rss
    Версия для печати

    Блаженный Исидор, Христа ради юродивый

    Если в Ростове Великом идти от железнодорожного вокзала в направлении озера Неро, то по левую руку, не доходя ростовского Кремля, можно увидеть удивительный белокаменный храм. Туристы его посещают нечасто – он стоит несколько в стороне от привычных, стандартных маршрутов. Храм этот носит название церкви Вознесения Господня, но чаще его называют церковью Исидора Блаженного (так же, как московский храм Покрова на Рву именуют собором Василия Блаженного).

    Храм Блаженного Исидора. 1911 год

    До начала ХХ века в храме Вознесения хранилась белокаменная плита с надписью: «Лета 1565 державою и повелением благочестиваго царя государя великаго князя иоанна васильевича всея руси его царскою казною поставлена церковь сия вознесение господне в ней же исидор чудотворец при епископе никандре ростовском а делал церковь великого князя мастер андрей малой». Построена церковь над могилой св.Исидора Блаженного († 1474 г.), и на этом же месте находился прежде шалаш, в котором св.Исидор жил круглый год.

    «Житие Исидора Твердислова», весьма малоизученный памятник древнерусской агиографии, гласит: «Съи убо блаженный, якоже поведают нецыи, от западных убо стран, от латыньскаго языка, от немечьскыя земля рождение име и въспитание, от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерска роду бе, и възненавидев богомерзкую отеческую латыньскую веру, възлюби же истинную нашу христианьскую православную веру и промышляаше в сердцы своем Господне слово, глаголющее: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет». (Цит. по рукописи Российской национальной библиотеки, Спб.)

    Дата рождения святого неизвестна. Согласно житию, он происходил из знатной славянской семьи, живущей в окрестностях Бреннабора (современный Бранденбург). Важен тот факт, что крещен был Исидор в католичество. Архиепископ Филарет (Гумилевский), описывая житие св.Исидора, считал, что слова «местерска роду бе» указывают на родственные связи семьи Исидора с Великоим Магистром Немецкого ордена.

    Но Исидор принимает на себя один из самых трудных видов подвижничества – юродство. Пешком отправляется он в Ростовскую землю и там принимает православие. Житие рассказывает, что днем он странствовал, как юродивый, ночью же молился слезно со словами: «О Исидор! Многими скорбями подобает внити тебе в Царство Небесное, ибо только силою оно восхищается». Голод и холод, зной и жару, побои и поношения – все он сносил кротко и с любовью. Но есть в житии также рассказ о том, как приставник князя ростовского отказал блаженному в просьбе подать воды, и даже изгнал его с непотребными словами. Вообще же, пришел блаженный не для утоления жажды, но для того, чтобы дать благословение княжескому дому. А по изгнании его обнаружилось, что все вино, заготовленное в доме князя для трапезы с епископом, высохло до капли. И лишь под самый конец трапезы Исидор вернулся, подав епископу просфору со словами: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сий час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии»,- после чего сосуды вновь наполнились вином.

    «Твердислов въправду тезоименно наречеся. Утверди бо ум и с словом вкупе, еже к Богу обеща, и играя, Исидор житие се преиде и небеснаго царства достиже», - говорит житие. На брачном торжестве князя Саввы Оболенского и княжны Дарии Луховской блаженный сплел венок из полевых цветов и подал князю со словами: «Вот тебе, князь, архиерейская шапка». Тайный смысл этих слов остался непонятым тогда, но прояснился позже, когда спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня скоропостижно скончалась, а князь Оболенский оставил мир и постригся в Ферапонтовом монастыре с именем Иоасафа. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиепископа Ростовского († 1489).

    Блаженный Исидор получил откровение о своей кончине за несколько дней до смерти, и отошел ко Господу 14 мая (27 мая н.ст.) 1474 года. По его смерти от шалаша, в котором обитал юродивый, разлилось благоухание, оповестившее жителям Ростова о кончине угодника Божия. Вскоре над могилой св.Исидора был воздвигнут деревянный храм, который по приказу царя Иоанна Васильевича был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний придел во имя блаженного Исидора. Мощи святого находились в этом приделе под спудом. Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благо­даря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поля­ков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (1636) написано: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний». «Иконописный подлинник» дает следующее описание внешности святого угодни­ка Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».Служба блаженного Исидора была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», то есть, очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуж­дался, следовательно, она уже была написана. По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам бла­женного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь.

    В советские годы церковь св.Исидора Блаженного подверглась перестройке: был уничтожен придел блаженного, сильно пострадали фрески, выполненные ярославскими мастерами братьями Иконниковыми. В 2002 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, и с 27 мая 2003 года богослужения в нем совершаются каждую субботу и воскресенье, во все великие и двунадесятые праздники. Молебен у мощей св.Исидора – каждую субботу в 11.00. Реставрация храма идет очень медленно, поскольку храм является памятником архитектуры, и все работы требуют тщательного подхода. Настоятель храма – священник Олег Ельцов, который с полным самопожертвованием занимается трудом восстановления этого замечательного образца ростовской святыни. С ним можно связаться при встрече или на сайте храма: www.isidor.pro.

    Тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивого, глас 4

    Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ целомудрием многим и терпением/ во временней жизни течение добре скончал еси./ Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/ источавши бо исцелений благодать/ иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Исидоре блаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

    Кондак блаженного Исидора, Христа ради юродивого, глас 8

    Взбранному и дивному в праведницех,/ иже убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Исидоре.

    Храм Блаженного Исидора. Наши дни

    Вставить в блог

    Блаженный Исидор, Христа ради юродивый

    Блаженный Исидор, Христа ради юродивый

    27 мая 2012
    Если в Ростове Великом идти от железнодорожного вокзала в направлении озера Неро, то по левую руку, не доходя ростовского Кремля, можно увидеть удивительный белокаменный храм. Туристы его посещают нечасто – он стоит несколько в стороне от привычных, стандартных маршрутов. Храм этот носит название церкви Вознесения Господня, но чаще его называют церковью Исидора Блаженного (так же, как московский храм Покрова на Рву именуют собором Василия Блаженного).
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru