Tweet |
В мероприятии приняли участие заместитель главы ВРНС, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель секретариата ВРНС, член Бюро Президиума ВРНС Олег Костин, член Бюро Президиума ВРНС, руководитель правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев, координатор Дискуссионного клуба ВРНС Александр Рудаков, научный руководитель информационно-аналитического центра Факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Людмила Панкова, профессор МГУ, руководитель Агентства стратегического анализа Валерий Щегольцов.
Собравшимся были представлены концепции солидарного общества и гражданского союза, обсуждались вопросы диалога между народом и властью, консолидации общества, достижения национального единства.
Подробности концепции разъяснил протоиерей Всеволод Чаплин: «Сегодня многими в России предлагается заимствованная идея гражданского общества, в которой изначально заложена парадигма конфликта между народом и властью, разными общественными институтами, разными слоями населения. Эта идея противоречит самосознанию нашего народа, сформированному христианством, исламом и другими традиционными религиями. Для нас органична мысль об обществе как об обществе-семье, в котором конфликты противоестественны, в котором власть, являющаяся частью общества, органично существует вместе с этим обществом и внутри него».
По твердому убеждению священника, конфликт между народом и властью, разными группами населения — «это не необходимый, не неизбежный конфликт». Ошибки же России в XX веке в основном заключаются в том, что она пыталась заимствовать идеологии, «которые не были органичны для ее развития, самосознания, исторического пути, для ее народа».
«Это заимствование привело к 1917 году, породило массу проблем после этой даты, принесло серьезный надлом в развитии России в 90-е годы, когда также почему-то решили, что для построения достойного будущего нужно принимать какие-то внешние идеи, модели, — сказал отец Всеволод. — Однако в России есть своя культура общественного строительства, в рамках которой сейчас рождаются две темы: "солидарного общества" и "гражданского союза". Их ВРНС готов предложить обществу для обсуждения, чтобы 2017 год был не годом раскола, а годом триумфа России, единения народа и власти, разных слоев народа».
Олег Костин обратил внимание на то, что заявленный принцип солидарности — это не только провозглашение идей, но и запуск огромного спектра экономических и культурологических процессов, способных изменить образ и качество жизни людей. Он привел в пример реализуемую уже несколько лет стратегию «Формирование регионального солидарного общества» в Белгородской области при активном участии регионального отделения Собора. Олег Костин призвал к созданию «цивилизационной инфраструктуры, которая способна качественно повлиять на систему воспитания нашей молодежи и послужить сближению людей разного достатка».
«На фоне колоссальных инвестиций, которые планируется осуществить в строительство дорог, мостов, в другие объекты инфраструктуры в стране из камня, железа, бетона, необходимо создавать индустрию цивилизационных товаров и услуг, инфраструктуру центров национального досуга и национальной жизни, — подчеркнул руководитель секретариата ВРНС. — Темы приоритетной поддержки нравственности, самобытного календаря национальных и региональных праздников, широкого использования медиаторских процедур, новых принципов финансирования покупки жилья, оплаты медицинских услуг, получения образования, активного участия жителей в муниципальном управлении — все это современные механизмы, реально способствующие развитию солидарности и формированию цивилизационной идентичности в стране.
Узловые понятия концепции «солидарного общества» разъяснил Александр Рудаков: «Концепция солидарного общества возникла в ходе обсуждений Дискуссионного клуба ВРНС, когда участники стремились найти соборную общественную стратегию, актуальную для ХХI века. Если для века XIX был характерен вопрос: каким должно быть государство и каковы должны быть инструменты, чтобы это государство, то сегодня мы живем в ином общественно- политическом измерении».
«Главный акцент сегодня — не столько на государстве, сколько на качестве общества, в котором живем мы — пояснил Рудаков. — Если для западной политической традиции характерна концепция "войны всех против всех", изложенная Гоббсом, то наше традиционное русское общество — соборное общество в дореволюционной России, советское общество в СССР, и во многом даже наше современное общество, живет по принципиально другим социальным закономерностям. Это действительно общество-семья. Общество, для которого, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, солидарность является главным социальным идеалом».
Концепция солидарности имеет и цивилизационное значение. «Идея цивилизационной идентичности играет для нас ключевую роль, — заявил Рудаков. — Мы считаем, что Россия — уникальная страна-цивилизация, объединяющая русских и православных, но выходящая за рамки нашего этнического и религиозного поля. В эту цивилизацию органично вписываются и традиционные религиозные общины России, и те народы, которые связаны с нами единством исторической судьбы».
Поэтому еще одна идея, которую, по словам Рудакова, несет понятие «солидарного общества» — это солидарность народов, живущих в России. «ВРНС не только форум, но и крупнейшая общественная организация, представляющая интересы русских. Мы считаем, что политическая стабильность в России может быть обеспечена с помощью межнационального диалога (не конфликтного, а построенного на базе общих ценностей)», — заявил координатор Дискуссионного клуба ВРНС.
Людмила Панкова обратила внимание на проблему духовного единения власти и народа, которая была ключевым вопросом в трудах крупнейшего политического деятеля и философа Константина Победоносцева. Она процитировала слова Святейшего Патриарха Кирилла о «платформе морального большинства», отметив важность этого понятия. «Термин, предложенный Предстоятелем, и есть генезис концепции Константина Петровича Победоносцева», — заявила Панкова. Многие выдающиеся русские мыслители говорили о том, что реальными шансами в истории обладают только консолидированные нации, а не расслабленные. В консолидации нуждается Россия и сейчас. «Возможно примирить консерваторов и либералов в служении Отечеству», — констатировала она.
Валерий Щегольцов высказался о перспективах гражданского общества, особо подчеркнул важность социально значимой проблематики: «Мы видим, что в мире обостряется напряжение во всех процессах. Общая тенденция — установление социальной справедливости. Самый конструктивный способ решения данной проблемы со стороны власти — договориться с гражданским обществом». Идея гражданского союза во имя великой России, по мнению Щегольцова, способна объединить спектр самых разных мнений и политических позиций.
Роман Силантьев предложил активнее вести диалог с «нецерковными патриотами», которые «в большинстве своем придерживаются прокоммунистических взглядов». По утверждению Силантьева, 2012 год показал, что церковные и нецерковные патриоты близки по многим позициям. К лидерам общественного мнения в этом спектре, с которыми стоит взаимодействовать, он отнес Александра Проханова, Сергея Кургиняна, Анатолия Вассермана, Дмитрия Пучкова.
«Мне кажется, что надо с этими людьми сейчас активно вступить в диалог, — заявил Силантьев. — А поскольку для большинства нецерковных патриотов идеалом государственного устройства России является советская империя времен Сталина, мы, наверное, одно из первых собеседований с ними посвятим роли Сталина».
Роман Силантьев планирует записать цикл видеолекций вместе с Дмитрием Пучковым, которые будут посвящены острым вопросам государственно-религиозных отношений и другим темам: как относиться к личности Сталина, к советской власти, к Власову «и другим предателям, которые тогда были». На взгляд Р. Силантьева, сейчас этими вопросами активно интересуется молодежь, и разговаривать с ней на эти темы нужно на понятном ей языке.
Со своей стороны, протоиерей Всеволод Чаплин высказался за диалог между либеральной и консервативной частью общества. «Не диалог взаимных оскорблений, — подчеркнул он, — а диалог, нацеленный на созидание, на поиск вектора развития страны».
«Второй важной темой, которую ВРНС будет постепенно поднимать, является переоценка советского периода нашей истории, — сказал священник. — В этом периоде было очень много хорошего. Я не согласен с теми, кто говорит, что он является черной полосой. Да, ошибками ХХ века были попытки перенять некритически внешние для России идеологии: в том числе, принятые и в феврале, и в октябре 1917 года, и идеологию, принятую в 1991 году. Но не благодаря, а вопреки этим идеологиям Россия довольно быстро начинала возвращаться к себе: и в советский, и в постсоветский период. С советским периодом левая идея никуда не исчезнет».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!