rss
    Версия для печати

    Попала ли в точку попадья?

    Год назад на прилавках появилась книга Юлии Сысоевой  «Записки попадьи. Особенности жизни русского духовенства». Внимание к ней немаленькое: уже вышло второе издание, что ещё раз  говорит о том, что жизнь православных священников - и вообще православных - читателю интересна. Но насколько удовлетворяет этот интерес книга Сысоевой?

    о. Даниил Сысоев и матушка Юлия Сысоева http://www.kp.ru/

    Первое, на что обращаешь внимание - а где тут сами записки? Где собственные мысли, мнения, наблюдения автора, которые давали бы картину жизни русского духовенства «изнутри»? В своё время замечательным примером такой прозы стали рассказы отца Ярослава Шипова, с редким мастерством описавшего будни сельского священника. Вдвойне интересно было прочесть что-то похожее, написанное не батюшкой, а матушкой - но ничего похожего у Сысоевой нет. Нет естественной в таком случае субъективности, доверительной интонации, диалога с читателем. Даже история собственного замужества и побега от отца-бизнесмена рассказана от третьего лица - для чего?

    Автор пишет в предисловии, что её цель - рассказать правду и только правду о жизни духовенства. Вне всякого сомнения, цель достойная, и Юлия Сысоева ей не изменяет. Но все рассказанные ей факты не образуют цельной картины, а в итоге - нет и по-настоящему правдивого образа духовного сословия. Бородатые семинарские байки перемежаются с историями из жизни знакомых матушек и с элементарным, рассчитанным на «внешних», церковным ликбезом. Здесь уже страдает и композиция, и непременный для любого текста эффект новизны (иногда соседние абзацы почти полностью повторяют друг друга).

    Сысоева развеивает некоторые мифы - например, о том, что священники пьют исключительно кагор, или что матушка в принципе не может работать, даже если дети уже выросли. Но создаётся ощущение, что вместо объективной картины автор невольно предлагает тебе тоже набор штампов, только других. Прочитав книгу, можно подумать, что поповны - самые плохие попадьи: они и строптивы, и детей рожать не хотят, насмотревшись на  тяжелую жизнь своих матерей, и заработать стремятся побольше. А в качестве примеров священнических семей берутся крайние случаи: либо матушка работает на престижной работе, имеет собственную  машину, семья живет в ее квартире, а с детьми сидит няня, либо все прозябают в нищете, ютятся по углам, а матушка ходит в обносках. Но почему почти ничего нет о жизни обычных, среднестатистических жен священников?..

    Вообще церковный человек не найдёт в «Записках...» ничего нового, кроме развенчания банальных стереотипов и некоторой порции «изюминок» (видимо, в угоду стороннему читателю) - например, про разводы в семьях священников, или о том, что все ученицы регентских школ и отделений непременно стремятся «показать товар лицом»,  чтобы найти себе мужа-священника.

    К сожалению, польза книги сводится к минимуму: нужной она может быть лишь для далёких от Церкви людей, и то - частично. Впрочем, и ничего вредного - умышленной лжи (о двух-трёх анахронизмах и случайных ошибках вряд ли стоит упоминать), ворошения грязного белья или создания карикатурного образа духовенства - в «Записках попадьи» тоже нет. Это самая обычная книга, вызвавшая ажиотаж необычным названием и необычной личностью автора - хорошего человека, увы, без литературного таланта.

     

    На этом можно закончить. Но нам кажется важным сказать ещё об одном. В «Записках...», так много говорящих о семейной жизни, «по умолчанию» оказалось пропущено то главное, что всегда было сердцевиной христианского брака. То, что заставляет ехать за мужем в далёкое село, рожать, воспитывать, тянуть  на себе детей, хозяйство, приход; годами, десятилетиями делить супруга с  десятками, а то и сотнями прихожан и духовных  чад, терпеливо переносить его поздние приходы домой, усталость, практически полное отсутствие времени на саму себя и детей, безденежье и бытовую неустроенность. Это любовь, которая долготерпит, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и - никогда не перестаёт.

