rss
    Версия для печати

    Когда мужчина придет в храм?

    Почему так мало в православных храмах мужчин? Когда мужчина переступит порог церкви? Ответ на эти вопросы пытается дать автор этой статьи кандидат психологических наук Андраник Сулейманян - ответ субъективный, горячий и от того вызывающий мгновенную реакцию. С мнением автора, чью точку зрения "Татьянин день" не разделяет, можно и нужно спорить. Мы призываем читателей к дискуссии.

     Кормчего испытывает буря

    Святитель Василий Великий

    Куда ж нам плыть? 

    Александр Пушкин

    Мужчине нужно большое и настоящее дело, великая цель. Вера без дел мертва, но к какому еще труду в наши дни, кроме молитвенного, призывает Церковь мужчину, жаждущего деятельности на благо Отечества? Помощь Создателя миров приходит к нам таинственным образом только в том случае, когда мы решаемся посвятить себя богоугодному делу. 

    Почему наша Церковь все более приобретает женское лицо? Потому что руководители СМИ вольно или невольно поощряют именно такую позицию. Замечательно и благоговейное ожидание в очередях, чтобы поклониться святым мощам, и помощь больным и убогим и паломничество к святыням, но ни один мужчина-мирянин никогда не удовлетвориться этим или не сможет по своей природе этим ограничиться и заключить всю свою энергию в эти рамки, просторные для женского сердца, но тесные для мужского ума. Кстати, не могу не заметить, что наша Церковь в уповании на чудо, как основу веры, повторяет ошибки Ватикана.

    Сейчас Отечеству необходима «революция», или модернизация – для тех, кто боится этого слова! Но для этого необходимо подлинное единство, но наше общество расколото, и даже христиане не имеют единого мнения по ключевым вопросам нашей истории. Ни один Собор не отыщет истину, если его участники исповедуют разные ценности и совершенно расходятся по вопросу к чему идти: ибо как говорил один античный мудрец – «для того, кто не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Именно таким собранием и была Дума, заседавшая с 1906 по 1917 годы. И таким же словоблудием стало бы и заседание «Учредительного собрания», о разгоне которого согласно рыдают и «демократы» и «патриоты». Обсуждение поможет делу только в том случае, когда мы, по словам апостола Павла, согласны в главном, т.е. в том, «что делать»; тогда и разномыслие, т.е. различия в том «как делать», - принесет пользу.

    И скажу прямо, ясно сознавая, что моя точка зрения встретит у одних непонимание, у других страстное отторжение, а у третьих недоумение: в расколе виновно и священноначалие, произвольно, следуя политической конъюнктуре, трактующее события нашей истории. И это одна из причин, почему многие деятельные мужчины или уходят из Церкви или относятся к ней враждебно: ничем не обоснованный антикоммунизм и бессмысленное очернение всей советской истории вызывает у них активный протест. Причина очевидна: ни один умный мужчина не согласится с антиисторизмом и переходом на сторону врага в холодной войне, которая не завершилась с расчленением СССР.

    В нашей истории были три великих переломных эпохи, сутью которых были грандиозные перевороты, олицетворяемые именами Петра Великого, Александра II и И.В. Сталина. «Самодержавный властелин» провел модернизацию, говоря языком науки, или «революцию сверху», необходимую и неизбежную, активно используя репрессии. Он был вынужден использовать такие меры, встретив сопротивление боярства и высшей церковной иерархии; он даже решился отменить выборы Патриарха, подчинив священноначалие кесарю. Недаром Петра поэт М. Волошин, стоявший во время гражданской войны «над схваткой», назвал «первым большевиком»!

    Царь-«Освободитель» при одобрении интеллигенции и части дворянства провел либеральные реформы, которые по мнению западников были неполными, а по мнению почвенников - вредными. Об их последствиях, полагаю, точнее всего сказал Н.А. Некрасов:

    Порвалась цепь великая,

    Порвалась – расскочилася:

    Одним концом по барину,

    Другим по мужику!...

    Тяжела шапка Мономаха и только диссиденствующая интеллигенция, начиная с беглого князя Курбского, с легкостью дает советы царям России, как все наладить за 500 дней. Если предельно кратко выразить суть их пожеланий, то они сводятся к двум поистине «соломоновым решениям»: «сделать все, как в Европе» или «выгнать всех жидов и инородцев».

