rss
    Версия для печати

    Рок — свобода или смерть?

    Кто скажет, сколько поколений выросло на музыке «рок», пропиталось ее ритмами, рифмами, риффами? Наши одноклассники слушали электронную музыку и танцевали «брейк», и нам казалось, что мы — последние из могикан, для которых рок — не просто музыка, но и образ и даже смысл жизни.

    Мы изо всех сил старались пройти по следам рок-героев: слушали и пели их песни, писали свои, создавали рок-группы, искали единомышленников, вместе с которыми пытались проложить новые пути в жизни. И пути эти часто лежали совсем не там, куда пытались направить нас старшие. К счастью, мы все же чувствовали границы, из-за которых можно было и не вернуться. А сегодня многому пройденному уже приходится подводить итоги. И невольно задумываешься: а правильно ли было все это? Стоила ли игра свеч? Но самый главный вопрос, на который хотелось бы ответить,— это давний спор о том, что может дать рок-музыка и рок-культура «неокрепшим умам», что она несет — созидание или разрушение? Ведь сегодня мы видим «черные» и «черно-розовые» молодые рок-поросли уже новых для нас «эмо» и «готов». И относимся к ним, с одной стороны, с иронией, с другой — с пониманием и тревогой, внимая новым цифрам мрачной статистики суицидов и иных страшных случаев.

    Городские мысли. Рисунок Ирины ФедоровойГородские мысли. Рисунок Ирины Федоровой

    Революция горького детства

    Еще в те времена, когда биг-бит, блюз и рок-н-ролл только начинали околдовывать мир первыми ударами, общественность не преминула расслышать нечто инфернальное в звучании «шестой ноты», превращающей пентатонику в блюзовую гамму. И эту новую бесшабашную музыку с ее дикой, первобытной энергетикой поколение отцов тут же объявило не чем иным, как проделками лукавого. Что весьма позабавило поколение детей, не преминувших в ответ погромче врубить гитары и микрофоны, поставить весь мир на уши и закатить в ритмах рок-н-ролла новые волны всевозможных протестов и революций: психоделических и сексуальных, ультралевых и ультраправых, красных и зеленых, голубых и розовых… Поистине, потенциал этой музыки был столь мощным, что сравнить его можно было с силой ядерного взрыва или цунами. Новые дети растили волосы и вплетали в них цветы и бисер, уходили из домов с рюкзаками и книгами, искали истину в любви и музыке, в поэзии и дорогах, расширяли сознание посредством психотропных средств и неизведанных религий, учились жить без денег и вещей и любить весь мир и каждого в нем. Попадали в психушки, выходили из окон, умирали от передозов. Сдавались, возвращались, устраивались на работу, рожали детей.

    Город как мутировавший робот. Рисунок Ирины ФедоровойГород как мутировавший робот. Рисунок Ирины Федоровой

    А новое поколение «детишек» стремилось, в свою очередь, во всем перещеголять экс-хипповых родителей: ставили ирокезы и обвешивались цепями, еще громче врубали рок. Да и сам рок менялся в угоду публике, становился все более жестким и злым. Спрос рождал предложение, и вот уже на смену лозунгам в духе «мир, любовь, свобода» пришли «секс, драгз и рок-н-ролл», «живи быстро, умри молодым» и подобное. На смену добрым битлам — злые дяди в черной коже, которые на концертах лихо откусывали головы летучим мышам и в открытую распевали оды нечистым силам и песни о дорогах в ад. На раз свергались все «отцовские» морали, догмы, заповеди.

    И потому было, о чем беспокоиться: волны молодежной агрессии, наркомании, суицидов зачастую связывались именно с «тлетворным влиянием рока». В СССР он был назван духовным СПИДом. Проводились исследования, подтверждающие, что низкие частоты, ритмика и запредельная громкость рок-музыки оказывают разрушительное влияние на психику и физиологию человека, действуя при этом как наркотик, заставляя впадать в транс, подобный тому, в который впадают шаманы при исполнении своих ритуалов.

    Бубны новых шаманов

    Действительно, один из основных критериев рока — это «драйв», что можно перевести как способность музыки приводить к ощущению «катарсиса». И действительно, в исполнительской манере рок-музыкантов часто просматривается очевидная схожесть с древними ритуальными формами музыки и танца. То есть рок-музыкант должен быть еще и заклинателем, шаманом, пророком, гипнотизером, уметь доводить зал до экстаза. А публике, находящейся в измененном состоянии сознания, можно в ритмах рока буквально вдолбить в голову любые установки. Вот, например: «We don`t need now еducations / We don`t need now self control» — строки из одной из известнейших песен «Пинк Флойд». Буквальный перевод: «Нам уже не нужно образование, нам уже не нужен самоконтроль». А вот из песен нашего Егора Летова: «Всего один выход у хороших ребят — схватить автомат и убивать всех подряд», «Я сяду на колеса, ты сядешь на иглу». И здесь уже не важен контекст — кто будет задумываться на рок-концерте о смысле песни? Да и такие строки часто западают в голову вне контекста. Не случайно исследователи обращали внимание на то, что в рок-поэзии текст часто строится как заклинание, как мантра — фраза афористична, лаконична, предельно образна, экспрессивна, одни и те же словосочетания повторяются многократно, при этом между образами часто отсутствуют логические смысловые связи. Вот, например: «Ты умеешь плакать — ты скоро умрешь / Кто-то пишет на стенах — он скоро умрет / У нее есть глаза — она скоро умрет / Скоро станет легко — мы скоро умрем»(Егор Летов, «Оптимизм»).

    Потоки непрозрачных звуков. Рисунок Ирины ФедоровойПотоки непрозрачных звуков. Рисунок Ирины Федоровой

    О практических испытаниях без предварительной фильтрации

    Когда-то и мы поддались колдовским ритмам рока. Но все же сравнительно быстро переболев металлом, гранжем и панком, обратили внимание на русский рок. Именно песни Цоя, Шевчука, Кинчева, Башлачева запоминались прежде всего красотой слова в сочетании с максимальной экспрессией, яркими, неожиданными образами. Мы слышали острую и яркую сатиру, социальную критику, слова о поисках истины и смысла жизни, о любви, о вере, о Родине — на понятном и не мертвом языке. А ведь ранее на уроках литературы все это воспринималось, как навязывание очередных штампов! И именно рок-поэты учили думать, анализировать, любить поэзию, искусство. Но с другой стороны, мы еще не отличали доброе семя от злого. Нормой поведения тогда был эпатаж, конфликт со старшими, подчеркнутая асоциальность и психическая неуравновешенность. Так, разбить руки в кровь о струны гитары при игре было «особым шиком», это означало глубину и силу чувств и эмоций, истинное понимание смысла песни.

    Да и далеко не весь русский рок был белым и пушистым. Взять, к примеру, творчество того же Летова. Основная тематика его песен — разрушение мира и себя («…покончив с собой, уничтожить весь мир…»), уход в иные сферы сознания («…из земной юдоли — в неведомые боли…»), сумасшествие и тотальная самоизоляция как способ противопоставления лирического героя «слишком нормальному» миру («Вечная весна в одиночной камере…») и т.д. и т.п. Подобные темы характерны и для творчества многих других рок-групп, например «Агаты Кристи», «Арии». И даже в творчестве таинственного «Наутилуса» можно найти «двойное дно»: вечные романтико-декадентские мотивы жестокости мира, одиночества, несчастной любви, но все это в итоге приводит к трагедии, к желанию уйти из реальности — и часто посредством суицида. Характерна и влюбленность в смерть, несущую избавление от страданий. В качестве примера можно привести тексты песен «Я хочу быть с тобой», «Падал теплый снег», «Одинокая птица», «Сестры печали». Кстати, один из исследователей русской рок-поэзии обратил закономерное внимание на то, что она (рок-поэзия!) обнаруживает сходство тематики, образности и литературных приемов с «анти-традициями» в искусстве: романтизмом, модернизмом, постмодернизмом. То есть внимание к темным, разрушительным началам в искусстве не является чем-то новым. Задолго до рока властители умов любили чересчур пристально вглядываться в бездну, которая, как известно, при таком отношении начинает вглядываться в смотрящего. Просто рок-музыка дала новую силу и энергию вечным деструктивным идеям.

    «Железнодорожная вода»: живая или мертвая?

    Конечно, не стоит причесывать весь рок под одну гребенку. Ведь рок-музыка и рок-культура — это целый океан, в который вливается неисчислимое множество рек, ручейков, потоков. И часто живая и мертвая вода перемешана так, что трудно однозначно поставить знаки полярности. Я привел лишь одну «деструктивную» цитату из столь любимых «Пинк Флойд», но большая часть их удивительных и чудесных произведений до сих пор сияют, как бесчисленные грани «безумного алмаза», приводя в восхищение самых искушенных слушателей. И даже у «страшного» Летова есть такие строки: «Светило солнышко и ночью, и днем / Не бывает атеистов в окопах под огнем/ Добежит слепой, победит ничтожный / Такое вам и не снилось…».

    То есть, как и любую иную энергию, мощнейший потенциал рок-музыки можно использовать по-разному, направив его как на разрушение, так и на созидание. А орудия рока можно заряжать жизнеутверждающими, позитивными смыслами, исконный роковый нонконформизм и протест можно обратить против систем зомбировния и засилия масс-культуры. Да что говорить — именно так уже многие годы и делает Юрий Шевчук и другие рок-певцы.

    Мы же за время существования в рок-субкультуре прошли через многие стадии инициаций, и с каждым новым шагом все же учились отсеивать песок и выбирать самородки, порой ценою многочисленных нелепых, горьких, глупых ошибок. Но научиться на чужом опыте вряд ли возможно. По-разному складывались пути многих знакомых мне людей, но, к счастью, никто не спился, не сторчался и с собой не покончил: хотя пробы всех этих действий у некоторых были весьма активными. Кто-то просто вовремя вышел из системы и адаптировался к реальной жизни, кто-то смог реализовать свой творческий потенциал в других сферах. А из субкультурного опыта удалось вынести ряд великих ценностей: искреннюю, испытанную годами, городами и дорогами дружбу со многими замечательными людьми, стремление ко взаимопомощи, любовь к красоте и творчеству, дух позитивного авантюризма и поиска нового. Да и просто светлых, ярких воспоминаний нам хватит на всю жизнь.

    Дом из гитар. Рисунок Ирины ФедоровойДом из гитар. Рисунок Ирины Федоровой

    Поэтому не стоит навешивать на рок-музыку и рок-культуру однозначных ярлыков. Надо лишь уметь отличать хорошее от плохого и учить этому других, постоянно искать новые пути для воплощения светлых идей и вечных образов веры, надежды, любви. Быть может, сегодня нам нужна новая субкультура, которая вобрала бы в себя и объединила самые лучшие, самые яркие и светлые образцы как рок-музыки и рок-поэзии, так и других направлений, ведь именно рок оказался способным ассимилировать в себе практически все виды и течения искусства. А в качестве идеологической основы можно использовать исключительно позитивные установки субкультуры. Так, деструктивному, мрачному началу можно противопоставить идеи творчества, созидания, массовому зомбированию — внимание к духовным ценностям, изоляции и индивидуализму — стремление к объединению, дружбе, взаимопомощи. И кто знает, может быть, именно в мехах рок-культуры свежий сок светлой, озорной, игристой энергии молодости превратится в драгоценное вино? Ведь многим из нас очень хотелось бы считать рок именно музыкой жизни, а не смерти.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    790, город31.01.2012 17:45 #
    1. Автор переврал текст «Пинк Флойд» 2. Странно что автор не видит логической связи в текстах Егора Летова. 3. статья очередной "совок"
    Наталья, Москва24.01.2012 17:24 #
    ИМХО: смерть. Медленное такое умирание духа. Какие бы звания впоследствие не приобрелись.
    Юрий Николаевич Агещев СПБ РПЦ, МОСКВА18.01.2012 3:04 #
    LET IT BE!!!!!!!
    Юрий Николаевич Агещев СПБ РПЦ, МОСКВА18.01.2012 2:58 #
    http://swarock.blogspot.com/2011/07/2011.html ЭТО РОК НАД ВОЛГОЙ ! И ТАМ СЛОВО ОТЦА СЕРГИЯ РЫБКО. Посмотрел, как дивно. Вспомнил лето, как мы там были... А статья хорошая. И акценты верные. Но главное ...РОК в лучших его проявлениях - благо. Но нельзя забывать РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. Увы, вижу , что многие из рокеров и пр, не знают таковых. А это фундамент!!! Говорю сие , как неформал еще 70 -х г.г. Так, что - вперед , к РУССКОМУ народному , остальное приложиться. Иначе , вымрем как мамонты. СЛАВА РОКУ НАСТОЯЩЕМУ, СВ.РУСИ !
    Алексей, Москва13.01.2012 13:19 #
    ...На наших глазах исчезают потери Душа выпускает скопившийся страх Я слышу шаги, открываются двери И смерть исчезает на наших глазах... Егор Летов «Всего один выход у честных ребят — схватить автомат и убивать всех подряд» фраза из песни "Харакири, песни как раз осуждающей насилие". Во всех песнях Егора очень важен именно контекст и, в большей степени, контекст времени, когда писалась песня и в каких условиях. Егор, возможно, так и не пришел к Христианству, но это был честный, ищущий человек. Вопрос заданный Егору: теперешнее отношение к самоубийству Ответ: - Дело бессмысленное, ибо ничего не меняет и не решает. Только усугубляет ситуацию, затрудняет выход из неё, то есть выходом не является.
    Паўлюк, Минск13.01.2012 9:18 #
    Строчка из Pink FLoyd на самом деле We don’t need no education, We don’t need no thought control. Нам не нужно образование, Нам не нужен контроль за мыслями. Принципиальная разница, речь не о самоконтроле, а о попытках котролировать мысли извне.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru