rss
    Версия для печати

    Владимир Гурболиков: Думать об ответственности за всякое слово и не "спасать" всех скопом

    13 января, в День российской печати, первому заместителю главного редактора журнала «Фома» Владимиру Гурболикову была вручена первая в истории современной православной журналистики премия Правительства России в области печатных средств массовой информации. Церемонию вручения премии провел глава Министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев в присутствии премьер-министра Владимира Путина. "Татьянин день" беседует с обладателем высокой награды.
    Президент факультета журналистики Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова Я.Н.Засурский, главный редактор ООО «Издательский дом «Фома» В.Р.Легойда и министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О.Щеголев, сайт Правительства РФ

    — Владимир Александрович, сердечно поздравляем Вас с заслуженной наградой! И для начала позвольте вопрос: какова официальная формулировка уже свершившегося награждения и каково Ваше понимание оной?

    — Формулировка сугубо четкая: "за вклад в создание духовно-просветительского издания, которое способствует укреплению взаимопонимания между Церковью, обществом и государством". Как я это понимаю? Журнал "Фома", с одной стороны, являясь православным изданием, притом изданием миссионерским, за многие годы издания стал посредником между самыми различными слоями нашего общества. Его читают политики и общественные деятели, деятели культуры и искусства, ученые и священнослужители, верующие и неверующие, конечно, сомневающиеся. И мы действительно стараемся, чтобы желающие лучше понять нашу веру, роль и позицию Церкви, смогли это сделать. А понимание сближает всех нас. Это очень сложное дело -- быть посредником, и для меня важно, что на уровне правительства считают, что мы смогли нечто полезное сделать.

    В официальной формулировке присутствует связка "Церковь-общество-государство", и это меня тоже радует. Награда ведь правительственная, но в ней понятие "государство" во-первых, не выпячивается, во-вторых, увязано не только с Церковью, но и с обществом в целом. Это демонстрирует верное понимание государственными людьми необходимой для России структуры отношений. Кстати, часто критики нашего Православия пытаются свести всю сложную жизнь Церкви к вопросу церковно-государственных связей. Но это глупо. Это отказ осмыслить и саму природу Церкви, и общественную роль Церкви как организации, и наконец, истинное значение связей Церкви и государства для России. На самом деле, мне это упрощение и уплощение кажется опасным. Слишком многие предпочитают не мыслить, а искать лозунги и знамёна и без-мысленно встать под них. А нам остро необходим разговор о самом главном, о смыслах. Надо мыслить. Иначе можем потерять всё... Мы стремимся, чтобы этот наш призыв услышали...

    — Но журнал, некоторые критикуют за этот подход, за отказ заострять внимание на политических "злобах дня", на чуть ли не соглашательстве Церкви и государства…

    — Ну да, критикуют. Нам от этого иногда морально тяжело. И все же «типологически» эта критика сходна с тем, как Христу предлагали монету, искушая выбором между Богом и Кесарем. И ненавидели Спасителя за то, что Он не стал играть по предложенным правилам. Отказался быть мессией-вождём, мессией-политиком. Его слова -- "Царство Моё не от мира сего" -- для кого-то были как нож острый. И стали, в конечном итоге, поводом для Распятия. Кому-то такое сравнение может показаться слишком дерзким, Евангелие -- оно всегда и о Самом Христе, но и о нас тоже. Это Благая Весть доя нас, и Евангельская история в каком-то смысле творится постоянно.

    Я также много критики в наш адрес слышал за наше стремление не подменять проблему скандалом; ненавидеть грех, а не грешника. Думать об ответственности за всякое слово, не клеить ярлыки и не "спасать" всех скопом. Но такая критика свидетельствует, скорее, о том, что мы на правильном пути.