    Его внук, окруженный «изменниками и предателями» (слова из его дневника) в феврале 1917 года был свергнут с трона в результате заговора, организованного кадетской партией (аналог современных либералов-западников), посажен под унизительный домашний арест, и Россия во второй раз пережила смутное время. Ответственность за это несут в первую очередь аристократия и интеллигенция «серебряного века». Что было бы в случае их победы в гражданской войне, ясно разъяснил В.Шульгин – лидер монархической фракции в последней Думе, присутствовавший при насильственном отстранении Николая II от власти на станции с говорящим названием Дно. Уже в 50-ые годы, умудренный жизнью, он сказал, что у белых не было никакой привлекательной объединительной идеи для народа и очень глубокие внутренние разногласия; поэтому, получив власть, они бы, не имея плана действий, усугубили бы смуту.

    «Кремлевский горец», в хаосе и всеобщем ожесточении, в борьбе с врагами России, лидером которых был Л. Троцкий, выбрал единственное возможное в тех конкретных исторических условиях:

    О мощный властелин судьбы!

    Не так ли ты над самой бездной,

    На высоте уздой железной

    Россию поднял на дыбы[1].

    И если наше общество и, прежде всего, интеллигенция и священноначалие разорвут «путы» страстей, то поймут, что царь не может быть «добреньким» и что спасение «горящей подводной лодки», окруженной «кровожадными акулами», да еще и в «бурном море» не может обойтись без жертв!

    Восстановление же патриаршества, какими бы мотивами при этом не руководствовался глава советского правительства, уже фактически не позволяет называть власть «безбожной»!

    Его личность ждет писателя масштаба Шекспира, а не автора костюмированных мелодрам для чувствительных дам – Радзинского или рядящегося в ризу пророка Солженицына, - по сути союзника Гитлера, жалевшего, что русский народ по неразумию не встал под знамена «иуды» Власова и не повернул штыки.

    Нам необходима историческая преемственность, а вместо этого в «ыстинно» Православных СМИ кликушество. Поэтому у мужчин, особенно тех, у кого нет личных мотивов ненавидеть советскую власть, церковная доктрина о «безбожной власти» и «мерзопакостной эпохе» вызывает гневное неприятие. Что было бы с нами, если б в 20-50 гг. не была осуществлена коллективизация и индустриализация, показывает пример Ливии: «цивилизованный мир», о вхождении в который томно вздыхает наша либеральная интеллигенция, «ничтоже сумняшеся» по-разбойничьи бы вторгся в наш дом, держа в одной руке «декларацию прав человека», а в другой - «ядерную дубинку».

    Удивительно, но многие научные работники, находясь в «плену страстей», не видят, что коммунистическая идеология трактовалась в СССР совершенно по-разному. Для В.И. Ленина это была утопия (понявший это Г.Уэллс очень точно навал его «кремлевским мечтателем»), для И.В. Сталина – «царство Божие на земле» (такой незаурядный мыслитель, как Н.А. Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» говорит об этом ясно и недвусмысленно»), для Н.С.Хрущева – царство материального изобилия, а для Л.И. Брежнева, не обременявшего себя глубокими размышлениями – небогатая и тихая жизнь для народа, и богатая и спокойная для номенклатуры. Именно эта ЦК КПСС, создав «дымовую завесу» «перестройки и гласности», захватила собственность, которой в советское время только распоряжалась, но не владела. И судя по всему, если не произойдет революции сверху или не появится новый Кузьма Минин, намерена тратить незаконный капитал на свои удовольствия и передать его потомству.

    Прежде, чем перейти к заключению, предельно краткий очерк советской истории я хочу завершить словами моего старого университетского товарища, служащего сейчас сельским батюшкой, смысл которых в следующем: если бы Н.С. Хрущев не повернул бы вспять историю, закрыв все церкви, открытые в сталинскую эпоху, то наша страна без потрясений преодолела бы все трудности и явила бы всему миру пример процветания.

    4 ноября провозглашено днем народного единства. Следовательно, «краеугольным камнем» становится вопрос – какая идея должна нас сплотить? А для этого, прежде всего, необходимо единство в оценке пройденного пути. Смута горбоельцинского времени не преодолена. Для этого надо достичь единства общества и власти, в настоящее время живущих в параллельных мирах, а не внедрять институты «гражданского общества» по рекомендациям «вашингтонского обкома партии».

    Но это только необходимое, но не достаточное условие. Нам нужен величественный и всесторонне продуманный план действий; необходима целостная и ясная надэтническая идеология по примеру Царьграда и Третьего Рима. Если мы не решим эту историческую задачу, единственным выходом будет – фашизм. А поскольку в России живет много народов, то будет не один, а много «национализмов» и на наших необъятных просторах наступит «мерзость запустения».

    Для каждой страны в современном мире возможны только две идеологии: либерализм или коммунизм. Какая из них более соответствует «духу» христианства - ибо только такое учение может вдохновить народ России на созидание и творчество, – пусть каждый решает сам. Я же позволю себе всего несколько замечаний.

