rss
    Версия для печати

    Стоит ли христианину вступать в партию «против», или О пользе посещения митингов

    На Пасху 1917 года в православных храмах России иногда можно было услышать странные реплики: на восклицание «Христос Воскресе!» отвечали «Россия Воскресе!». В обществе столь сильна была эйфория от Февральской революции, что она передалась и части православных христиан. Философ и публицист Василий Розанов выразил этот процесс кратко и емко: «Россия слиняла в три дня». Последствия «слиняния» продолжались без малого 80 лет, поскольку февраль превратился в октябрь, а новая власть не слишком церемонилась ни с Россией, ни с Церковью, ни с народом.
    Москва, Болотная площадь, 10 декабря 2011 годаМосква, Болотная площадь, 10 декабря 2011 года

    В  декабре 2011 году ситуация несколько отличается от февраля 1917 года, но есть одна общая, очень опасная черта, которая роднит эпохи. Сейчас в нашей стране, даже среди православных христиан, очень сильна партия «против». Порой они даже не могут четко объяснить, против чего именно они против.

    В отечественной истории и до событий ХХ века были сотни примеров, показывающих несбыточность мечты членов партии «против» и страшные последствия победы этого движения. Первые русские святые Борис и Глеб отдали свою жизнь ради того, чтобы в 1015 году не устраивать междоусобной борьбы со своим братом Святополком Окаянным, который после смерти князя Владимира вероломно захватил Киев и стал «нелегитимным» правителем Киевской Руси. Борис и Глеб не просто отказываются поднять руку на захватчика власти, но и не сопротивляются убийцам, подосланным Святополком. Конечно, это почти недостижимый идеал святости, а реальная жизнь многих правителей состояла из взаимных убийств, изгнаний, ослеплений, насильственных пострижений в монахи и бесконечной борьбы за власть. Если накал страстей и желание занять место главного «политического деятеля» страны становилось главной движущей силой византийской, древнерусской и любой другой политики, то последствия не заставляли себя ждать. Византия была уничтожена в 1453 году, на Руси был период феодальной раздробленности, который закончился  несколькими столетиями монголо-татарского ига, в XVII веке Русь переживала Смутное время, причинами которого также было отсутствие объединяющего начала, и желание во что бы то ни стало свергнуть Бориса Годунова и  последующих временщиков.

    К счастью, в России почти всегда находились люди, призывавшие в накале политических страстей не забывать о главном – христианской любви, способности услышать другого и избежать кровопролитий. Православные святые  почти всегда представляли собой партию «за». Это не означает, что Церковь поддерживает любую действующую власть и закрывает глаза на то, что творится в стране.  Незадолго до своей смерти в 1074 году  преподобный Феодосий Печерский вмешался в конфликт трех князей – сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава и Всеволода. В 1073 году Святослав Черниговский захватил Киев, изгнав оттуда старшего брата Изяслава. Феодосий Печерский пишет Святославу «эпистолию», в которой сравнивает поступок нового Киевского князя с убийством Каином Авеля и предательством Иуды. Игумен Печерского монастыря и в личных беседах просит князя Святослава вернуть престол брату и добивается определенных успехов, несмотря на то, что новый киевский князь совсем не расположен делиться властью или добровольно уступать захваченный Киев.

    Москва, Болотная площадь, 10 декабря 2011 годаМосква, Болотная площадь, 10 декабря 2011 года

    Святитель Тихон, Патриарх Московский, призывал власти к миру в куда более драматичной ситуации: в своем послании, приуроченном к годовщине Октябрьского переворота 1917 года, он просил большевиков прекратить насилие над народом и Церковью и грозил отлучением от Церкви, но при этом не выступал конкретно против новой власти и не призывал к ее насильственному свержению. Более того, в самый драматичный момент Гражданской войны, когда судьба новой власти в буквальном смысле слова висела на волоске, а в распоряжении белых была почти вся территория России, патриарх Тихон обратился к народу с призывом не участвовать в братоубийственной войне и прекратить всякое кровопролитие. В ХХ веке Русскую Церковь и митрополита Сергия многие упрекали в том, что он пошел на недопустимый компромисс с советской властью, однако этот компромисс был продиктован самой логикой отношения христиан к светской власти. Для христианина несвойственно бежать со знаменем на баррикады или участвовать в митингах протеста, если только ситуация в стране не угрожает уничтожением государства или Церкви. В 20-е годы прошлого столетия христиане защищали Церковь и веру иногда ценой своей жизни, но при этом их протест был направлен не против государственной власти как таковой, а против нарушения правителями прав верующих и собственных принципов отделения Церкви от государства и невмешательства во внутренние дела религиозных конфессий.

    Уже в новейшей истории, в трагические дни октября 1993 года Церковь выступала в роли примирителя общества, а не поддерживала ту или иную сторону конфликта. В наши дни патриарх Кирилл неоднократно говорил о том, что одна из задач Церкви - объединять общество, несмотря ни на какие политические разногласия. Конечно, христианин может иметь свои политические пристрастия и ходить на разрешенные митинги, но все-таки для верующего человека очень странно быть членом партии «против». Когда–то митрополита Антония Сурожского спросили, должны ли церковные иерархи выступать с политическими заявлениями. Владыка Антоний, который защищал таких разных людей, как Александр Солженицын или митрополит Николай (Ярушевич), ответил, что у православных не хватает «прошколенности» для того, чтобы делать политические заявления.

    Москва, Болотная площадь, 10 декабря 2011 годаМосква, Болотная площадь, 10 декабря 2011 года


    В нашей стране очень многим людям не хватает этой прошколенности, способности вести диалог и искать компромиссы, а потому стоит подумать, будет ли их появление на митингах способствовать умножению любви. Не является ли агрессивно настроенная толпа проводником некой персонификации зла, попыткой объяснить все беды и неудачи вмешательством внешних сил, которая свойственна любым политикам и многим людям, поскольку она позволяет уйти от ответственности за содеянное и переложить ее на плечи другого человека. Разумеется, все это относится и к власти, которая не слушает своих граждан и объявляет человека с другим мнением оппозиционером или преступником. Диалог необходим с обеих сторон. Если человек не готов искать позитивные формы разрешения конфликта, может быть, лучше посвятить выходной день походу в Церковь, в музей, в кино или на каток, как советует отец Максим Козлов, который «всем митингующим в сердце своем желал, чтобы все они делали вместе с Богом, а не против Него, молился об умирении озлобленных, о вразумлении неразумных».

    Вставить в блог

    Стоит ли христианину вступать в партию 'против', или О пользе посещения митингов

    Стоит ли христианину вступать в партию «против», или О пользе посещения митингов

    12 декабря 2011
    На Пасху 1917 года в православных храмах России иногда можно было услышать странные реплики: на восклицание «Христос Воскресе!» отвечали «Россия Воскресе!». В обществе столь сильна была эйфория от Февральской революции, что она передалась и части православных христиан. Философ и публицист Василий Розанов выразил этот процесс кратко и емко: «Россия слиняла в три дня». Последствия «слиняния» продолжались без малого 80 лет, поскольку февраль превратился в октябрь, а новая власть не слишком церемонилась ни с Россией, ни с Церковью, ни с народом.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Мария, Москва23.12.2011 21:05 #
    Автор статьи справедливо упрекает митингующих за отсутствие "прошколенности". Сам он прошколен и вышколен отлично. "Ходите на митинги, значит, любви у вас маловато и ответственность вас тяготит, - убеждает нас он, - Чем свою гражданскую позицию выражать, лучше бы на каток сходили, овцы". И почему санкционированный митинг - это персонификация зла?
    Сергей, Нью Йорк12.12.2011 19:39 #
    " Сейчас в нашей стране, даже среди православных христиан, очень сильна партия «против». Порой они даже не могут четко объяснить, против чего именно они против". Я православный христианин и я против партии жуликов и воров. Чего же тут непонятного? Второе. Непонятно, какую альтернативу митингам автор предлагает. Сесть напротив Думы с хоругвями и призывать к диалогу? Раз Церковь воздерживается от того, чтобы предлагать конкретные решения к тому, как остановить воровство и коррупцию, которые угрожают развалить страну, то наверное не надо и осуждать методы борьбы, которые предлагают другие. Третье. Разве коррупция не духовная болезнь? Какова должна быть позиция православного христианина в этом обществе? Просто молиться и "следить за собой"? Мне было бы очень интересно где-то почитать об этом.
    Фёдор, Москва12.12.2011 19:12 #
    10го числа в Москве на митинге все участники были настроены спокойно и конструктивно. Просили власти прислушаться к мнению народа, всё таки 100 000 человек, готовых выйти на площадь, это что-то значит. Власть пока что не слушает свой народ, не идёт на диалог, о котором говорится в этой статье... Интересно, какие "позитивные формы разрешения конфликта" предлагает в такой ситуации автор? Хочется услышать, раз уж он начал. Здесь есть ещё вот какая проблема. Государство, основанное на лжи (например, на маштабной фальсификации выборов, на наглом отказе признавать очевидные нарушения) не устоит. Просто по законам этого мира, созданного Богом. Да просто даже по человеческому рассуждению не может долго существовать ситуация, когда люди не верят своим властям. Вот завтра по телевизору объявят, например, что на нас напали, что война, а люди просто не поверят, ведь там же показывали, что фальсификации не было, что ситуация в стране улучшается, да и вооще всё время показывают одну ложь, так и завоюют нас. Поэтому не революцией, так иноземцами, не иноземцами, так бедствиями, не ими, так чем-то другим сбросит земля, по слову Бога, с себя такое государство. И когда оно падёт, достатнется всем, и гражданам, и верующим. В Египте не только у фараона первенец умер, и не только фараон язвами покрылся. Не знаю позиции автора по сути проблемы - фальсификации. Но лично я не могу сидеть в стороне, я боюсь, что Бог, меня посчитает фарисеем, негодававшим на кухне в личной беседе, но лицемерно призывавшем сделать вид, что все нормально, что всё идёт, как должно.
    Никола, Москва12.12.2011 17:47 #
    Андрей, спасибо за статью. Я думаю, что у христианина не может быть принципиально "за" или "против" - ведь - простите за каламбур - за свой голос (как за полученный от Бога талант) отвечать будешь. Поэтому христианин не позволяет себе так расбрасываться направо или налево, следуя "принципу". Но христианин также не может позволить себе равнодушия. Когда топчут твою Родину, не смей отсиживаться! не иди на каток, не делай вид, что все в порядке и ничего не происходит! Вы приводите конкретные исторические примеры из жизни церковных деятелей, я себе тоже позволю. Вот когда нам заявили об этой пресловутой рокировке (это ж какое издевательство, то а?), то о. Всеволод Чаплин заявил, что мол любой народ об этом только мечтать может, о такой вот смене лиц у власти. Он не шутил, не иронизировал. И выражал не свою частную точку зрения, а РПЦ. Это что такое? какая смена власти? это неприкрытое хамство: "я уже решил, что буду Президентом, а вот этот мужчина - Премьером". я как член РПЦ о. Всеволода на это не уполномочивал и об этом ему не говорил. Я даже склонен думать, что это он сам так придумал, или подсказал кто. Как сказал один профессор из МГУ, самое главное, что они делают сегодняшние власть предержащие - разрушают духовную основу государства, одним из элементов которых является признание народом легитимности власти, доверие ей и почитание (сродни отцовскому). Человек, который ведёт духовную жизнь, не может идти на каток, когда Отечество в опасности духовной - это пир во время чумы. Может быть, не должен он и на митинг ходить - это каждый решит сам. А о властях и воинствах мы должны молиться - о каких Бог дал. Но это не значит, одобрять и не желать им изменения.
    Анастасия, Москва12.12.2011 15:50 #
    текст комментария "...Не является ли агрессивно настроенная толпа проводником некой персонификации зла," - не было там агрессивной толпы. Ошибка в том, что людям приписывают лозунги, которых они не поддерживали. Все придумали революцию. Это неправда. Даже "против Путина" - не лозунг большинства, несмотря на то что его пытаются активно продвигать. Я была и на Триумфальной, и на Болотной. Но с выборами- перебор. У народа инстинкт самосохранения срабатывает - с выборами перешли черту. Достаточно через судебные процедуры немного подкорректировать число мандатов - хоть в пользу ЛДПР, если не коммунистам, хоть в чью - по большому счету все равно. Но власть почему-то упорно боится уступить - а уступить надо совсем чуть-чуть, вопрос принципа. Правильно кто-то писал- эти митинги как раз лекарство от Революции.
    Igor, Москва12.12.2011 15:25 #
    На улицы выходят как раз чтобы заставить власть пойти на диалог. Пока диалога не получается - президент уже ответил, что он с требованиями не согласен, что выборы были нечестные. В городах, где вышла не тысяча человек, а меньше, мирных протестующих задерживала полиция, продолжаются репрессии по 282 статье. Власть сама делает всё, чтобы дестабилизировать ситуацию.
    nickname, Москва12.12.2011 9:37 #
    “отец Максим Козлов, который «всем митингующим в сердце своем желал, чтобы все они делали вместе с Богом, а не против Него” - против кого? Против “двухголового орла”? Какому Богу молиться Максим Козлов?
    александра, новосибирск12.12.2011 7:52 #
    Мне ,думается,церкви всегда нужен нейтралитет,и заниматься излечением каждой души индивидуально.Положим церковь за власть ,а победит оппозиция-сметуи под горячую руку,чтобы не мешала,если обратный сценарий-разочарованные прихожане сами уйдут.Менять окраску как хомелеон-люди тоже не уважают-остается-нейтралитет,при любой раскладке-правильно

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru