католики погибнут?» Представьте себе эту ситуацию: некое общество, не предполагающее богословского дискурса и лекции по сравнительному богословию с сопоставлением конфесссий. Отвечать нужно было кратко. Святитель Феофан Затворник ответил следующим образом: «Сударыня, я право же не знаю, спасутся ли католики. Знаю лишь одно, что я без православия не спасусь точно». Вот это очень важный, если угодно, методологический принцип. Не определение участи других людей с точки зрения вечности есть внутренняя логика православного мироощущения, но создание собственной ответственности за веру, которая тебе дана, которую ты должен хранить в своей душе. Другой пример. Совсем другой человек, 20-е столетие, гора Афон. На горе Афон среди русских монахов живёт простой крестьянин, который молодым мальчиком 18-20-ти лет ушёл на эту гору, прожил там десятилетия и стал человеком, к которому люди стекались во множестве, чтобы встретить живого святого. Он вошёл в историю Церкви под именем преподобного старца Силуана. Однажды к нему приехал русский архимандрит из Китая, где тогда, как мы уже сегодня упоминали, была пространная община русской эмиграции. Того архимандрита звали Кирилл, он был ревностным человеком и стремился заниматься проповедью среди китайцев. Среди китайцев-язычников получалось плохо, поэтому в основном он сосредоточился на китайцах-христианах, но неправославных – протестантах католиках. Старец Силуан спросил его: «А как Вы, отец архимандрит, этим занимаетесь?» «Так. Я прихожу к их храмам, становлюсь перед мессой, и когда они начинают подходить, я им говорю, что вера ваша блуд, что Папа – антихрист, что вы, если не покаетесь, все погибнете, ну, и прочие обличительная глаголы». Старец Силуан спрашивает архимандрита: «А много ли обращённых?» Обращённых было не очень много, зато были плоды исповедничества, потому что иногда терпеливые китайцы, вызывали полицию, а пару раз и побили архимандрита довольно сильно, не выдержав его честных обличений. И он искал некоторого укрепления от святого человека, чтобы стоять в мужественном своём свидетельстве. Но старец Силуан сказал ему несколько другое: «Знаете, отец архимандрит, если Вы будете говорить им, что их вера блуд, они Вас никогда не послушают, потому что их душа знает, что они хорошо делают, что в Бога верят, хорошо делают, что чтут Божию Матерь, хорошо делают, что молятся, хорошо делают, что с благоговением относятся к богослужению. И они никогда не согласятся, что это не так. А вот если Вы им скажете, что они хорошо делают, что в Бога верят, хорошо делают, что чтут Божью Матерь, хорошо делают, что благоговеют перед службой церковной, любят святых церковных, но вот то-то и то-то глубже, красивее, последовательнее в Православии, то они к Вам прислушаются. И тогда всем будет хорошо, и все мы спасёмся милостью Божией, и Бог будет радоваться о Вашей проповеди». Вот если перевести это на более сухой методологический язык, то здесь озвучен очень важный принцип, заложенный в историческом православном отношении к представителям других мировоззрений – не обличение и не указание на заблуждение, но нахождение общего, пусть это общее пока кажется нам бесконечно малым, общего фундамента, на основании которого можно найти общий язык, и на этом общем фундаменте свидетельствовать о том, что есть построенное на нём здание православной веры. Ещё много веков назад древний святой Григорий Богослов, живший в 4-м веке, выразил это в краткой афористической фразе. Он говорил по отношению к отделившимся от Церкви сообществам: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Отсюда очень важно помнить, что всякое использование административно-государственного ресурса, всякое принуждение в вопросах веры неизбежно приводит к противоположному результату. Всякое насилие в вопросах религиозного мировоззрения неизбежно предполагает либо ответную реакцию протеста, либо конформизм, который на самом деле не предполагает сознательного мировоззренческого выбора человека, но становится приспособлением