    Иллюстрация к аннотации - decor.eu.ru

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Сергей, Москва13.04.2011 12:27 #
    Читал книгу и слёзы наворачивались- жалко священников и их семьи. Автор верно специально искала таких нуждающихся? На деле всё не так мрачно. Конечно, если за священника некому замоллвить слово - его за можай загонят. Есть у автора особенность -делать выводы и суждения, не задумываясь над достоверностью сказанного. Или слова некоторых батюшек непогрешимы? Об отце Олеге все знают, он и сам не скрывает и многим рассказывает, случаи из его миссионерской практики. Зачем делать тайну из его имени? Так и не понял ,на какого читателя рассчитана эта книга?
    Блудный сын, Москва17.09.2009 15:59 #
    Книга М.Кучерской весьма поверхностна, в кучу собраны всем известные истории, но носившиеся в воздухе, из уст в уста, выигрывавшие лишь самим сюжетом, но сюжет - не её.
    А у Юлии Сысоевой - книга честная - истории её.
    Елена, Нижний Новгород17.03.2009 17:32 #
    Пришла на эту страницу, намеренно ища упоминания-обсуждения книги.
    Купила три дня назад, прочитала. Нахожусь в очень сильном недоумении.
    Мое личное мнение - книга не полезная, если не сказать вредная. Причем для всех. Исключение могут составить махровые антиклерикалы, не знакомые с православными христианами совсем (либо судящие по людям на паперти). Вот они будут удивлены, узнав, что мы почти что нормальные.
    Что может дать эта книга остальным читателям - большой вопрос.
    Книга неприятная и не правдивая в общем. Несмотря на правдивость деталей. (Такое, увы, часто бывает). Все истории рваные, однобокие... Даже обидно.
    Обидно, если люди, далекие от церкви, будут судить о жизни и служении православных священников по этой книге.
    Ни любви, ни веры, ни цели - ничего нет. Увы.

    И, честно говоря, некоторые вещи даже напрягают: интонации в высказываниях о прихожанах, о месте матушки на приходе, о "шалостях" и "хитростях" семинаристов, об украинцах, молдаванах и неграх... Неприятные барственные нотки звучат в описаниях "замкадовского" быта... И т.д. и.т.п. Мирской дух какой-то...

    Не подумайте только, что я не признаю и не допускаю критику и юмор в темах церковной и околоцерковной жизни. Для иллюстрации - "Чтение для впавших в уныние" Майи Кучерской мне очень понравилось. Несмотря на присутствие в ней батюшек-людоедов, батюшек-атеистов и православных фанатов-ежиков. И мои неверующие знакомые, кстати, крепко после ее прочтения задумались.

    А вот "Записки попадьи" я моим неверующим друзьям (пока неверующим, надеюсь) не покажу.
    Чернова М.А., Москва30.12.2008 2:17 #
    Согласна с Евдокией Бараикной. на книжном рынке нет аналога книге Сысоевой, поэтому плохая или хорошая, но она востребована нецерковной аудиторией
    Тони, Владивосток11.12.2008 15:17 #
    Хорошая книга. Я атеист и абсолютно не воцерковленный человек. Из всех христианских вероучений особенно нетерпим к православию. Так вот,книга Юлии Сысоевой заставила меня задуматься и даже чуть-чуть смягчила мою позицию в отношении РПЦ.
    диакон Александр Волков, Москва18.11.2008 11:13 #
    На мой взгляд, дело здесь лишь в том, что жанр выбран неудачно - имею в виду не рецензию, а книгу. Ведь сама постановка темы рождает вопрос - значит-таки священническое сословие отличается в бытовом, житейском плане от нас, обычных, значит жене священника есть что тайное поведать читателю. В этом-то и состоит миф из которого, увы, складывается общепринятое представление о том, что священник не может ездить на приличной машине, не может одеваться ни во что кроме черных штанищ и старых стоптанных ботинок - другие вызывают по крайней мере подозрение. То же и с женами священников, которые как столпы правослаия должны быть в белой блузе и черной юбке.
    И от книги матушки Сысоевой возникает именно такое впечатение - все на самом деле такие, а она другая. Хотя, по правде говоря, все совсем не так и не эдак, а все так же, как и у всех прочих обыкновенных людей. И разница, если и есть, то заключается совсем не в modus vivendi, а в том отношении к собственному кресту или послушанию или просто к той жизни, которую выбрал. А где работает матушка и в какой магазин ходит батюшка за продуктами - совсем не важно и развенчивать тут совсем нечего.
    Евдокия Варакина, Москва18.11.2008 9:59 #
    Хочется откликнуться на рецензию, вызвавшую такую эмоциональную дискуссию:) К сожалению, книги под рукой уже нет, прочитав, я отдала ее матушке моего духовника. Хотя, как и авторы рецензии, подумала, что вряд ли она для себя найдет в ней какое-то утешение или поддержку. Мне кажется, рецензенты правильно выделили главную особенность книги - она адресована НЕЦЕРКОВНЫМ людям. Но это особенность, а не недостаток! Ошибка автора и издателей только в том, что они нигде не предупредили, кто целевая аудитория "Записок...". Но это совершенно ясно из самого текста, из первого же разъяснения "непонятных" церковных терминов. И если эту особенность учитывать, то как-то странно ругать книгу за то, что церковный человек не почерпнет из нее ничего нового. Если такой читатель откроет книжечки для новоначальных, типа "Первые шаги в храме", "Зачем соблюдать пост", "Для чего нужно венчаться" и т.п., он тоже вряд ли что-то новое для себя откроет... А вот остальные пункты критики, по-моему, верно отражают суть дела! Матушка увлеклась классификацией, по-моему, с подспудным желаниям убедить светских читателей в том, что церковные люди - не "пугалы огородные" или допотопные зверушки, а нормальные, современные люди, практически ничем от них не отличающиеся (ну, кое-где нормы поведения другие), только вот работа у них особенная (она-то, похоже, эти нормы и диктует...) и иногда бедность одолевает... Нет, матушка, наверно, совсем не хотела ТАК преподнести жизнь церковного человека, она просто попыталась взглянуть на нее со стороны, "светским" взглядом, и разъяснить, оправдать все непонятное. И в этом, мне кажется, ее основной просчет, не литературный даже, а, скорее, миссионерский: светский взгляд очень часто остается внешним и не видит самого главного, того, что придает смысл постам, бедности, проблемам многочадия. Того, ради чего матушка едет за батюшкой в далекое село, а батюшка, помимо службы в почти пустом сельском храме, мотается по окрестным деревенькам на плохонькой машине... Того, чего, к сожалению, совсем не чувствуется в книге матушки Юлии... Любви. Но не земной любви матушки и батюшки - не в ней дело, ее может и не быть, любовь в браке, бывает, приходит только через много лет, настоящая христианская любовь, а не чувственная влюбленность, которая так часто рушится с первым-вторым ребенком... Нет, другая любовь, та самая, которая заставляла святых бросать все и идти за Христом - в пустыню, или на проповедь язычникам, или на мучения и смерть за Него, Любимого... Кто-то писал (по-моему, митрополит Антоний Сурожский), что люди часто приходят к вере, увидев в глазах другого человека свет вечной жизни, почувствовав в нем горение о Христе. Жалко, что в "Записках" этого совсем не чувствуется, как-то за кадром осталось, что нормальные матушка и батюшка во главу угла ставят все-таки стремление служить Христу, преодолевая молитвой, покаянием все свои духовные немощи, скорби и бытовые проблемы... Словом, матушка описала, "какие бывают житейские кресты в семье священника", а про смысл ЛЮБОГО креста сказать забыла... Грустно немножко.
    Вот. Может, невнятно получилось, простите. А рецензенты, по-моему, молодцы:)
    Имхо17.11.2008 21:44 #
    Текст несколько нарушает одну из негласных "заповедей" литкритика - не оценивать личность автора, оценивать лишь его произведение. Фраза "Это самая обычная книга, вызвавшая ажиотаж необычным названием и необычной личностью автора - хорошего человека, увы, без литературного таланта" - за гранью этого небесполезного принципа. Как минимум. Да определение "поспешность" приложима к рецензии, думается, не в том смысле, что появилась она преждевременно, а в том, чо написана наспех. Возможно. Возможно и нет. Возможно, что "объект" рецензии действительно не способстсуют созданию шедевра литературно-критического жанра.



    Даниил Сидоров, Москва17.11.2008 21:14 #
    Уважаемая Ксения, рецензия может быть прямой или несколько резкой по тону, но она отражает наше мнение о книге, только и всего. Ничего "грубоватого" или неуважительного по отношению к матушке Юлии ни я, ни моя коллега в текст не вкладывали и не хотели вкладывать.
    По поводу поспешности - книга уже почти год продаётся в магазинах. Сколько ещё нужно ждать, чтобы "поспешности" избежать?
    Может быть, мы действительно лишены литературного таланта - читателям виднее. "Записки..." не бездарны в собственном смысле этого слова - просто они лишены значимой ценности и плохо выстроены композиционно. Но и никакой лжи, никакого вреда в них, повторюсь, нет. Как нет у нас и претензий к личности автора или к честности её позиции.

    Смысл любой рецензии в том, чтобы человеку захотелось прочитать ту или иную книгу. Такова уж роль литературного критика, как бы плох он ни был.
    Ксения, Москва17.11.2008 11:49 #
    Рецензия какая-то странная, я бы даже сказала грубоватая. Очень поспешная. Авторы, по-моему, тоже литературным талантом не страдают.
    Странно, но у меня сразу возникло желание прочитать эту бездарную книгу и разобраться самостоятельно. Может быть в этом и есть смысл рецензии?

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru