Tweet |
Мы сегодня празднуем пр.Савватию. В чем же должно выражаться наше празднование? Достаточно ли того только, чтобы мы в этот день отстояли службу в храме, прослушали церковные песни в честь этого святого и испросили бы у него себе милостей всяких?
Нет. Этого не достаточно. Это будет только половина празднования. Все равно как одно воздержание от скоромной пищи, без воздержания от злых дел, от дурных мыслей, от дурных разговоров, не есть настоящий пост, а только половина его, так и тут. Мало одного воспоминания о святом и прославления его. Это будет только половина празднования. Другая же и главная половина празднования состоит в тои, чтобы научиться вместе с ним блаженства вечного на небе.
Празднование наши в честь Господа и Его святых тогда угодны Богу и святым Его и полезны нам, когда мы стараемся жить по Закону Господню, руководствуясь в том примером святых. В противном же случае, если, празднуя в честь Господа и святых Его, мы не будем стараться жить по закону Божию и по примеру святых, то празднования наши Богу и святым Его неприятны и для нас бесполезны. Ибо Господь Бог не приемлет от нас ни праздников наших, ни даров, ни молитвы не услышит, если мы не стараемся жить благочестиво. Такое празднование будет только на словах, а не на деле.
Относительно такого празднования еще в Ветхом Завете Господь говорил: Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа моя; Мне тяжело нести их: Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу: (ваши руки полны крови). Омойтесь, очиститесь; удалите злыя деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, научитесь делать добро, идите правды; спасайте угнетенного, защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Исаия 1 гл. 13-18).
Из этих слов Господа видно насколько такие празднования только на словах, а не на деле, противны Богу.
Поэтому, чтобы нам иметь пр.Савватия, коего мы празднуем ныне, своим заступником и молитвенником перед Господом постараемся по мере сил своих подражать его жизни. Рассмотрим вкратце его житие.
Пр.Савватий первое время своей подвижнической жизни находился в Белозерском Кирилловом монастыре. Здесь преподобный вместе в другими монахами проводил время в посте и молитвах, день и ночь заботясь только о том, как бы угодить Господу. Он умерщвлял свое тело воздержанием, бдением и продолжительными молитвами и другими подвигами иноческого жития. Был всегда послушен игумену и братии, неленостно проходя все монастырские службы. Всеми таковыми доблестями пр.Савватий превосходил всех, даже самых строгих по жизни иноков этого монастыря. Поэтому все иноки тамошние любили и уважали и почитали его, как образец добродетельной жизни. Скоро слава о святой жизни Савватия стала распространяться по той округе.
Как же отнесся преподобный к такой своей славе, был ли он доволен этим и радовался ли тому, что достиг такого уважения и почитания? Нет. Очень было неприятно смиренному старцу такое почитание, ибо он не искал славы человеческой, зная, что не от людей, а от Бога нужно искать славы.
Поэтому Савватий решился идти в другое место, где бы его не знали и где бы можно было спастись от людской славы. Тогда преподобный ушел на остров Валаам, в Валаамский монастырь, надеясь там всецело отдаться подвигам благочестия и угождения Богу. Но придя сюда и прожив тут немного времени, пр.Савватий и здесь превзошел своими подвигами всех здешних иноков. Поэтому и здесь произошло тоже самое, что и в Белозерском монастыре. И здесь слава о подвигах Савватия стала скоро распространяться. Тогда Савватий опять стал скорбеть об этом и ушел из этого монастыря не необитаемый Соловецкий остров среди Белого моря, где и поселился с одним иноком Германом и прожил там около семи лет, предаваясь подвигам благочестия. Здесь преподобный проводил время в трудах, посте и молитвах. Зимой, когда по причине холода и бурь сообщение с островом не бывает, часто приходилось им терпеть голод, чуть не умирать от голода, но всегда преподобный надеялся на Господа, приводил себе на память слова Святого писания: «Возверзи на Господа печать твою, и той тя препитает». И Господь всегда спасал их чудесным образом посылая им пропитание.
Таким образом, пр.Савватий учит нас, во-первых, смирению - избегать славы или похвалы людской, во-вторых, постоянной молитве и пламенной любви к Богу и, в третьих, надежде на Бога.
Теперь, празднуя ныне покровителю нашему пр.Савватию, постарается, дабы празднование это было для нас не без пользы, приучать себя к смирению, отвыкать от излишней похвалы, лести и разных пересудов. У нас часто бывает так: если нас станут хвалить, хотя бы и ни за что, то нас, как говорится, и с места не сдвинешь - все бы мы слушали, как нас хвалят; так это приятно нашему самолюбию, а от этого, конечно, кроме вреда ничего, так как только увеличивается гордость. Затем постарается, по мере сил своих, подобно Савватию, любить Бога., почаще будем молиться как дома, так и в особенности в храме.
А также во всех случаях жизни, как радостных, так и тяжелых, возлагать все упование на Бога - чаще будем приводить себе на ум слова: «Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает». И тогда только празднование наше не будет пустым, и тогда только можем рассчитывать на помощь Господа и Его святых угодников.
Аминь.
Иллюстрации:www.russned.ru
Tweet |
Вставить в блог
Руководствуясь примером святых21 августа 2008
|
Поддержите нас!