к системе взаимоотношений, которая на сегодня ему выгодна. Очень важно помнить это, потому что, одним из соблазнов нынешней эпохи является некое инструментальное использование Православия, православной религиозности и церковности в планах создания церковно-государственной или новой государственной идеологии, в которой православию отводится место мировоззренческой составляющей, но с изъятием основного фундамента, который на самом деле у Церкви есть. Нельзя пользоваться плодами христианства, не будучи христианином. Лечиться в Церкви можно, только если ты являешься её членом. Всякие попытки нравственного оздоровления общества с помощью Церкви, притом что сам-то я оздоравливаться не хочу, неизбежно обречены на поражение и являются одинаково отрицательными как для государства, так и для Церкви.
    прот. Максим, Москва14.02.2012 15:54 #
    Несколько ответов на вопросы в интернете. Многие считают, что Православная Церковь узурпировала спасение, так как со всей категоричностью утверждает, что только православные спасутся, а другие, даже искренне верующие, нет. Может ли клетка тела жить отдельно от организма? Может ли ветка дерева, отломившаяся от него, плодоносить и существовать сколько-нибудь долго? Конечно, если в баночку поставить, листья могут и распуститься, но долго жить она все равно не будет. Нельзя забывать, что Церковь - это не человеческий институт и не товарищество, дающее исключительное право на спасение. Это Тело Христово, то есть сообщество людей, соединенных в Церкви невидимым, мистическим единством во Христе. Евангелие свидетельствует, что верующий спасен будет, а неверующий - осужден, что те, кто будут участвовать в евхаристии, причащаться Тела и Крови Сына Божия, будут наследниками Царства Небесного. Те, кто утверждают, что вне Православия нет спасения, лишь свидетельствуют о том, во что верили изначально всегда и везде православные христиане - члены древней неразделенной Церкви. Теперь встает вопрос о границах Церкви. Историческое бытие церковного христианства подводит нас к признанию важной двуединой истины: с одной стороны, Церковь признает источником спасения только себя и зовет всех в свою ограду; с другой стороны, она не смотрит на окружающий христианский мир как на нечто, одинаково пoгpуженное во тьму. Об этом на протяжении более чем полутора тысячелетий церковной практики свидетельствует наличие трех чинов приема в Церковь инославных людей: 1) через крещение - для признаваемых ложно носящими имя христиан (например, для "Свидетелей Иеговы", "Церкви Христа" и др.); 2) через миропомазание - для тех, у кого сохранились основы древней церковной веры, но многое утрачено, в первую очередь священство, идущее от апостолов (лютеране, кальвинисты и другие традиционные протестанты); 3) через покаяние - для тех, у кого большинство церковных таинств признаются действительно совершившимися (католики и представители древних восточных церквей). Так что нельзя говорить о католиках, армяно-григорианах, коптах, даже о традиционных протестантах как о людях, полностью чуждых Церкви и, значит, пути к спасению. Однако их свидетельство о себе как об истинной Церкви Христовой не может быть нами принято. А если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер - что же, для него нет спасения? С нашей стороны было бы немыслимой дерзостью брать на себя роль того единого Судии, в руке Которого находятся души всех людей. Поэтому нам стоит помнить о другом: что если кто из нас, православных, уйдет вдруг "на страну далече" и начнет искать какой-то новой духовности или в эре Водолея, или в очередном сектантстве, то уж точно уйдет от пути к спасению. В прошлом веке святитель Феофан Затворник на вопрос одной дамы, спасутся ли католики, отвечал: "Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь". И в нашем сердце должно быть не осуждение других, но искреннее желание, говоря словами одного древнего церковного учителя, "возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас". И если нет этого желания, но