    Либерализм для всякого «умеющего видеть» трещит по швам. Самое яркое подтверждение – публичное глумление над трупом несчастного полковника Каддафи с одобрения лидеров «свободного и цивилизованного мира». И расползается он не потому, что города Европы и США заполонили толпы магометан, как полагает одна из «православных» дам. А от духовного бессилия, потому, что добровольно отказавшись от Христа, он стал поклоняться «золотому тельцу» и «демону плоти».

    Коммунизм, который по-русски переводится «общинность», если мы очистим его совместным трудом от удушающего грубого материализма, утопизма и гнета государственной машины, подавлявшей народное творчество, станет прочным фундаментом «града земного».

    Именно в строительстве «града земного», в стремлении уподобить его насколько возможно «граду небесному», мужчины раскроют все свои дарования, а добрые и верные подруги станут им помощницами.

    Найдет в себе смелость Церковь поддержать стремление народа к справедливому мироустройству – и мужчины вернуться в храм. Мы - христиане, должны стать во главе этого движения, а не «слепые вожди слепых»;  и тогда общество прозреет: «не может укрыться город, стоящий на вершине горы».

     


     

    [1] А.С.Пушкин «Медный всадник».

     

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ольга, Красноярск24.04.2012 12:09 #
    Большинство женщин - в разводе, одни воспитывают детей, зарабатывают на жизнь себе и детям, помогают родителям и т.п. - им нужна поддержка и понимание смысл такой жизни! За ответами мы идем в Храм.
    Большинство мужчин - бросают жену и детей, не особо стремятся работать на самого себя, не говоря уже о брошенных детях и родителях, пьют пиво и лениво развлекаются, вопросов не имеют - ответы на них им не нужны. И что они забыли в Храме?
    Ольга, Тверь11.03.2012 23:52 #
    Относительно частностей можно поспорить, а в целом идея статьи верная. Очень многим людям, независимо от пола, не хватает большого дела, борьбы, служения, подвига. Конечно, большинство таких людей - мужчины, но и женщин нельзя сбрасывать со счетов. Женщины тоже ищут большого дела и многих девушек может оттолкнуть то, что вместо настоящего служения людям, стране и Богу их призывают надеть юбку подлинней и заняться вышиванием. Можно поспорить относительно "града земного", но справедливо одно - нельзя навязывать людям штампы, какие-то благочестивые клише. Если ты православный, тебе вменяется в обязанность не любить наше советское прошлое, восхищаться монархией, благоговеть перед царями, Сталина в обязательном порядке называть "кровавым". Это не есть религиозный догмат! Каждый волен в своих политических воззрениях! Не надо заставлять ополчаться на Советскую власть людей, у которых нет личных причин ее ненавидеть. Особенно подростков, которые сами при Советской власти не жили. Проклинать то, чего не знаешь по опыту - неблагородно. Одно вызывает сомнения в воззрениях автора - его пристрастие к "граду земному". О необходимости "целостной надэтнической идеи по образу Царьграда" вряд ли кто будет спорить. Но вот нужно ли бороться за идеологизированную церковь? И не должна ли церковь быть все таки выше политики? Все же Моисей вывел свой народ из Египта, а не разрабатывал проекты модернизации пирамид...
    Эрнест, Москва2.03.2012 16:53 #
    Не разделяю предисловия редакции: автор горяч, но совершенно ОБЪЕКТИВЕН. Статья глубокая и не теплохладная, что очень редко встречается в современных СМИ, именующих себя Православными. Ее недостаток в другом: уважаемый автор, видимо, по причине запальчивости, нарушает логику изложения. В статье дан обстоятельный и точный психологический анализ советской эпохи, а называется статья - "Когда мужчина придет в храм". Это действительная проблема нашей церкви - недостатко мужского начала. Потому что везде должны верховодить мужчины, а Ева должна быть ему помощницей. Удивляют и некоторые комментарии: сколько можно повторять чушь и бред о "кровавом Сталине", о "сходстве советского строя и гитлеровской Германии", неуместный феминизм об уравнении прав мужчины и женщины. Подытоживая, соглашусь с автором в главном: если пастыри Церкви Христовой будут на деле, а не на словах, умны, сильны и благородны мужчины придут в храмы. Все сведется к "обрядоверию" и интеллигентской болтовне - будут сторониться.
    Наталья, Москва24.01.2012 17:27 #
    Если этот авангард в Церкви будет продолжаться, то в наши храмы очень быстро придут мужчины, но это будут перестроенные храмы.
    Дмитрий Иванов, Московская обл.8.12.2011 15:55 #
