Tweet |
Согласитесь, последние десятилетия многие слова обесценили, почти обессмыслили. Какие слова имеют значение для большинства из нас? Любовь, мама, жизнь. Эти символы держатся в нашем сознании, утверждая то, что не так просто постмодернистской реальности вытеснить из мира человека непреходящие ценности.
Но рядом всегда стоит слово «я». «Я», «моя жизнь», «моя любовь» - или мечта о ней. Условности жизни таковы, что внимание человека приковано к узко индивидуальному существованию.
Окружность этого персонального мира не очень велика. Современный человек почти разучился осмысливать себя как часть большой общности людей - как часть народа, как часть человечества. «Жизнь стала другой», «а что эта Родина мне дала, чтобы я ее любил?»... Да что вообще такое Родина для современного человека? Нужна ли она ему?
Ответить на эти вопросы очень нелегко. Первый помощник - история. Она приводит нас к идеалу, сбереженному памятью поколений. Второй ключ к ответу - мы сами, мы сегодня - люди, которым эти вопросы важны и которые хотят идти к ответу.
История
Раньше было - моя земля. Своей малой или большой жизнью люди доказывали, что верность и преданность ей - ценности не эфемерные, а подлинные. Маленький голландский мальчик, затыкающий дырочку в плотине собственным пальцем; Дмитрий Донской, отказывающийся платить дань татарам; тихая крестьянская девушка Жанна д'Арк, ведущая войско на Орлеан - образы, сохраненные благодарной памятью потомков.
Потом было - мое Отечество. Это понимание освящено традицией. В России 19 века было стыдно не любить Родину, слова «гражданин», «настоящий патриот» были высшей похвалой. «Как женщину, ты Родину любил», - говорил Некрасов, обращаясь к Добролюбову. Это значит - самой искренней, горящей, настоящей любовью, которую из сердца не вырвет ничто.
Сегодня слово «гражданин» мы слышим только как официальное обращение, а «патриот» не слышим вообще - или в ироническом контексте. Активно эксплуатируют его разве что партийные деятели в предвыборной кампании и различные объединения националистического толка, которые ничтоже сумняшеся ставят знак равенства между получившим явную негативную окраску словом «национализм» и патриотизмом.
Что имеем, не храним...
Феноменом обретения Родины является эмиграция. Теряя Родину вынужденно или по доброй воле, эмигранты часто приходят к тому, о чем живущие в покинутой земле и не догадываются. Такими обретшими в потере были все три поколения русской эмиграции, которые переживали долгую и тяжелую трагедию самой подлинной и мучительной любви к покинутой земле. Пассажиры «философского парохода», выдворенные за пределы Союза, и за границей внимательно следили за происходящем в России, обсуждали проблемы национализма и народности, творили «русскую идею», писали книги о Родине...
Такими остались и современные «путешественники». Уезжая по доброй воле на сломе 90-х в поисках лучшей доли, реализации профессиональных и научных амбиций, они постепенно приходили к тому, что Россия осталась для них самым родным куском Земли, который из сердца не вырвешь. Без России жить не могут и возвращаются обратно. Одним из таких стал наш соотечественник Дмитрий, который в беседе с «Татьяниным днем» расскажет историю своего возвращения.
А вот «русский американец» Николай Котар, молодой регент из семьи потомков эмиграции, в России бывает как турист - и тем не менее считает ее своей Родиной в подлинном смысле этого слова. Интервью с ним открывает цикл материалов «О настоящей любви... к Родине» , цель которого - попытка ответить на вопрос: «Так кто же ты, патриот?» Его мы зададим студентами, преподавателям МГУ. Попробуем обратиться к опыту церковных мужей. Поделимся фотонаблюдениями российской действительности в поисках «следов» патриотизма.
Немного морализаторства
Сын своего народа не думает о том, какой народ имеет право жить на его земле или не имеет оного. Он чувствует ответственность перед той землей, которой воспитан. Звучит довольно умозрительно, но понять, каково это, несложно. Думать не только о своем личном бытии, существовании, не на свое личное благополучие и благосостояние надеяться, а идти дальше - преодолевать эти границы. «Жить не по лжи», как сказал Солженицын. И тогда - «не стоит село без праведника».
Но и тогда, когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
Сергей Есенин
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!