есть некое самодовольство, что, мол, только мы спасемся, а миллионы людей в этом мире, лежащем во зле, погибнут, - это уже верный признак сектантской психологии. Почему сегодня Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий? Церковь не только сегодня, но и всегда проповедовала о едином на потребу и предостерегала от религиозного индифферентизма. Сейчас ей приходится еще и объяснять, почему непросто спастись одним сбором гуманитарной помощи и отчислением религиозного налога, как то происходит в благоустроенных европейских государствах. Иисус Христос говорил: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Я думаю, для того, чтобы не смущаться так называемой религиозной нетерпимостью Православной Церкви, прежде всего необходимо честно ответить себе, веришь ли ты в единственный предложенный Господом путь спасения, и если да, то соотносишь ли ты свою жизнь с изначальным опытом христианской церковности, а потом уже и решать, можно или нельзя прилепляться душой к другого рода традиционным или нетрадиционным религиозным воззрениям. Теперь верность в вере объявляется нетерпимостью. Скорее всего, это связано с тем, что в последние годы утвердившееся в нашей стране общественное мировоззрение все больше ориентируется на образцы западного секуляризованного гуманизма, одним из главных постулатов которого является то, что человек не имеет права настаивать ни на каких своих взглядах и не должен быть ни в чем до конца уверенным. Ему может лишь казаться, что так нужно жить, так чего-то нельзя делать, а так хорошо бы верить. Но упаси Бог ему на этом настаивать. Такое размывание ощущения абсолютного и единого, свойственное западному сознанию, сейчас начинает прививаться и у нас. И Церковь этому противостоит. Это верно. В мире существуют разные религии, и каждая провозглашает какую-то истину? Я думаю, мы должны оценивать нехристианские религии с позиции трезвой религиозности. С одной стороны, некоторая доля истины, определяющая тот или иной этап на пути духовного развития человеческого рода, есть и во многих нехристианских религиях. Конечно, очень часто она весьма относительна, предельно замутнена и замешана с неправдой, с внесенными лукавым плевелами. В древнем язычестве, к примеру, есть некоторое памятование о первоначальном богообщении человека. Мусульманство хотя и в искаженном виде, но содержит значительную часть книг Ветхого Завета и некоторое повествование, восходящее к писанию Завета Нового. В древнекитайской религии или в традиционных индуистских культах есть определенного рода этика и определенного рода аскетическая норма, воспитывающие в человеке самоограничение ради ближнего, ради высшей духовности. И все это нужно трезво констатировать и признавать как некое положительное начало внехристианских религий, как некий отблеск того первоначального богопознания, которое так или иначе сохраняется в человеческом роде. С другой стороны, при всем уважении к индуизму как религиозной культуре индусов, сформировавшей цивилизацию Индостана на протяжении более чем полутора тысячелетий, при всем уважении к исламу, к мусульманской письменности, архитектуре и т. д. и т. д., нельзя забывать, что как только эти религии входили в соприкосновение с христианством, то все относительно возвышенное и истинное, что в них было, опускалось куда-то глубоко на дно и обнажалась откровенная стихия демонической злобы, неприятия, борьбы с благовестием Христовым, с той абсолютной истиной, которая в полноте своей пребывает только в Церкви. Наиболее яркий тому пример - античная цивилизация. Как вещь в себе относительно значимая, возвышенная, гармоничная и прекрасная, она во многом определила развитие всей европейской литературы, архитектуры, изобразительного искусства. И вместе с тем из житий святых, из исторических хроник, повествующих о первых трех доконстантиновских веках бытия Церкви Христовой, мы знаем о поистине сатанинской истерии гонения на христиан. Греко-римский языческий мир, как соперник христианского, был демоничен по своей