    Соглашусь с автором: довольно распространённый в церковной среде антикоммунизм (или, точнее, антисоветизм) может смутить. Меня смущал, да и сейчас в определённой мере смущает. Оценивая историю России, историю СССР, весьма часто нельзя сказать чётко: это – чёрное, а это – белое, это – хорошо, а это – плохо. Нельзя идеализировать монархическую, царскую Россию. Да, Россия была «официально православной» страной, и во многом благодаря этому явила Россия сонм святых, и прославлен-ных, и одному Богу известных. Но эта же самая Русь Православная родила и ярых богоборцев, люто ненавидящих Бога и Церковь Его. В России, в России они родились и выросли, не из Америки их заслали. И, уверен, многие из них ушли из Церкви, забыли о Боге, совесть потеряли, благодаря официальному, обязательному, формальному православию. Советская власть: атеизм - официально декларированный пункт идеологии. Гонения на Церковь и служителей её, причём нередко гонения весьма жестокие. Само собой напрашивает-ся проклясть советскую власть. И благословить власть, пришедшую ей на смену. Действитель-но, церковное возрождение налицо: у меня три храма действующих рядом и часовня. Спасайся, все условия созданы. Я сам пришёл в Церковь во многом благодаря тому, что этот приход был достаточно комфортным. Свой приход к Богу даже в «мягкое» позднесоветское время, когда на полумиллионный город, где я жил, был всего лишь один действующий храм, а его посещение не одобрялось, вижу весьма маловероятным событием (хотя, на самом деле, неисповедимы пути Господни). Что уж говорить про то время, когда исповедание Христа жизни стоило… Так? Так-то оно так, да не совсем так. В советской идеологии не было места Богу. Верно. Но в то же время она устанавливала достаточно высокую моральную планку: заявляла о приоритете семейных ценностей, осуждала блуд, призывала к определённому аскетизму, нестяжательству. И многие, многие, не просто эти ценности декларировали, но и жили согласно им, жили по совести и, думаю, Господь Многомилостливый учёл то, в какое время они жили, и спаслись они, хоть и в церкви не были ни разу, и к Таинствам не приступали. Сейчас несравненно больше возможностей душу очистить покаянием на исповеди, укрепиться в борьбе принятием причастия и тем самым надеяться на спасение. И в то же время: сколько людей, окружённых невозможной в советское время пропагандой наживы любой ценой, пропагандой разврата и вседозволенности, стало жертвой страстей, игралищем бесов?.. Подумать страшно… Не вижу я советское время чёрным. И нынешнее время для меня не есть светлое время. Но с утверждением автора о том, что "церковный антисоветизм" отвращает мужчин от Церкви, я бы поспорил. Возможно, ДЛЯ КОГО-ТО этот антисоветизм – камень преткновения. Но не думаю, что это ОСНОВНАЯ причина малого количества мужчин на службах.
    юлиана, питер5.11.2011 17:28 #
    ну что же, вот и на этом сайте вещают наци... видимо, у России уже не 38, все 40. интересной и дискуссионной называется статья автора почитающего троицу: Петра, Александра и Джугашвили кровавого. день сегодня подходящий- помянем мучеников...
    alekzandra, Новосибирск5.11.2011 2:04 #
    Не надо обольщаться не столько и женщин в храмах,не видно интеллигенток:учителей,преподавателей вузов,и наврятли придут.Нужно изменить отношение к женщине,не станет учительница в платочке п после своих двухметровых учеников с сознанием ,что она не глав ная,хуже и ей детей в основом рожать и за мужем ухаживать.Не нужно говорить ,что ничего ,что рисуем нагую Еву,говоря,что дети и не то видели,нужно,чтобы мир равнялся на церковьа не,наоборот.Мужчин тоже не привлекает возврат к патриархальной семье,не отдают прдпочтение родители опк.аредпочитают осовы зтикии ит д .самый подходящий строй нам известный социалистический и йнститут семьи был сохранен.и женщины были на должном месте.М б при условии свободы церкви соцализм не перейдет в воровской.а церковь будет нести духовный элемент .и совесть будет у людей.хотя кажется сказкой и мужчины с чистой верой придут в церковь т к будет у всех работа и раздник:храм.
    Лука, Луки4.11.2011 13:29 #
    Гитлер тоже великий лидер с именем которого ассоциируется подъем великой Германии он гораздо круче Сталина ибо при нем немец жил в 100 раз лучше русского. И для того чтобы "работали заводы" и пахали ядерной бонБой, а не сохой, Гителр не гноил в лагерях и не расстреливал тысячи чистокровных немцев. В связи с этим мне кажется что национал-социализм идеология гораздо более приемлемая чем коммунизм.. Поэтому национал-социализм "если мы очистим его совместным трудом от удушающего грубого материализма, утопизма и гнета государственной машины, подавлявшей народное творчество, станет прочным фундаментом «града земного»."

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru