Tweet |
Два зала на втором этаже Инженерного корпуса «Третьяковки». В первом - «Тайная вечеря», «Молящийся Христос», «Рождество»... Скульптуры странные. У всех очень мягкие контуры, сделаны очень «в общем», без мелких деталей. Даже на лицах нет отчетливо вырезанных глаз, носа и рта, только намеки на них. И это множество намеков (там угадываются брови, там - пояс на платье, вот тут - рот) создает представление о едином и очень цельном настроении или характере. Каждая фигурка как бы живая. Когда смотришь, понимаешь: это не просто необычно сделанная скульптура, в ней заключено полноценное внутреннее содержание.
На табличках написано, что они отлиты из бронзы, и умом понимаешь, что эти небольшие фигуры тяжелые и прочные. Но глазу они кажутся вылепленными из пластилина: настолько они выглядят пластичными и мягкими. Бронзовая поверхность не гладкая, как будто творивший накладывал или снимал пальцами один за другим слои пластилина или глины.
Эти скульптуры созданы не по классическим канонам. Слишком большие кисти рук, чересчур вытянутые лица, немного непропорциональные тела, - все это заставляет думать, что эти фигурки - скорее народное творчество, может, очень древнее, но никак не произведения современного ваятеля. Однако, в конечном счете, именно эти «неправильности» и создают живое впечатление от каждой скульптуры.
Вот «Воскресение Лазаря». Воскресший, затянутый в пелены (огромная кисть левой руки видна из-под прижимающих ее к телу «бинтов», силуэт другой угадывается под пеленами), с трудом переступает по земле. Прямо видишь, как трудно сделать Лазарю первые шаги в новой жизни, как ему не верится, что он снова идет по земле. Фигурка почти плоская, кажется, что ветер может сдуть Лазаря, как лист бумаги или осенний лист, и понимаешь, насколько он ослаб за 4 дня в гробнице.
Следующий зал - десятка три скульптурок на разные темы. Их можно разделить на две группы: сцены из жизни и аллегории.
Человек сидит на земле, запрокинув голову назад. На лбу у него поместилась птичка (прямо-таки игрушечная ворона) и погрузила клюв в его правый глаз. Это «Страдание». Фигурка сделана из песка-шамота и солей. В отличие от большинства скульптур, она не темная, а песочного цвета, а потому смотреть на нее тепло, кажется, что над ней светит южное Солнце. Это не титанический Прометей, которого терзает громадный орел. Это намного проще и понятнее.
Или «Отчаяние». Человек встал на одно колено, осознание ужаса своего положения пронзило его от макушки до пяток, и в порыве, возможно, со стоном, он уронил на землю голову и громадные руки. Скульптор запечатлел его в этом необычном «земном поклоне» и, кажется, действительно сфотографировал само отчаяние.
Бытовые сценки - как окошки в экзотический для большинства москвичей осетинский мир. Свидание на дороге, угощение гостя. Это понятно любому, но в каждом уголке Мира это происходит немного по-разному. В этих скульптурах (как иногда и в самих людях) поражает удивительное спокойствие и глубокое осознание того, что происходит вокруг. Все они держатся просто и прямо и у всех большие кисти рук.
Самая сложная из всех композиций - «Горные дороги». По условно изображенным бронзовым тропам идут дети, взрослые мужчины с животным, копытцем нащупывающий дорогу ослик. Все они идут очень по-разному, каждый в своем направлении. И при этом находятся вместе в этих горах. Как и все люди, живущие в Мире.
Выставка продлится до 28 сентября.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!