Tweet |
Для специалистов (об этом в день открытия выставки говорила ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея Ирина Шалина) экспозиция интересна тем, что многие иконы выставлены впервые. «Есть надежда, что какие-то из них попадут в каталоги»,- сказала искусствовед.
Для рядового посетителя эта выставка – возможность в предновогодние и предрождественские дни посмотреть на русскую икону, не спеша всмотреться в образы святых, может быть, что-то узнать для себя или показать своим детям.
В храме не всегда удобно именно посмотреть на икону, постараться разглядеть какие-то детали. И уж тем более очень часто не у кого спросить, как она попала в храм, кто ее написал, почему используются именно такие цвета и символы. Выставка в Центре изящных искусств устраивалась как раз для того, чтобы познакомить посетителей с миром иконы. В коридоре и залах – 300 (сейчас 200, но вскоре должны привезти еще 100) икон, к которым очень удобно подойти. В помещениях Центра, как рассказали на пресс-конференции, будут находиться специалисты по иконописи, к которым любой посетитель может подойти с вопросом, о чем-то проконсультироваться, попросить провести по выставке небольшую экскурсию.
Сделать это обязательно стоит: без специалиста трудно понять, чем интересны иконы, а ведь у некоторых экспонатов очень интересная история. Да и вообще, история изучения и собирания икон – отдельная и очень любопытная тема для разговора.
Ирина Шалина рассказывает, что раньше государственные музеи больше интересовались западноевропейским искусством или русским искусством XVIII-XIX веков, и только частные коллекционеры собирали иконы. Получалось, что уникальные образцы древнерусского искусства фактически существовали «для личного пользования», и только в 1909 и в 1913 году были показаны широкой общественности.
После революции 1917 года ситуация с собиранием икон не стала лучше. Иконы из храмов и личных коллекций (те, которые удалось обнаружить) были изъяты, многие – проданы за границу, так как новое правительство остро нуждалось в деньгах, а иконы стоили очень дорого. Оставшиеся в Советском Союзе коллекции тщательно скрывали и редко когда показывали самым близким друзьям или знатокам искусства.
Иконопись была под запретом, создание икон рассматривалось как преступление. Именно поэтому организаторам выставки так ценен образ Бориса и Глеба, написанный в 1920-30-е годы. Это свидетельство подвига человека, который продолжал создавать иконы даже зная, что за это может последовать серьезное наказание.
Только в 1974 году была проведена большая выставка икон из частных коллекций, к которой с настороженностью отнеслись все: и коллекционеры, представившие свои сокровища, и искусствоведы, и правительство Советского Союза. Сегодня, как сказали организаторы выставки, начался диалог между Церковью, коллекционерами, искусствоведами и представителями государственной власти. И нынешняя выставка – результат именно такого взаимодействия.
Часть икон – из коллекций, которые были вывезены за границу. Один из владельцев сперва боялся отдавать иконы, но потом, когда узнал, что они будут выставлены в музейном комплексе Храма Христа Спасителя и что в устройстве экспозиции принимает участие Церковь, согласился, потому что Церкви можно доверять.
Интересно, что один из коллекционеров, предоставивших иконы для выставки - профессор кафедры истории искусств МГУ Алексей Расторгуев, один из немногих собирателей греческих икон.
Помимо частных коллекционеров, старинные иконы собирали старообрядцы. И иногда поступали с ними довольно необычным образом: брали древний образ, может быть, не очень хорошо сохранившийся или же содержащий в себе какие-то неканонические детали, вырезали из него какую-то часть и получали небольшую икону. Часто вырезали клейма из Царских врат: Царские врата часто открывают и закрывают и изображенные на них иконы от такого «использования» достаточно быстро старятся и требуют замены, так что со старых врат их вполне можно вырезать.
Самая древняя из представленных на выставке икон - образ великомученика Георгия Победоносца рубежа XIII–XIV веков, на которой святой изображен по пояс. Ирина Шалина предполагает, что эта икона как раз и была вырезана из Царских врат. Но не полностью, а по пояс.
«Находка» организаторов – мастер-класс по иконописи. В одном из залов иконописец Иван Кириченко будет писать икону – список с образа святителя Николая Можайского, которую впоследствии подарят Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Икону планируется завершить к 21-му декабря.
Неспециалисты вряд ли представляют себе этапы создания образа, и в одном из залов этот процесс решили показать поэтапно, представив на нескольких досках разные стадии написания иконы Спасителя.
Помимо икон, в залах Центра изящных искусств выставлены предметы русского быта. Рассматривая вырезанную из дерева посуду, расписные прялки, ларчики и прочие вещи, лучше представляешь себе повседневную жизнь наших предков. Особенно интересно посмотреть на эту часть экспозиции будет детям.
Выставка икон проходит в рамках Дней православной культуры.
Также планируется провести круглый стол «Икона в современном мире» (20 декабря) и аукцион (22 декабря), на котором коллекционеры смогут приобрести иконы, которые привезли их коллеги из-за границы, и таким образом вернуть древнерусские памятники на родину.
19 и 21 декабря в Зале церковных соборов состоятся благотворительные концерты. Собранные средства будут использованы для приобретение икон для Храма Христа Спасителя и на строительство 200 храмов в Москве.
Выставку и прочие мероприятия Дней православной культуры можно бесплатно посетить до 15 января ежедневно с 10.00 до 20.00 часов.
Центр изящных искусств располагается по адресу улица Волхонка, дом 15 (метро «Кропоткинская», выход к Храму Христа Спасителя, сразу у выхода из метро – повернуть направо или спросить охранника, как пройти к Центру изящных искусств ).
Фотографии Александры Соповой.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!