    Быть может, нам было бы проще не играть никакой общественной роли, оставшись исключительно внутрицерковным или даже клубным изданием. Которое прямо объявило себя либо журналом семейного чтения, либо философско-богословским альманахом. Милым, добреньким и хорошим. И одновременно застрахованным от этих упрёков в аполитичности, "беззубости". Наверное, это было бы комфортно лично для нас. Но "Фома" стремится нести ту правду, которую мы считаем правдой Христовой, — насколько, конечно, это нам посилам и насколько позволяет формат журнала. А правда эта нередко начинается с того, что мне пора вынуть бревно из своего глаза (Мф. 7, 5). Иначе скоро вообще лишусь зрения... Вот настоящая проблема. Если её решить, то можно уже было бы более непредвзято и ответственно поглядеть на те вопросы, которые так мучают наших критиков.   

    Владимир Гурболиков, фото Владимира Ештокина

    — Правильно ли мы понимаем, что это первый прецедент, когда столь высокая государственная награда вручается православному журналисту?

    — Специально не проверял, но кажется, так. Только хочу оговориться (и не сочтите за кокетство): это не мне награда. Это оценка нашего общего труда. Если говорить о "Фоме", то наш журнал — полностью коллективный замысел, плод наших совместных молитв и трудов. Но "Фома", к счастью, сейчас не в одиночестве. Мы вместе с другими коллегами создали серьёзное движение, движение в сторону системы православных средств массовой информации. И мы вместе отмечены сегодня.

    И вот что ещё мне кажется важным. Тоже, пожалуй, впервые у нас удостаивается награды именно журналистика духовного поиска. Ранее подобной премии удостаивались, в основном, создатели новостей, творцы информационного поля. Безусловно, эти журналисты выступали по чрезвычайно острым информационным поводам, делали свою работу мужественно, всерьёз. (И сейчас делают и получают свои награды.) Но в случае с "Фомой" парадокс состоит в том, что в основе нашей журналистики лежит не то, что можно назвать инфоповодом. Напротив -- мы пишем о том, что по сути, неизменно, вечно. Нашей темой является разговор о смыслах, а не о том, что взволновало общество теперь, чтобы завтра стать частью истории. Я нисколько не умаляю заслуг коллег-журналистов, получавших и получающих награды. Но без журналистики смыслов палитра российских СМИ выглядела бы намного беднее. И сейчас как бы сломан определённый барьер. Пришло понимание, что журналистика может быть и шире, и глубже, чем считалось раньше. 

    — А каковой, по-Вашему, должна быть в идеале общественная и государственная роль православной журналистики? К чему мы можем и должны стремиться?

    — Тут невозможен ответ без обращения к нашей "родительнице", к Церкви. А основная задача Церкви какая? Спасти для вечной жизни каждого отдельного, конкретного человека. Обратите внимание: не общество спасти и не экологические проблемы решить. Спасти одного-единственного человека, в том числе и меня, журналиста. Но тогда как и почему Церковь способна (а она способна!) повлиять на этот мир, сделать его чуть лучше и светлее? А потому, что условие спасения в перемене себя, в деятельной любви, в том, что когда я стремлюсь к Богу, во мне происходит "очеловечивание человека". Если я выразился недостаточно ясно, вспомните, что говорил профессор Преображенский из булгаковского "Собачьего сердца" о разрухе, которая "не в клозетах, а в головах"? О том, что если каждый поодиночке не будет вредить, то и разрухи не будет? Это пусть и фривольная, но в чём-то точная параллель с тем, что пытается сказать Церковь и как она действует. Меняется один человек — меняется мир вокруг. 

    Самое важное в осознании общественной роли православных СМИ — понимание того, что если не будем меняться мы (то есть сами так называемые православные журналисты), то всё будет тщетно. Мы должны научиться не только обращаться к кому-то, но, в первую очередь, попытаться изменить самих себя. В том числе сделать так, чтобы журналистские цели и планы не вступали в противоречие с нашей христианской совестью и мировоззрением. И если мы сможем искренне свидетельствовать, что имеем любовь между собой, что учимся прощать друг друга, то в таком (и только в таком!) случае -- победим. Только тогда через наше свидетельство, наше творчество мы сможем повернуть сердца людей.

    А дальше арифметика простая. Как говорил преподобный Серафим Саровский: "Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи". "Тысячи" — я уверен, не преувеличение. Это именно то, что каждый из нас может, если последует словам Серафима. Таким я вижу то стремление, которое только и может помочь православной журналистике исполнить свою миссию. Лишь к этому мы и должны стремиться. Конечно же, делая то самое дело, к какому призваны мы, журналисты.

    Вставить в блог

    Владимир Гурболиков: Думать об ответственности за всякое слово и не 'спасать' всех скопом

    Владимир Гурболиков: Думать об ответственности за всякое слово и не "спасать" всех скопом

    15 января 2012
    13 января, в День российской печати, первому заместителю главного редактора журнала «Фома» Владимиру Гурболикову была вручена первая в истории современной православной журналистики премия Правительства России в области печатных средств массовой информации. Церемонию вручения премии провел глава Министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев в присутствии премьер-министра Владимира Путина. "Татьянин день" беседует с обладателем высокой награды.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    А. Рогозянский, деревня20.01.2012 19:17 #
    Пожалуйста. Не понял, причём тут ТД. ТД трепетно относится к Гурболикову. Я тоже был рад говорить с тобой. Хотя бы потому, что у обоих Володь терпение кончилось быстрее.
    А.Ткаченко, другая деревня20.01.2012 17:20 #
    Нет, как раз про твой анализ Гурболикова мне все в общих чертах понятно и вопросов больше нет. А вот про "Фому" похоже разговор зашел в тупик. Два раза задаю конкретный вопрос, и оба раза получаю вместо конкретного ответа какие-то смутные реминисценции. Пока я понял лишь, что за нарастанием в "Фоме" тенденциозного суемудрия ты в последнее время наблюдаешь исключительно по публикациям в ТД. Ну да ладно. В любом случае, разговор c тобой как всегда оказался для меня небесполезен. Спасибо!
    А. Рогозянский, деревня20.01.2012 15:41 #
    Открываю "Татьянин день" и наблюдаю. Что ещё требуется и что мне мешает наблюдать? Не понимаю твоего недоумения. Мы ведь, слава Богу, не солипсисты какие-нибудь. Так же, как прежде на "Татьянином дне", по поводу "Благодатного огня", в ЖЖ - и здесь, и там суемудрие близкого качества. Если забыл, с чего начали, то возвратись к первой реплике. Честно говоря, никогда не думал, что Гурболиков будет так откровенно корифействовать. Хотя, кажется, ты хочешь спросить про другое: как могу я браться анализировать Гурболикова?
    А.Ткаченко, д. деревня19.01.2012 22:36 #
    Ага, спасибо, теперь понял. Ну чего… Описанная тобой логика определения «увлечений» Гурболикова имхо весьма сомнительна, более того – я точно знаю, что ты не прав конкретно в этом вопросе. Ну да это твое дело – как думать. А вот про «Фому» я по-прежнему не понимаю. Сначала ты написал: \\ В последнее время наблюдаю нарастание в "Фоме" тенденциозного суемудрия, к которому добавились ещё и выпады против оппонентов. // Я попросил тебя указать на конкретные примеры того, о чем ты говоришь, как – об уже состоявшемся факте – «в последнее время наблюдаю». Однако вместо этого, ты теперь излагаешь свои представления уже о том, что «…в ближайшем будущем сбудется с большой вероятностью». Так что же все-таки ты имел ввиду, когда писал: «…в последнее время я наблюдаю…»?
    А. Рогозянский, деревня19.01.2012 21:20 #
