rss
    Версия для печати

    Церковь и государство

    Новостная лента то и дело напоминает, в какое время мы живём. Как при землетрясении, почва будто пытается выскользнуть из-под ног, только в данном случае речь идёт не о земле, а устоявшемся образе жизни, понятиях и ценностях. Всё деформируется и ускользает. Культура, которую можно представить в виде прекрасного здания, создаваемого и украшаемого веками, стремительно исчезает под всё новыми потоками песка – мелких и неотличимых друг от друга произведений современного искусства. Ещё немного, и для того, чтобы понять, что есть настоящая культура, потребуется работа высококлассного археолога.

    В этом мире, всё более обманном и неверном, непоколебимым столпом возвышается Церковь, сохраняющая незамутнённый евангельский свет. Только в ней можно найти себе точку опоры в эту эпоху тектонических сдвигов, обостряющих ощущение близости конца мировой истории. И если Церковь – это сердцевина нашего бытия и основа основ, то разве можно её чем-либо укрепить и упрочить с чьей-нибудь помощью? Наоборот, это в ней следует искать силу, способную задержать распад, сохранить и даже приумножить лучшее в человеке и человеческом обществе.

    Согласившись с этим, мы получим базис для выстраивания адекватных взаимоотношений Церкви и государства. Государство может, а при правильном управлении - и должно использовать Церковь как неисчерпаемую сокровищницу духа, неоскудевающий источник, питающий неложными ценностями и задающий нравственные ориентиры. Но может ли Церковь видеть в государстве безукоризненного партнера и помощника? Стоит ли ей полагаться на государство в своём делании, рассчитывать на его поддержку и даже желать таковой?

    Государство в том виде, в каком оно существует сегодня, имеет земное происхождение. Оно, конечно, может быть орудием Божиего Промысла, но это справедливо для любого человеческого образования. И дух века сего чувствуется в структурах государства не в меньшей, а в чём-то даже и в большей степени, чем вне их. Государство также ненадёжно, как и всё, не восходящее прямо и безоговорочно к евангельской истине.

    Сегодня мы видим в государственной политике следы интереса и, может быть, сочувствия к той истине, что сохраняется в Церкви. Но нет гарантии, что так будет завтра. А ещё немного погодя государство может превратиться в инструмент для разрушения Церкви. И если сотрудничество Церкви и государства будет плотным, до взаимопроникновения в отдельных сферах, то антихристианский разворот государства может привести не просто к внешнему давлению, но и к возникновению внутрицерковных проблем.

    Стоит прислушаться к предостережениям, которые приносит новостной поток. Вот, например, тема государственного финансирования церковного образования. В сентябре этого года было озвучено желание нашей Церкви изменить закон «Об образовании» таким образом, чтобы он предусматривал возможность финансирования православных школ государством, если они будут соблюдать требования федерального общеобразовательного стандарта. Само по себе это довольно логично. Стандарт представляет собой своего рода государственный заказ на образовательную подготовку детей. Если его требования выполнены, значит, дети подготовлены необходимым для государства образом. Государственный заказ выполнен, и то, что это сделано в православной, а не государственной школе, значения иметь не должно.

    Полноценное школьное образование довольно затратно, и православные школы часто испытывают недостаток средств. Бюджетные деньги, безусловно, сняли бы много проблем. Но соединив православные образовательные организации с государственными в одну систему, Церковь будет вынуждена допустить государство к регулированию образовательного процесса. Церковь живёт в соответствии с Писанием и Преданием, а государство – в соответствии с политической конъюнктурой. И изменение конъюнктуры может внезапно поставить православные школы в весьма затруднительную ситуацию.

    Свежий пример: ведущая канадская газета «The Globeand Mail» потребовала, чтобы власти штата Онтарио заставили католические школы, которые получают государственное финансирование, разрешить открывать при них студенческие гей-клубы и ассоциации гомосексуалистов. Обоснование: «Католические школы имеют право на свои представления о гомосексуализме, Но они - государственные школы, и они не имеют права настаивать на второразрядном статусе студентов, которые идентифицируют себя как гомосексуалисты, или у кого просто есть вопросы, касающиеся их идентичности, или у кого есть гомосексуальные или лесбийские родители. Они должны попытаться сделать что-то, чтобы религиозная вера и равенство сотрудничали».

    Иными словами: то, что считается нормой в светской школе, должно каким-то образом совмещаться с вероисповеданием, поскольку деньги за обучение платит государство. Это, конечно, не государственное решение, а лишь журналистская инициатива, и Канада – страна, в которой от традиционализма осталось гораздо меньше, чем у нас… Но имеет место вполне очевидный знак, свидетельствующий о тенденции.

    Может ли подобная тенденция проникнуть в Россию? Безусловно. Государство никак не может занять последовательную позицию по отношению к гомосексуализму. В этом отношении показательна история с законом против пропаганды гомосексуализма, который был заявлен, но пока не принят законодательным собранием Санкт-Петербурга. Вроде бы, государство пожелало принять такой закон на федеральном уровне, об этом заявили губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и вице-премьер Дмитрий Козак. Прошла информация, что Дмитрий Козак назвал пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» (выражение Интерфакса) омерзительной. Но потом последовали комментарии от пресс-секретаря вице-премьера Игоря Джуса и руководителя питерского исполкома «Единой России» Дмитрия Юрьева, что омерзительным занятием была названа только пропаганда педофилии среди несовершеннолетних, а мнение по поводу гомосексуализма не высказывалось. Это означает, что гомосексуализм остаётся легитимным явлением, и угроза создания для него специфической среды в образовательных учреждениях по-прежнему высока. Стоит ли Церкви объединять свои образовательные организации с системой, где есть подобные риски?

    Этот пример – достаточно яркий, но он не исчерпывает проблемы. Государство ненадёжно. И Церковь должна помогать государству, но не смешиваться с ним. Иначе шатания в государстве могут обернуться совершенно излишними испытаниями для Церкви. Грядущих испытаний не избежать, но лучше бороться с проблемами, приходящими извне, чем перетекающими из организма государства в организм Церкви.

    Вставить в блог

    Церковь и государство

    Церковь и государство

    3 декабря 2011
    Новостная лента то и дело напоминает, в какое время мы живём. Как при землетрясении, почва будто пытается выскользнуть из-под ног, только в данном случае речь идёт не о земле, а устоявшемся образе жизни, понятиях и ценностях. Всё деформируется и ускользает. Культура, которую можно представить в виде прекрасного здания, создаваемого и украшаемого веками, стремительно исчезает под всё новыми потоками песка – мелких и неотличимых друг от друга произведений современного искусства. Ещё немного, и для того, чтобы понять, что есть настоящая культура, потребуется работа высококлассного археолога.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    александра, новосибирск4.12.2011 12:22 #
    Уважаемый автор,очень трудно дать комменттарий на вашу статью,что вы все решили отразить в одной маленькой статье :и проблемы культуры и политики,и взаимоотношение церкви и гоосударства и т д .Начну с культуры,ведь каждый последующий строй напрочь пытается смести предыдущий,в результате все против всех и бедным детям остается изучать десятЬ негритят Агаты Кристи и голову профессора Доуэля Каонон Дойля.Нужно давать детям лучшие произведения всех эпох,начиная даже от времен язычества ,времен монархии,времен советских,добру.любви к родине,учат и Пушкин ,и Тургенев ,и Достоевский,и Толстой.и Шолохов ,и Фадеев и Шукшин,и т д д.Не нужно бояться,что начнут строить фигуру даждь бога,никто что -то не строит себе в Египте погребальные пирамиды от того,что знают свою древнюю культуру,древних ученых и философов.Так нужно учить детей уважать свой народ,прививать ,хотя идеалы добра,патриотизма ,ит д.Что касается образования: если посмотреть новый закон,то у детей остается совсем немного бесплатных предметов.на этом фоне,учитывая.что есть и другие традиционные религии расчитывать на финанчирование православных школ не приходиться.причем люди же и не принимают и даже введение О П К.Например.в нашем городе на 1 сентября не одна школа не изъявила желание и пришлось мзру потрудиться,хотя,чтобы набрать 15%.(данные сми)Это тоже объяснимо.в начале укажу на две позиции церкви:женский вопрос,вопрос права.Мб вам это и кажется надоедливым,но в основном никто не готов унижать свою дочь,обьяснять.что ей в платочке(не понятно почему-этого не требует даже апостол Павел)нужно стоять за мальчиком.обьясняться.что она нечистая ,не имеет права в определенные дни к чему то прикасаться.и вообще не имеет права по сравнению с маольчикам заходить в алтарь.К тому же в этом возрасте(7-15)девочкам и так трудно,у мальчиков все девчонки дуры,Также,когда возникают первые симпати и т д ,девочкам приходится приносить покаяние в каких то интимных грехах молодым б м и красивым священникам-слишком тяжело для детской психики,ведь,иузучая ОПКдорога приведет в храм.Девочкам хотите в основном преподавать рукоделие да домоводство(не против,если мальчикам труды)и обьяснять ,что у них ума только за детьми ухаживать(выводы по лекциям Крытиной)Такого матери своим детям в основном не хотят.Также есть взгляд,что выборное право не вскм а избранным.это тоже уже нонсен.Таким методом рождаемость не повысишь.но закончится может кровью.Всегда найдется умный и сильный мужчина,который пожалеет обедоленного ислабого,ведь настоящий сильный не сможет заставлять после себя стоять слабый немощный сосуд,порой еще и старый.ДАа и как знать.где Святой Дух уронит зерно,не самый ли бесправный =самый способный политик,Величайший Ломоносов из бесправных.Православные учебники скромностю не отличаются,зачем в них обнаженка,неужели можно не скромным учебником воспитать скромного человека,да и дети сразу поймут лукавство,ведь написано в Библии не открывай наготы отца и матери твоей,да и зачем вводить их в соблазн.Поэтому я думаю если все так и останется,то лучше детей воспитывать ,чтобы поступали по совести.а взрослые пусть решают,если могут понести,путь несут.Что касается церкви и государства,то по моему церковь не имея средств строить храмы боится сказать что то против,а если говорит то постфактум-о законе о здравоохранении,не могла не знать,т к у меня компьютер появился в пользовани в октябре,нет телевизора и радио,но везде спотыкалась то о палатки коммунистов ,призавющих голосовать за референдум по данному закону т д .мне кажется,что авторитет это церкви не пибавит.Мне лучше молиться на развалинах,чем на не правдные деньги построенном храме.На теле института нашей церкви много язв и это тоже не скоешь.Судить ,конечно не имеем права,но как ты прелюбодей учишь....не буду ццитировать апостола Павла.Но все это бросается в глаза и отталкивает от церкви и не верится,что все так чисто и светло,а мы ищем Свет-он во Христе,но хорошо бы идти КСВЕТУпо свету,знаю,что не напечатаете.но хотя м б прчитаете.прошу простить меня грешную.но такие у меня мысли вкратце

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru