Tweet |
Он жил по большей части в Новгороде в XII столетии — казалось бы, бесконечно далеко от нас по времени. Долгие века он был одним из самых почитаемых русских святых. Он и сейчас очень почитается, хотя, может быть, имена преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского сегодня более известны и церковным, и не церковным людям.
Преподобный Варлаам был совершенно особенным избранником Божиим, человеком, жившим с такой глубиной, какая не многим доступна. Формат нашего общения не предполагает подробного пересказа жития святого, я остановлюсь только на двух связанных между собой эпизодах.
Однажды преподобный Варлаам, когда он уже был известен людям того времени как строгий аскет и подвижник благочестия, шел по мосту через Волхов. Он увидел, как ведут на казнь преступника, убийцу, который заслуживал смертной казни, — по крайней мере, по тогдашнему понятию. Преподобный Варлаам, пользуясь правом подвижника, остановил процессию, попросил о милости — как мы бы теперь сказали, взял этого человека на поруки. Он поселил этого преступника к себе в келью, прожил с ним почти четверть века, сначала получая удары, оскорбления, жестокость в ответ на проявления милосердия, предельную грубость при отсутствии какого-либо ростка интереса к вечности. Но четверть века сломили упорство преступника, и он ушел из жизни монахом, покаявшимся во всем страшном, сделанном в начале земного пути.
Казалось бы, хрестоматийная история о святом, много таких мы слышали, или читали, или можем предположить. Но вот вторая.
Где-то в середине того 25-летия, пока у него жил очень медленно исправляющийся злодей, преподобный Варлаам увидел еще одну процессию. На сей раз вели на казнь оклеветанного и невинно осужденного человека. Об этом знал почти весь город. Люди ждали, что преподобный вступится еще раз. А он благословил и прошел мимо. Его стали спрашивать: «Отче, ну почему так? Зачем ты о том убийце просил, а мимо невинного прошел?»
Преподобный Варлаам ответил, что он знал душу и того, и другого, и смерть первого была бы смертью не только земной, но и вечной. В состоянии смертного греха и озлобления человек лишился бы вечности бытия с Богом. Смерть второго, осужденного невинно, но принявшего это осуждение с терпением, прощением и без восстания на промысел Божий, была для него соединением со Христом, приобретением жизни вечной.
Этот взгляд преподобного Варлаама напоминает нам слова апостола Павла, который говорит, что для него смерть — приобретение. Не лишение земного бытия, а обретение встречи со Христом. Это очень высокая планка. Но христианство, Господь в Евангелии, Его ученики и апостолы призывают нас, по крайней мере, не забывать о том, что к такой мере отношения к своей жизни, к смерти и к вечности призван каждый человек.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!