    "Обретает" (полноту бытия), но не "обрёл". Ап. Павел говорит: " "ПодражаЙТЕ мне, как я подражаю Христу". Он не говорит: "Вы подражаЕТЕ мне, как я подражаю Христу". Imperfect в данном случае критически важен. "Задание", как формулирует о. В. Зеньковский, необходимо отличать от "данности". На imperfect срезался протестантизм, в частности. Неглупые люди. Поэтому, когда Гурболиков начинает креативить: "Евангельская история в каком-то смысле творится постоянно", то этим, быть может, он действительно решает поставленную малую задачу - актуализовать Евангелие для современного читателя, но одновременно уничижает большую. Не всякая, ой, не всякая история достигает уровня онтологии и может претендовать на сравнение. Искусительно тешить себя "продолжением Евангельской истории". С точки зрения пропедевтики это будет означать, скорее всего, радикальное принижение Евангельской истории. Тезис о том, что Евангелие [церковная традиция, богословие, выработка канонических норм] "продолжается", становится популярным в последнее время. Очень знакомая мысль, по выступлениям, например, прот. Н. Балашова, вл. Илариона и др. авторов, занимающих не последнее место. Вне зависимости от качества сего "продолжения", к сожалению. Не будем же представлять Гурболикова, как и кого-либо другого, стоящим вне смысловых дискуссий и черпающим вдохновение исключительно из своих источников. Источники вдохновения Гурболикова в данном случае вполне можно определить. Постватиканская теология, Бультман, Гарнак, к сожалению, влияют на них больше, нежели православные авторитеты. "Интервьюшка" даёт представление об увлечениях 1-го зам гл. редактора. Увлечения же 1-го зам. гл. редактора с большой вероятностью дают представление о том, про что мы прочтём в ближайших номерах "Фомы". В этом значении я и употребил понятие: "Фома". Если бы ты вдруг собрался отстаивать идею о разномыслии в рамках "Фомы" и о своей принципиальной позиции, то было бы интересно услышать.
    А. Ткаченко, д. деревня18.01.2012 16:49 #
    Андрей, спасибо за развернутый ответ. Тебе не нравятся тон и общая направленность статей Гурболикова. Ничего не имею возразить - дело хозяйское. Что же касается "нарастания в Фоме тенденциозного суемудрия с выпадами" - не совсем понимаю о чем ты. Ни этой интервьюшки, ни статьи про Благогон в Фоме, насколько я понимаю, не было. Что ты имеешь ввиду, говоря "Фома"? Вопрос не праздный, потому что в какой-то степени я отношу твою претензию и к себе тоже. Буду благодарен, если пояснишь - где, у кого и в каких текстах журнала "Фома" ты увидел суемудрие с выпадами . Соотношение антропологии и христологии в православной традиции куда сложнее. Определять его лишь через разделение, значит - сильно упростить картину. Христианская антропология вообще немыслима без обращения к христологии, ибо лишь во Христе человек обретает полноту бытия, соответствующую замыслу Божию о нем. Но это - отдельный и большой разговор. А применительно к сказанному скажу так: "Подражайте мне, как я подражаю Христу" - апостольские слова. И если в ситуации некоего (конфликтного для себя) выбора, человек находит в Евангелии соответствующий пример, который помогает ему определиться, а потом - ссылается на этот пример, поясняя свой выбор, то я не вижу тут никакого криминала по сути. Хотя, согласен, такое сопоставление может и покоробить. Но и Володя сам об этом тут же упоминает в тексте. "Отдавайте Богу - Богово, а кесарю - кесарево" - прямое обращение Христа к верующим людям не только в контексте Евангельских событий. В сущности, это - заповедь. Которую следует понимать правильно и исполнять по мере сил. Гурболиков имхо свою мотивацию неучастия нормально объясняет стремлением следовать словам Христа. Хотя и тебя я тоже понимаю, как мне кажется. Для тебя этот текст - некое продолжение дискуссии. И в этом ракурсе ты читаешь все написанное здесь. Но имхо - дискуссия здесь - лишь для тех, кто в ней участвует. Для Володи это вопрос больной - он о нем сказал. Для тебя - тоже. Ты отреагировал. А разговоры о дидаскалии Писания и проч. идут уже в качестве "довеска" и собственно к тексту имеют очень слабое отношение. Хотя, повторюсь, на мой взгляд этот текст очень сырой и слабый.
    А. Рогозянский, деревня17.01.2012 21:03 #

    Ладно, поговорим. В своих предположениях по поводу "Фомы" и меня ты не ошибаешься. К "Фоме" я неравнодушен и равнодушным никогда не был. В последнее время наблюдаю нарастание в "Фоме" тенденциозного суемудрия, к которому добавились ещё и выпады против оппонентов. Что со стороны В. А. Гурболикова особенно странно и непонятно. Ну ладно "Благодатный огонь". Но в данной "итервьюшке"-то чего, казалось бы, лягаться? Альтернатива "Фоме, согласно Гурболикову, - это "клубное издание", с характерными эпитетами "милое, добренькое и хорошее". Осталось, для полноты картины добавить: "дебиловатенькое". Ну что, Володя, дорогой, неужели по-хорошему не найти слов для коллег? Ну, получил премию, для хорошего человека самое время выразить почтение, сделать великодушный жест и поделиться частью славы. Обычно так делается! Одни издания работают для церковной аудитории, "Фома" же решил объять необъятное. Почему, я не понимаю, фактом активной общественной позиции, "Фомы" должна уничижаться чья-то работа? Но нет, "Фома" и только "Фома" создал "серьёзное движение". Трюизмам нет конца: "Самое важное — понимание того, что если не будем меняться мы (то есть сами так называемые православные журналисты), то всё будет тщетно". В. А. Гурболиков в отличие от других имеет чёткое представление, как и в какую сторону меняться. Если не знаешь - спроси его как. ) Хотя, я не понимаю, про что тут песни. Можно бесконечно показывать клубность, манерность "Фомы", вкусовую его специфичность. Мы здесь этим, с твоего позволения, заниматься не будем. Достаточно упомянуть, что концепт "массового глянца", о появлении которого столько раз заявляли, не реализован даже по отношению к светским, развлекательным и "жёлтым" изданиям. Понятно, да?

    О евангельских параллелях. Евангелие безусловно необходимо относить к себе. Притчу о блудном сыне - к себе, заповеди блаженств, притчу о мудрых и юродивых девах, призыв научиться от Христа кротости и смирению сердца - к себе. Словом, всю научительную часть, т. н. "дидаскалию Писания". Евангелие является зеркалом, в котором можно удобно увидеть состояние своей души. И что же отразит зеркало? Авва Дорофей: "Видите ли, чему учит нас Святое Писание? Оно увещевает нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою". Отдельно от научения стоит эпика Писания. Исполнение пророчеств, Боговоплощение, выход Христа на служение, сцена искушения от диавола, Преображение, Распятие, Воскресение, Вознесение - это абсолютные события и средоточие всемирной истории. "Естества чин" в данных событиях "упраздняется". Христос делает то, что для любого из нас делать немыслимо. Любые линейные проекции поэтому будут профанацией. Апостол Павел называет любовь Христову "превосходящей всякое разумение", которую только предстоит уразуметь. Он говорит о "гадательном" видении нами Божественного, "как через тусклое стекло". Антропологический аспект Писания нисколько не смешивается с христологическим. Это не то, что не сопоставимо, это out of the reason. Если человек начинает свою апологию с того, что "Христу ТОЖЕ говорили фарисеи" или что-либо такое подобное, то продолжения можно не слушать. Каша из топора, которая по уровню понимания того, что в Писании говорится, мало различается с Дэном Брауном. И между прочим так у нас теперь говорят! Ещё как говорят! Я как-то на Богослове дискутировал и предлагал такой тезис: кто собирается идти и без греха есть-пить с грешниками, пусть также будет готов идти по воде. Здесь, у Гурболикова, к сожалению, то же самое. Не вижу причин проводить якобы глубокомысленные, а на самом деле местечковые параллели. Особенно, в подтверждение собственной правоты перед критиками... "Караул", одно слово.
    А.Ткаченко, др. деревня17.01.2012 3:04 #
    О, нашел еще! Святитель Игнатий (Брянчанинов) "Закхей": "...Святое Евангелие можно уподобить зеркалу . Каждый из нас , если захочет , увидит в нем состояние души своей..."
    А.Ткаченко, другая деревня17.01.2012 2:35 #
    К вопросу о \\...Евангелие -- оно всегда и о Самом Христе, но и о нас тоже". Кошмар!.. Где это сказано?\\ Это довольно общая для православной традиции мысль о том, что любое состояние нашего духа, любое направление нашей жизни соотвествует тем, или иным ситуациям, описанным в Евангелии. Навскидку, вот - из книги иг. Марка (Лозинского) "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)": "...Евангелие — не простая книга, при чтении которой читатель обычно является посторонним зрителем повествуемых в ней событий. Нет , при чтении Евангелия все сказанное в нем нужно относить непосредственно к себе... " Если тебе нужно - могу еще поискать. Я помню, что читал об этом же у кого-то из Отцов более подробно.
    А.Ткаченко, другая деревня17.01.2012 0:51 #
    Ну, положим о "прямой проекции Богочеловеческой истории на жизнь отдельного христианина"" в интервьюшке ничего нет. Это имхо как раз и есть - "неравнодушная" интерпретация сказанного.
    А пройтись с ремарками можно практически по любому тексту, независимо от его качества - было бы желание, и ты это прекрасно знаешь.
    Полностью согласен с тобой, что это - откровенно слабый и плохо отредактированный материал, даже опечатки не убраны. Но я ведь не о тексте написал, а о твоем к нему отношении, которое показалось мне чрезмерно строгим и требовательным, а главное - направленном не только и не столько на сам текст, сколько на совсем другие вещи, так или иначе связанные с "Фомой". Прости, ежели ошибаюсь в своих предположениях.
    А. Рогозянский, деревня16.01.2012 20:49 #
    Саша, в "интервьюшке" места живого нет. Редкий абзац обходится без двусмысленностей. Если хочешь, могу пройтись с ремарками. Нераспредметченные коллизии, тысяча оговорок. "Христу предлагали монету, искушая выбором между Богом и Кесарем. И стали, в конечном итоге, поводом для Распятия. Кому-то такое сравнение может показаться слишком дерзким, Евангелие -- оно всегда и о Самом Христе, но и о нас тоже". Кошмар!.. Где это сказано? В смысле, что Богочеловеческая история - прямая проекция жизни отдельного христианина. Мессианизм, не иначе. Причем, самого дурного толка: застенчивый. По-моему, происходит какой-то отрыв. История с "Благодатным огнём" и т. д. Ну, не "Фомы" это дело, как ни крути! Не "Фомы", по всей прежней философии. Невзирая на все сочетания должностей. В конце концов, подумаешь: может быть, лучше вообще не печатать настолько неподготовленных комментариев.
    Александр Ткаченко, другая деревня15.01.2012 18:07 #
    Андрей, ты здесь явно неравнодушен. Чтобы не сказать - предвзят :)
    У всех бывает всяко. А со стороны косяки всегда виднее. Ну да - можно было и по-другому сказать. К примеру - как ты написал. Но это ж не "программная статья" а - интервьюшка. Как ответилось сей момент, так и напечатали.

    Вспомни лучше поэтические мучения Ослика из известной сказки:

    Я вижу--
    Не так-то легко написать
    Очень хорошую строчку,
    И лучше бы все
    Сначала начать,
    Но легче
    Поставить точку...
    Нет!
    Кристофер Робин ,
    Мы все здесь твои
    Друзьи...
    (Не так!)
    Мы все здесь друзья.
    (Твоя? Опять не так!)
    В общем,
    Прими на прощанье от всех
    Пожеланье успех...
    (Не так!)
    Прими пожеланье успехов
    От всехов!
    (Фу ты, вот неуклюжие слова,
    Что-нибудь всегда получается не так!)
    Словом,
    Мы все тебе их желаем,
    Ты молодец!

    КОНЕЦ



    А. Рогозянский, деревня15.01.2012 12:20 #
    Господи, как же всё сложно!.. Нет бы сказать: делаем, что делаем. Что можем. Стараемся в меру сил, как и все, сомневаемся, ищем, боимся ошибок, навредить. Так нет, "быть может, нам было бы проще не играть никакой общественной роли..." "Если её решить, то можно уже было бы более непредвзято и ответственно поглядеть на те вопросы, которые так мучают наших критиков".

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru