Tweet |
На сайте одной из компаний, организующих подобные ярмарки, я прочла удивительное: начинать путь к Церкви лучше всего с ярмарки. Я-то по простоте душевной полагала, что путь к Церкви лучше всего начать с посещения храма и чтения Священного Писания, но – отстала я страшно от веяний современной жизни. Красивое слово – консьюмеризм. В обществе потребления без этого никуда. И я отправилась изучать выставки-ярмарки с целью понять, каким образом они могут привести человека к Церкви.
Москва, ВВЦ
Отправляясь на выставку-ярмарку «Знамение Божией Матери», проходившую с 5 по 11 декабря в 69-м павильоне ВВЦ, я давала себе слово ничему не удивляться. Посещаемые мной ранее подобные выставки-ярмарки на ВВЦ наводили на не очень веселые размышления, поэтому к коммерческому душку мероприятия я была готова заранее. Но в этот раз, несмотря на данные себе самой обещания, я была удивлена сверх всякой меры. Более того: я была разгневана и буквально раздавлена увиденным. Что вызвало столь сильные и столь резкие эмоции?
Прежде всего, православной выставкой эту торговлю назвать было можно с большой натяжкой. Из всех участников выставки православные издательства, храмы и монастыри составляли от силы 10-15 процентов. Зато больше половины выставочного павильона занимали бесконечные ряды турецких дубленок и шуб из греческой клеточной норки. После закрытия торговли на Черкизовском рынке и в Лужниках продавцы с успехом осваивают пространство православных выставок. Честно говоря, еще летние выставки-ярмарки, проводимые на ВВЦ, выглядели приличнее. Там было представлено больше храмов и монастырей, было больше православной литературы и икон. На этой же выставке издательств было не много, а те, что были, не особо радовали разнообразием ассортимента и ценовой политикой. К примеру, издательство «Отчий дом» предлагало свои книги с наценкой в 15-20 процентов от цены в любом магазине православной литературы. Но вовсе не ценовая политика издательств удивляла меня на этой выставке.
Меня поражал рыночный, вернее сказать – базарный дух, который присутствовал практически во всем. Те немногие стенды, которые были отданы не торговцам шубами, а монастырям и храмам, пестрели прейскурантами на услуги: неусыпаемая Псалтирь – столько-то, сорокоуст – столько-то, об убиенных в утробе младенцах – столько-то… Прейскуранты были очень разнообразны и предлагали решить сразу все проблемы: жилищные, служебные, личные, семейные, избавить от пьянства, игромании, наркомании, блудных страстей и прочая, и прочая. Народ на это дело шел бойко. Благообразные тетушки записывали имена в толстые тетрадки, брали деньги, и дальше начинались внушения: «А зачем Вы только на год сорокоуст заказали? Закажите вечный, ну да, дороже, зато Вашей бабушке Царство Небесное навечно гарантировано!». Кто же по доброй воле откажет в лишних нескольких сотнях рублей, чтобы бабушка после смерти упокоилась с миром? Платили без лишних рассуждений.
К стендам зазывали бойко, не хуже, чем на базаре. «Сестра, заказывайте акафисты и сорокоусты у нас! У нас лучше!». «Красавица, закажи молебен Петру и Февронии, муж хороший будет!». «Матушка, прикладывайтесь к иконе, она чудотворная!».
Когда я подошла поближе, чтобы рассмотреть икону (с детских лет увлекаюсь историей русской иконописи), то улыбчивая женщина огорошила меня известием, что приложиться к этой иконе стоит 100 рублей. На мой вопрос, почему вдруг прикладываться к иконам стало «платной услугой», не ответила. На вопрос, из какого монастыря какой епархии эта икона, не ответила также. На мою попытку сфотографировать стенд пригрозила позвать охранников.
Вообще, сделать нормальные фотографии мне не удалось. Продавцы (иначе я их назвать не могу) при виде фотоаппарата почему-то начинали нервничать и грозили разбить его. Все же несколько снимков я щелкнула мобильником, буквально из-под полы пальто – они отвратительного качества, но по ним можно судить, была ли эта выставка православной.
Реклама московских выставок-ярмарок, который слышит каждый житель столицы, ездящий в метро, гласит, что на выставке можно будет приобрести продукцию православных монастырей и изделия народных промыслов. Все это хорошо, но вот какое отношение узбекский шелк или кашемир из Монголии имеют к Православию? У меня нет вопросов, уместны ли на таких выставках ярославский лен, шуйская бязь или новгородская береста, – понятно, что уместны. Но когда гражданин Индии, в обычные дни торгующий бусами в гостинице «Севастополь», продает эти же бусы на православной выставке, я хотела бы знать, зачем он тут находится. Давайте все же определимся, православная это выставка или нет. Не стоит обвинять меня в ксенофобии. Я не против узбекских шелков или индийских бус. Я всего лишь спрашиваю: а разве их производят в православных монастырях?
На фоне подобного уже как-то мелочно обращать внимание на бойкую торговлю белорусскими колбасами в самый разгар Рождественского поста или на ценники меда, которым позавидовала бы «Азбука вкуса». Что это мы, право слово, придираемся.
Однако торговля всем – от поминовения убиенных в утробе младенцев до белорусской колбасы – это еще полбеды. Конечно, общий дух ярмарки жестоко реконструирует «Праздник святого Йоргена», но есть куда большая опасность.
Оккультизм на этой выставке цвел пышным цветом. За 200 рублей центр «Матрица здоровья» предлагал сделать диагностику биополя, чтобы дальше вы могли бы получить соответствующее лечение у биоэнергетика. Их соседи, центр «Натурал калм», продавал путь исцеления через учения йогов и мастеров аюрведы. На стенде с надписью «Живая вода» народу за деньги предлагалось испить энергетически заряженной воды, с помощью которой открывались чакры и чуть ли ни третий глаз. Вечные «Доктор Нона» и «Тенториум» были тут же.
Вот это переполнило чашу моего терпения, и я отправилась искать оргкомитет. В оргкомитете со мной разговаривать отказались. Как и следовало ожидать. Уже вернувшись домой, я нашла все же информацию об организаторах. Это ООО «МВФК-ВВЦ». Контактные данные представлены мобильным телефоном и почтой на сервере mail.ru. Зато утверждается, что данная выставка-ярмарка проводилась по благословению Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации. Интересно, известно ли об этом Синодальному отделу? А если известно, то почему подобное вообще возможно?
Уже на выходе с выставки бойко раздавали флаеры, приглашающие на следующую, посвященную празднику Крещения. Представляю, что там будет твориться…
Петербург, ВЦ Северо-Запад
Главное отличие петербургской Зимней православной выставки (14-18 декабря 2011) от выставок на ВВЦ в том, что она, в первую очередь, именно выставка. Здесь тщательно продумана программа – как духовно-образовательная, так и культурная. На протяжении всей выставки шла неделя православного кино, и посетители могли увидеть весьма интересные документальные фильмы, а в один из дней встретиться с создателями фильма «Раскол» режиссером Николаем Досталем и сценаристом Михаилом Кураевым.
Была отлично подготовленная Миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии презентационная программа «Под маской Православия». Была встреча со Станиславом Ковтуном, бывшим свидетелем Иеговы, написавшим книгу «Свидетели Иеговы: некуда идти». Была встреча с православным священником из Кении и очень трогательный сбор нательных крестиков для наших кенийских братьев во Христе. Были встречи со священниками Олегом Стеняевым и Александром Ториком.
На малой выставочной сцене проходили презентации новых книг, встречи с писателями. Здесь же выступали исполнительницы духовных стихов Полина Терентьева и Анастасия Морева, гусляр Алексей Цыганов.
Были особые программы для детей - спектакль «Волк в мешке» по сказке В.И. Даля, выступление детских фольклорных ансамбля. На протяжении всей выставки работала детская комната, где с детьми занимались педагоги, чтобы родители в это время могли спокойно ходить по выставке.
И самое главное – у выставки был духовный центр. Привезенная из Батуринского Николо-Крупицкого монастыря (Черниговская область, Украина), известная еще с XIII века чудотворная икона святителя Николая стала таким центром. Нужно было видеть искреннее благоговение людей, подходящих поклониться святыне, возле которой служились молебны. Иной дух присутствовал тут, совсем не тот, как на ВВЦ, и это очень радовало.
Главный принцип Зимней православной выставки в Санкт-Петербурге: на первом этаже выставочного центра, в Мраморном зале, были представлены только храмы и монастыри. Все частные предприниматели занимали второй этаж. Такое разделение не давало выставке превратиться в базар. Охрану выставки несли казаки из Казачьего отдела Санкт-Петербургской епархии, совсем не похожие на криминального вида охранников выставок на ВВЦ.
Подлинность монастырей и приходов еще во время подготовки к выставке тщательно проверял Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии, за что его сотрудника низкий поклон. Организатор Зимней выставки – выставочное объединение «Духовное наследие». Его руководитель Игорь Валерьевич Матвеев – глубоко верующий человек, настоящий энтузиаст своего дела. Он-то и дал мне понять, что православная выставка-ярмарка вполне может быть благочестивой, духовно полезной и некоммерческой по духу. При одном условии: если организаторы не ставят своей целью наживу.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
жителей других городов - алчность и примитив. Я была месяц назад на Украине - Киев, Почаев, Чернигов - была потрясена тем, что увидела и ощутила. Казалось бы, на фоне происходящего у них уже многие годы хаоса и беспредела - глубокая, спокойная, настоящая вера. 1-го января на ранней литургии в Киево-Печерской Лавре было много народу, что называется, все свои, родители с детьми, абсолютно спокойно, видно, что для них это в порядке вещей - причаститься 1 января. Слава Богу, жив дух православия! И так везде, где мы были. В самые праздники. В Ионинском, который достаточно далеко отстоит от мегополиса - на литургии много народу, опять - родители (оба) с детьми, все нарядны и спокойны. Остается только вздохнуть.
все зависит от того , какие цели ставит для себя организатор
Вообщето Богу богово, а кесарю кесарево .