Tweet |
Первое, на что обращаешь внимание - а где тут сами записки? Где собственные мысли, мнения, наблюдения автора, которые давали бы картину жизни русского духовенства «изнутри»? В своё время замечательным примером такой прозы стали рассказы отца Ярослава Шипова, с редким мастерством описавшего будни сельского священника. Вдвойне интересно было прочесть что-то похожее, написанное не батюшкой, а матушкой - но ничего похожего у Сысоевой нет. Нет естественной в таком случае субъективности, доверительной интонации, диалога с читателем. Даже история собственного замужества и побега от отца-бизнесмена рассказана от третьего лица - для чего?
Автор пишет в предисловии, что её цель - рассказать правду и только правду о жизни духовенства. Вне всякого сомнения, цель достойная, и Юлия Сысоева ей не изменяет. Но все рассказанные ей факты не образуют цельной картины, а в итоге - нет и по-настоящему правдивого образа духовного сословия. Бородатые семинарские байки перемежаются с историями из жизни знакомых матушек и с элементарным, рассчитанным на «внешних», церковным ликбезом. Здесь уже страдает и композиция, и непременный для любого текста эффект новизны (иногда соседние абзацы почти полностью повторяют друг друга).
Сысоева развеивает некоторые мифы - например, о том, что священники пьют исключительно кагор, или что матушка в принципе не может работать, даже если дети уже выросли. Но создаётся ощущение, что вместо объективной картины автор невольно предлагает тебе тоже набор штампов, только других. Прочитав книгу, можно подумать, что поповны - самые плохие попадьи: они и строптивы, и детей рожать не хотят, насмотревшись на тяжелую жизнь своих матерей, и заработать стремятся побольше. А в качестве примеров священнических семей берутся крайние случаи: либо матушка работает на престижной работе, имеет собственную машину, семья живет в ее квартире, а с детьми сидит няня, либо все прозябают в нищете, ютятся по углам, а матушка ходит в обносках. Но почему почти ничего нет о жизни обычных, среднестатистических жен священников?..
Вообще церковный человек не найдёт в «Записках...» ничего нового, кроме развенчания банальных стереотипов и некоторой порции «изюминок» (видимо, в угоду стороннему читателю) - например, про разводы в семьях священников, или о том, что все ученицы регентских школ и отделений непременно стремятся «показать товар лицом», чтобы найти себе мужа-священника.
К сожалению, польза книги сводится к минимуму: нужной она может быть лишь для далёких от Церкви людей, и то - частично. Впрочем, и ничего вредного - умышленной лжи (о двух-трёх анахронизмах и случайных ошибках вряд ли стоит упоминать), ворошения грязного белья или создания карикатурного образа духовенства - в «Записках попадьи» тоже нет. Это самая обычная книга, вызвавшая ажиотаж необычным названием и необычной личностью автора - хорошего человека, увы, без литературного таланта.
На этом можно закончить. Но нам кажется важным сказать ещё об одном. В «Записках...», так много говорящих о семейной жизни, «по умолчанию» оказалось пропущено то главное, что всегда было сердцевиной христианского брака. То, что заставляет ехать за мужем в далёкое село, рожать, воспитывать, тянуть на себе детей, хозяйство, приход; годами, десятилетиями делить супруга с десятками, а то и сотнями прихожан и духовных чад, терпеливо переносить его поздние приходы домой, усталость, практически полное отсутствие времени на саму себя и детей, безденежье и бытовую неустроенность. Это любовь, которая долготерпит, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и - никогда не перестаёт.
Иллюстрация к аннотации - decor.eu.ru
Tweet |
Вставить в блог
Попала ли в точку попадья?17 ноября 2008
|
Поддержите нас!
А у Юлии Сысоевой - книга честная - истории её.
Купила три дня назад, прочитала. Нахожусь в очень сильном недоумении.
Мое личное мнение - книга не полезная, если не сказать вредная. Причем для всех. Исключение могут составить махровые антиклерикалы, не знакомые с православными христианами совсем (либо судящие по людям на паперти). Вот они будут удивлены, узнав, что мы почти что нормальные.
Что может дать эта книга остальным читателям - большой вопрос.
Книга неприятная и не правдивая в общем. Несмотря на правдивость деталей. (Такое, увы, часто бывает). Все истории рваные, однобокие... Даже обидно.
Обидно, если люди, далекие от церкви, будут судить о жизни и служении православных священников по этой книге.
Ни любви, ни веры, ни цели - ничего нет. Увы.
И, честно говоря, некоторые вещи даже напрягают: интонации в высказываниях о прихожанах, о месте матушки на приходе, о "шалостях" и "хитростях" семинаристов, об украинцах, молдаванах и неграх... Неприятные барственные нотки звучат в описаниях "замкадовского" быта... И т.д. и.т.п. Мирской дух какой-то...
Не подумайте только, что я не признаю и не допускаю критику и юмор в темах церковной и околоцерковной жизни. Для иллюстрации - "Чтение для впавших в уныние" Майи Кучерской мне очень понравилось. Несмотря на присутствие в ней батюшек-людоедов, батюшек-атеистов и православных фанатов-ежиков. И мои неверующие знакомые, кстати, крепко после ее прочтения задумались.
А вот "Записки попадьи" я моим неверующим друзьям (пока неверующим, надеюсь) не покажу.
И от книги матушки Сысоевой возникает именно такое впечатение - все на самом деле такие, а она другая. Хотя, по правде говоря, все совсем не так и не эдак, а все так же, как и у всех прочих обыкновенных людей. И разница, если и есть, то заключается совсем не в modus vivendi, а в том отношении к собственному кресту или послушанию или просто к той жизни, которую выбрал. А где работает матушка и в какой магазин ходит батюшка за продуктами - совсем не важно и развенчивать тут совсем нечего.
Вот. Может, невнятно получилось, простите. А рецензенты, по-моему, молодцы:)
По поводу поспешности - книга уже почти год продаётся в магазинах. Сколько ещё нужно ждать, чтобы "поспешности" избежать?
Может быть, мы действительно лишены литературного таланта - читателям виднее. "Записки..." не бездарны в собственном смысле этого слова - просто они лишены значимой ценности и плохо выстроены композиционно. Но и никакой лжи, никакого вреда в них, повторюсь, нет. Как нет у нас и претензий к личности автора или к честности её позиции.
Смысл любой рецензии в том, чтобы человеку захотелось прочитать ту или иную книгу. Такова уж роль литературного критика, как бы плох он ни был.
Странно, но у меня сразу возникло желание прочитать эту бездарную книгу и разобраться самостоятельно. Может быть в этом и есть смысл рецензии?