природе, и феномен Ерошки лукавого тоже отчетливо проглядывает оттуда. А как следует относиться к святым, признаваемым таковыми в других религиях? Думается, что прежде всего мы должны разобраться с термином святости. Ведь для православных святой - это не просто достойный, героический человек. Таковыми могут быть самые разные люди, даже не принадлежащие ни к одной из разнообразных религиозных конфессий. Много примеров верности, героизма, любви к Отечеству, самопожертвования дает нам античная цивилизация. Не случайно все эти добрые нравственные опыты были адаптированы и восприняты христианским миром. И византийская школа, а впоследствии и западная, а потом и наша российская, начиная с XVIII века, не чурались тех высоких этических образцов, которые даны миру языческой античностью. Но мы не назовем ни Перикла, ни Одиссея, ни Октавиана Августа cвятыми. Потому что cвятость - это причастность человека миру горнему, это его воцерковление, его вхождение в бытие Бога вне тех преград, которые существуют в отделении от Церкви, а с полной открытостью, данной нам через крещение и последующие церковные таинства. Святой - это не тот, кто был лучше по нравственным качествам, чем тот, кто пребывал вне ограды Церкви. Это тот, кто обрел этот бесконечно тяжелый, бесконечно счастливый и возвышенный путь жизни во Христе. И для нас есть только одна cвятость - Христова, и за ее проявление мы называем человека cвятым как причастника этого света. Поэтому никого, кто в собственном смысле слова не пребывает в церковной ограде, нельзя именовать святым.
    Иван, Москва14.02.2012 11:00 #
    Полностью поддерживаю Кирилла из Москвы
    Иван, Москва14.02.2012 10:13 #
    "Исихазм – это наша медитация" -- какое кощунственное сравнение!
    Иван, Москва14.02.2012 10:07 #
    Продолжение. И предложение. Пригласить в арт-клуб МДА Павла Шапаева - лидера и автора песен группы КОНТРреволюция.
    Иван, Москва14.02.2012 9:55 #
    Сердце кровью обливается, что в стенах МДА допускается такое. Радует лишь что, что остались люди ревнующие о чистоте веры. Особенно понравился комментарий Галины Шуркиной. Самое лучшее, что могли сделать здесь студенты и преподаватели МДА - уйти и оставить БГ одного в пустом зале, наедине с флейтами и испещренными ведическими надписями гитарами...
    Кирилл, Москва14.02.2012 7:30 #
    Поразительное событие. В чем-то даже знаковое. К БГ вопросов не так много. Его кредо в общем-то известно, и не обязательно было его приглашать, чтобы узнать о нем еще раз. К священникам - вопросов масса. Лично к о. Максиму, без всякой подковырки и желания "уловить в слове": Ваше Высокореподобие, где у св. Отцов Вы могли бы указать учение о том, что спасутся буддисты, мусульмане, кришнаиты? Некрещеные - в общем случае. Мне действительно очень интересно Ваше мнение как преподавателя МДАиС, и именно по предмету Сравнительное богословие. Спрашиваю это на основании Ваших же слов, опубликованных здесь, т.е. не случайно сорвавшихся, а продуманных: "...как священник православный, как православный христианин, ГЛУБОКО убежден, что НЕ СПАСАЮТСЯ через мусульманство как таковое, через буддизм как таковой, через нравственный набор атеиста как таковой. СПАСАЮТСЯ через что-то, что в этих религиях есть общее с тем, чему учит нас Господь Иисус Христос". (Выделено мной). Воспринято ли это уже это сотериологическое учение всей полнотой Православной Церкви? Если да, то когда и в каких символических документах? Если нет, то корректно ли излагать его в стенах МДА, да еще в беседе с Гребенщиковым, человеком несведущим в Православии, у которого и так каша в голове? И здесь на сайте, "от лица православного священника", да еще известного и уважаемого настоятеля столичного храма и преподавателя МДАиС по профильному предмету? Буду искренне благодарен за ответ.
    Виктор, Вологда13.02.2012 11:35 #
    Умилительная картина: Духовная Академия слушает концерт известного беса.
    Галина Шуркина, Красноярск12.02.2012 21:46 #
    Русь Святая, храни Веру Православную!

