Почему не похоронили Ленина? Кому пришла в голову идея устройства мавзолея? «Татьянин День» предлагает вашему вниманию религиоведческий комментарий вопроса от диакона Андрея Кураева.
Tweet |
- Отец Андрей, почему Ленина не похоронили?
- То, что мне доводилось читать на эту тему, показывает, что никаких мистических замыслов у Политбюро тогда не было, и они приняли решение о мумификации тела Ленина просто ради того, чтобы побольше народу могло созерцать вождя. Вот затем уже стали действовать архетипические силы, и в результате получилась такая пародия на православную святыню и православный культ. Мне кажется, это остро понял А.В. Щусев, архитектор мавзолея, который придал мавзолею узнаваемые черты найденного незадолго до революции в Пергаме жертвенника сатаны. Этим самым Щусев высказал в довольно откровенной форме свое отношение к товарищу Ленину, к его власти, к его идеологии. И удивительно то, что мы видим, сколько большевизма проявилось даже не в постановлениях Политбюро, а в массовой литературе (в том числе художественной) тех лет, например, в рассказах Андрея Платонова.
В его повестях видно, что большевизм переживался как некая «космическая революция», воспринимался как сверхполитическое, космическое явление.
- Например, в каком произведении?
- В «Котловане» есть человек, герой романа, который говорит, что коммунизм должен рождаться такого-то числа. Наступает утро этого дня, когда герой выходит из барака и оказывается в шоке: он потрясен тем, что солнце восходит на востоке. В его голове это просто не умещается, потому что в мире все должно быть не как в Церкви, в том числе и солнце не имеет права восходить на востоке.
- А где оно должно восходить – на западе?
- Ну да… «Начинается земля, как известно, от Кремля».
Очень четко это религиозное, мифологическое переживание большевизма явлено в поэме В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»: «Мы говорим «Ленин», подразумеваем – «партия», говорим «партия» - подразумеваем «Ленин»». Это практически точная формула православного Катехизиса об отношении Христа и Церкви.
Еще более ярко проявила себя эпоха, которая сознательно стилизовала себя под ранних большевиков - эпоха хрущевской «оттепели». У Андрея Вознесенского появилась поэма «Лонжюмо» (Лонжюмо - это название местечка, где Ленин ведёт тайную школу большевиков), и там есть очень интересная идея, что личности «Ульянов» и «Ленин» соотносятся друг с другом примерно как у гностиков Иисус и Христос. То есть, Ульянов - обычный человек, родившийся в Симбирске, а Ленин – это дух, который вселился в него. А до этого он своих аватар, инкарнаций находил раньше: «Был Лениным – Андрей Рублев», - пишет Вознесенский.
- То есть это практически идеология переселения душ?
- Да. Совершенно верно. И это очень интересно. То есть на самом деле, большевики, сняв верхний слой христианской культуры, христианской культурной мысли, обнажили глубинную архаику, сама того не сознавая. Это было настолько органично для нашего сознания, что религиозные корни советской культуры, большевистской идеологии долгое время просто не осознавались...
- То, что мне доводилось читать на эту тему, показывает, что никаких мистических замыслов у Политбюро тогда не было, и они приняли решение о мумификации тела Ленина просто ради того, чтобы побольше народу могло созерцать вождя. Вот затем уже стали действовать архетипические силы, и в результате получилась такая пародия на православную святыню и православный культ. Мне кажется, это остро понял А.В. Щусев, архитектор мавзолея, который придал мавзолею узнаваемые черты найденного незадолго до революции в Пергаме жертвенника сатаны. Этим самым Щусев высказал в довольно откровенной форме свое отношение к товарищу Ленину, к его власти, к его идеологии. И удивительно то, что мы видим, сколько большевизма проявилось даже не в постановлениях Политбюро, а в массовой литературе (в том числе художественной) тех лет, например, в рассказах Андрея Платонова.
В его повестях видно, что большевизм переживался как некая «космическая революция», воспринимался как сверхполитическое, космическое явление.
- Например, в каком произведении?
- В «Котловане» есть человек, герой романа, который говорит, что коммунизм должен рождаться такого-то числа. Наступает утро этого дня, когда герой выходит из барака и оказывается в шоке: он потрясен тем, что солнце восходит на востоке. В его голове это просто не умещается, потому что в мире все должно быть не как в Церкви, в том числе и солнце не имеет права восходить на востоке.
- А где оно должно восходить – на западе?
- Ну да… «Начинается земля, как известно, от Кремля».
Очень четко это религиозное, мифологическое переживание большевизма явлено в поэме В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»: «Мы говорим «Ленин», подразумеваем – «партия», говорим «партия» - подразумеваем «Ленин»». Это практически точная формула православного Катехизиса об отношении Христа и Церкви.
Еще более ярко проявила себя эпоха, которая сознательно стилизовала себя под ранних большевиков - эпоха хрущевской «оттепели». У Андрея Вознесенского появилась поэма «Лонжюмо» (Лонжюмо - это название местечка, где Ленин ведёт тайную школу большевиков), и там есть очень интересная идея, что личности «Ульянов» и «Ленин» соотносятся друг с другом примерно как у гностиков Иисус и Христос. То есть, Ульянов - обычный человек, родившийся в Симбирске, а Ленин – это дух, который вселился в него. А до этого он своих аватар, инкарнаций находил раньше: «Был Лениным – Андрей Рублев», - пишет Вознесенский.
- То есть это практически идеология переселения душ?
- Да. Совершенно верно. И это очень интересно. То есть на самом деле, большевики, сняв верхний слой христианской культуры, христианской культурной мысли, обнажили глубинную архаику, сама того не сознавая. Это было настолько органично для нашего сознания, что религиозные корни советской культуры, большевистской идеологии долгое время просто не осознавались...
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Прям Ленин-Гриб какой-то. Видать, в каждой шутке доля шутки.
"- То есть это практически идеология переселения душ?
- Да. Совершенно верно. И это очень интересно...."
похоже
"- То есть, Ленин, являясь грибом, был ещё и радиоволной?
- Да. Совершенно верно. И это очень интересно...."
насчет алтаря в Пергаме: стилистически и функционально данный алтарь отличается от Мавзолея ленину. Пергамский алтарь - это шедевр эллинистического искусства, по периметру цоколя которого разположен фриз, изображающий гигантомахию. непонятно, каким образом гигантомахия связана с сатаной, упомянутам господином Кураевым? опять же налицо подмена понятий. да, в Новом Завете есть слова "ты живешь там, где престол сатаны", но они относятся к храму Эскулапа, а не к алтарю Зевса, так что Щусев ну никак не мог руководствоваться сатанинскими идеями, даже если бы сильно захотел. и вообще, Щусев был убежденным коммунистом, даже если он и использовал в мавзолее элементы культовых сооружений различных религий, происходило это без умысла очернения Ленина, скорее это были чисто архитектурные решения для приданию мавзолею более величественного вида.
безусловно Ленин - злодей, но зачем для доказательства этого тезиса авторы статьи использовали такие безискусные методы как искажение фактов и подмена понятий?
господин Кураев совершенно верно говорит о религиозных корнях советской идеологии, о том, что эта идеология оперирует с архетипами, находящимися в сознании человека, но придание демонического облика советской идеологии говорит о том, что православие и советская идеология являются в некотором роде конкурентами в сфере влияния на человеческое сознания. именно из-за страха потерять власть СССР боролся с христианством, очевидно теперь церковь пытается вернуть себе утраченные позиции, только при помощи иных методов.
грустно оттого, что власть, равно как и церковь делают человека несвободным, предлагая ему культ и ощущение собственной ничтожности перед ликом некоторой сверхчеловеческой силы.