    «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор.6,14).

    «Вси бози язык – бесове...» (Пс.95,5).

    НЕ ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ЧУЖИМ БОГАМ

    Не место проповедникам богини Сарасвати
    В обители священной небесной благодати.
    БГ миссионерствует, студентов «наставляет»,
    Бесовской тонкой прелестью им души заражает.
    Как крысолов со флейтою гипноз на них наводит,
    Под музыку «улетную» от Бога их уводит.
    А что ж преподаватели? Они ж в священном сане
    И знать должны, как верили и верят христиане?
    Как разбивали идолов, чужих богов крушили,
    Как на смерть шли, но жертвы им своей не приносили.
    Да, видно уж повсюду, как все к тому идет,
    Что Бог, придя на землю, и веры не найдет.

    2012г.

    «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18,8).

    «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго» (2Кор.6,16).

    «Неверные суть храмы идолов, или даже самые идолы, а вы – храм Бога, не того, о котором они баснословят, но живого. Итак, какая совместность, то есть подобие, сходство между вами и ими?» (Св. Блаж. Феофилакт, архиепископ Болгарский).

    «Страшитесь отступлений от веры, как начала всех зол» (Св. Антоний Великий).

    Храни вас Бог!

    Александр, Москва12.02.2012 21:06 #
    Максим,а Вы какой веры, или атеист? Где Вы нашли зло? И еще- благими намерениями дорога вымощена........
    Анастасия, Питер12.02.2012 17:09 #
    Была как-то на его концерте. Боря битый час не начинал, через колонки транслировал камлание шаманов. Потом спел всё-таки, перед недовольными и начавшими расходиться слушателями. Гребенщиков показался совершенно неискренним. По-моему он просто шабашит.
    Максим, Москва12.02.2012 14:14 #
    Почему православные такие злые. Человек пришел с миром, никому ни чего не доказывал...
    Александр, Москва11.02.2012 20:06 #
    Я так и не понял, а зачем это нужно? И кому?!
    Иван, Москва11.02.2012 17:03 #
    Любителям сравнивать Церковь с "партиями" и говорить "нет ничего нового на земле...", можно ответить замечательными словами Преподобного Лаврентия Черниговского: «Есть Апостолы и есть Иуды, только лица поменялись».
    Александр, Р.Ф.11.02.2012 11:06 #
    Православная культура, это актуально - необходимо! Все мы в миру родились, кого, откуда и как привести к открытым дверям Лона знает Господь, Глава.
    Однако вопрос, почему не в Оптиной Пустыни? Три известных «пристани» на Руси.
    Православная, Сергиев Посад10.02.2012 20:55 #
    Очевидно, вечером после этого мероприятия, уборщица тетя Клава или баба Маша в белом платочке окропила крещенской водой место где были дракончики на лампасах, лежал "набор блестящих кельтских флейт", а на столе под образом Спаса Нерукотворного и портретами Патриархов – "акустическая гитара в изогнутом футляре"...
    И слава Богу!
    Григорий, Москва10.02.2012 18:08 #
    Читая статью и комментарии не отпускает чувство, что кде-то я уже это слышал. Точно такие же выражения и фразы. Точно такие же предложения, как осудить и покарать. Только вместо фраз "Господь", "Православие", "Бог" звучали фразы "Партия", "Ленин", "Комсомол". Воистину «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас...» (Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. 1, ст. 9—10)
    Алевтина, Москва9.02.2012 22:51 #
    У вас лучший рассказ с этого мероприятия! Спасибо!undefined
    Арсений, Москва9.02.2012 22:41 #
    В Богочеловеческой Личности Христа явлено: Истина есть одновременно и Любовь. Сказать же: «Спасайтесь через то общее, что у вас есть с Православием», – значит оставить без надежды на спасение, ибо вне Тела Христова спасение невозможно. Что общего у лжи с Истиной, хотя бы она и принимала видимость Её? Протоиерей Максим Козлов рассказывает анекдот(?!) о Рае... Между тем в Книге Бытия рассказывается об искушении в Раю праотцев идеей "человекобожия", (скрытых возможностей, которые развивают в т.ч. буддистские практики). Еретики, веровавшие всему учению Христа, но извратившие лишь один какой-либо догмат, погибли для вечности. Что же будет с «чешущими слух» и утверждающими, что это маловажно? «Иже аще разорит едину заповедей сих малых и научит тако человеки» (Мф 5:19) лишен будет Царствия Небесного (изъяснение Св. Иоанна Златоуста, преподобного Феодора Студита и др.); и взыщутся души, обманутые проповедью человекоугодников.
    Анна, Москва9.02.2012 17:56 #
    Не совсем понятно, зачем, собственно, было приглашать ББ, если можно было просто ограничиться заочным "исключением из рядов", "выговором с занесением в личное дело", "заклеймить позором" и т.д. или все-таки его пригласили как гостя, интересного человека и достойного собеседника? Если первое, то зазря приглашали, точно. А если второе, то уж, извините - как-то некрасиво получается, не по-христиански агрессивно...
    Андрей, Питер8.02.2012 2:55 #
    В годы большевизма безбожниками монастыри и храмы были превращены в "позорищные" места: клубы, театральные сцены, кинотеатры... Кто и зачем делает это сейчас? Нет духовной силы, по примеру Св. Иоанна Кронштадтского, самим идти к людям с проповедью? В МДА не нашлось никого, кто бы объяснил Гребенщикову, что он в глубокой прелести, и почему...
    Николай, Москва7.02.2012 20:01 #
    «То, что мы называем Великая пустота – это приблизительно то, что вы называете Бог Отец» У них боги как у вас святые, каждый своим заведует, а так Бог один. А демонстрация богини Сарасвати никому не повредит: все равно в России в нее никто не уверует. Богохульство и ересь, открытым текстом. И это в стенах духовной академии. Мерзость запустения на святом месте. Ужас.
    Илья, Санкт-Петербург7.02.2012 18:33 #
    "Храни ум и сердце от учения лжи", – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – "Не беседуй о христианстве с людьми; зараженными ложными мыслями… Великие угодники Божии, познавшие немощь общую всем человекам, страшились яда ереси и лжи, и потому со всевозможным тщанием убегали бесед с людьми, зараженными лжеучением". "Вне Церкви нет спасения" (По слову Святых отцов: Священномучеников Киприана Карфогенского, Илариона Троицкого и многих других). Совершенно очевидно, что вариантов нет, ибо "Аз есмь дверь: МНОЮ аще кто внидет, спасется: и внидет и изыдет и пажить обрящет" (Ин. 10, 9).
    Александр, Москва7.02.2012 1:05 #
    Немного обнадежило то, что, судя по полупустому залу на фотографиях, эта встреча с "человеком-эпохой" у слушателей МДА особого интереса не вызвала.
    Екатерина, Москва7.02.2012 0:02 #
    Да, воистину Неделя о мытаре и фарисее... В комментариях просто мрак: и безбожник, и опять песня про спасение только православных. А то, что личность интереснейшая, человек-эпоха, талант необычайный - это ерунда, главное, "штоб паспорт был". И конец статьи позорнейший: смотрели, как на зверушку диковинную, перекреститься-не перекреститься. Вот за это нас и не любят все, что мы дальше своего носа ничего и никого не видим и осуждаем всех и вся. ..
    гор, петербург6.02.2012 20:15 #
    Видеть в стенах МДА выступающего перед семинаристами и духовенством безбожника и язычника очень странно. У вас ТАКАЯ духовная потребность?
    Иоанн, Москва6.02.2012 17:02 #
    Человек, подобно слепому у силоамской купели много лет не может прозреть. И что же? Слова о. Максима Козлова не приблизили Гребенщикова к познанию Православия. Нужно не заигрывать, а свидетельствовать об Истине. Иначе подобные встречи безсмысленны. Об этом говорит и сам музыкант.
    Александр, Москва6.02.2012 12:49 #
    "...Спасаются через что-то, что в этих религиях есть общее с тем, чему учит нас Господь Иисус Христос. Вот это мы должны сказать..." О. Максим, а что по Вашему имеет общего с этим "что-то, что в этих религиях есть" кровь Христова, Его жертва на кресте, благодаря чему могут быть спасены только православные христиане? Или ради экзотического подарка для своей дочери можно это опустить или забыть? Еще есть вариант - просто не верить в это.
    Максим, Москва6.02.2012 12:41 #
    Спасибо. Очень интересно было почитать о столь необычной, но и столь замечательной встрече.
    Ярослав, Ричмонд-с6.02.2012 7:12 #
    Спасибо за статью! А "Храни вас Господь!" Борис Борисович говорит после каждого концерта, с настоящим искренним чувством.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru