rss
    Версия для печати

    Услышать друг друга

    Визит президента России Дмитрия Медведева на факультет журналистики МГУ привёл к печальным последствиям: перессорились и переругались едва ли не все студенты и даже преподаватели. Почти неделю (что, безусловно, является рекордом для события такого уровня) средства массовой информации на все лады обсуждали это событие.

    На студенческом собрании, которое устроила по итогам приезда главы государства в Дом на Моховой декан журфака Елена Леонидовна Вартанова, выступавшие у микрофона и с мест ребята метали друг в друга громы и молнии. Иногда казалось, что лишь присутствие декана останавливает спорщиков от драки прямо в аудитории. Когда-то Вольтер сказал: «Я не согласен с вашим мнением, но готов жизнь отдать за то, чтобы вы смогли его высказать». А здесь, на собрании, получилось прямо наоборот: «Я не согласен с вашим мнением и готов жизнь отдать за то, чтобы вы не смогли его высказать».

    Увы, главная беда нашего общества – вовсе не несменяемость власти, не доминирование на политическом пространстве путинско-медведевской «Единой России» и не третий президентский срок Путина. Главная наша беда – разобщённость, неумение и нежелание находить общий язык друг с другом. Как часто мы со всей решимостью готовы перегрызть собеседнику глотку, если его мнения и взгляды отличаются от наших!

    Но неужели никак нельзя решить этот вопрос? Неужели мы обречены быть заложниками политических симпатий и антипатий?

    Русский марш в Москве 

    Несколько лет назад в составе делегации представителей стран бывшего Советского Союза я был в зарубежной командировке. Мы делили гостиничный номер с коллегой из Беларуси, а в соседнем номере жили армянский и азербайджанский журналисты. Помню, мне сразу бросилось в глаза, что они прекрасно ладили между собой. Как-то вечером за чашкой чая мы с ними разговорились о проблеме Нагорного Карабаха – первом вооружённом межнациональном конфликте на территории СССР. Напомню, что Нагорно-Карабахская автономная область, населённая преимущественно армянами, входила в состав Азербайджана и была со всех сторон окружена его территорией. В начале 1988 года карабахцы заявили о выходе из состава Азербайджана. Началось противостояние, которое привело к трёхлетней кровопролитной войне (1991 – 1994 гг.), в результате которой Нагорный Карабах стал фактически независимым государством, не признанным ни одной страной мира. Проблемой Карабаха в течение двадцати лет безуспешно занимаются многие международные организации, регулярно проходятся совещания, встречи на высшем уровне – конфликт погасить до сих пор не удалось.

    И вот я поинтересовался у коллег из Азербайджана и Армении: можно ли что-то сделать, чтобы решить проблему Нагорного Карабаха? Их ответ меня сильно удивил своей простотой: для этого нужно, в первую очередь, развивать общение между карабахскими армянами и азербайджанцами – обычное бытовое общение, без всякой политики. Ведь простой человек почти никогда не мыслит политическими категориями – так же, помню, во время службы в армии мои однополчане из маленьких литовских посёлков не понимали, зачем Литве нужно выходить из состава Советского Союза. Когда люди разных национальностей, религиозных убеждений, традиций и укладов жизни просто общаются между собой, ходят друг к другу в гости, помогают друг другу в быту, их очень сложно поссорить по политическим мотивам. Сколько бы ни звучало из уст недобросовестных политиков соответствующих призывов – они не достигнут никакого результата. Мои коллеги как раз и организовывали такие встречи: как в Карабахе, так и в самом Азербайджане. Это было весьма непросто: и армяне, и азербайджанцы поначалу боялись друг друга, но постепенно лёд недоверия между ними таял, и люди начинали понимать, что многолетний конфликт спровоцировали и поддерживали по обе стороны баррикад именно политики, зарабатывавшие себе на нём популярность и большие деньги.

    Через несколько дней, четвёртого ноября, мы будем отмечать День народного единства. Казалось бы, вот праздник, который по сути своей должен объединить людей, независимо от различных взглядов. Но на практике получается обратное: так называемые русские марши в столице под лозунгами «Россия для русских!» выливаются в демонстрацию ненависти к людям других национальностей. Обычные москвичи в этот день сидят по домам, в лучшем случае – ходят в церковь, на богослужение по случаю дня Казанской иконы Божией Матери. Незаметно, чтобы руководство страны, инициировавшее этот праздник, было озабочено поиском объединяющего начала для всех, кто живёт в России. А между тем, за примерами далеко ходить не надо.

    Однажды, будучи в Нью-Йорке, я оказался свидетелем необычной демонстрации. По перекрытой для движения машин Пятой авеню шла многотысячная демонстрация в честь Дня святого Патрика. Святой Патрик (в православных святцах – Патрикий, русское народное имя – Патрикей) – покровитель Ирландии, и день его памяти стал праздником ирландцев, живущих в Америке, связью с их исторической родиной. В одном только Нью-Йорке выходцев из Ирландии – около миллиона. В этот день они вышли на главную улицу города – радостные, одетые в национальные костюмы, с волынками, флагами. За колонной студентов Гарварда шествовала группа муниципальных служащих, следом – строй улыбающихся полицейских. Они смеялись, махали прохожим, охотно позировали перед фотокамерами. Люди с тротуаров им так же радостно махали, кричали что-то вроде «ура». Чувствовалось, что не знакомые друг другу ньюйоркцы – и в колоннах демонстрантов, и по краям на тротуарах – не просто граждане одной страны, а люди, объединённые общей идеей. Чем не день народного единства!

    День святого Патрика в Нью-Йорке

    А почему бы у нас в России не противопоставить малочисленным, но шумным националистам настоящее объединяющее начало: проводить четвёртого ноября демонстрации народного единства? Хотя, конечно, трудно представить колонну демонстрантов, состоящую из улыбающихся сотрудников полиции, которые бы радостно махали толпе прохожих и зевак. Даже страшно подумать, какие слова доносились бы им в ответ с тротуаров! Или вообразить праздничную колонну веселящихся под ноябрьским ветром гастарбайтеров из Таджикистана или Молдавии. Но тогда каким ещё способом достичь национального единства, услышать и понять друг друга?

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Константин Антонов, Москва2.11.2011 14:12 #
    Довольно странно - автор начинает с обсуждения культуры полемики, а заканчивает, похоже, призывом отказаться от полемики вообще и слиться в народном единстве, этаком дополитическом народном общем теле. Однако это несколько запоздалый призыв - политика уже на дворе и нет возможности вернуться в советские времена . Сравнение с днем св. Патрика совершенно неадекватное - в нем участвует строго определенная часть американского народа - ирландцы и делают это, думаю, добровольно. Автор же предлагает универсальное шествие для всех, а как такие шествия организуются у нас - всем хорошо известно. Было такое замечательное выражение в советской педагогике: "добровольно-обязательный метод".
    Ника Надаела, москва1.11.2011 13:22 #
    Лучше, помоему, не писать вовсе, чем писать такую ерунду-не о чем. Еще и Св. Патрика- в одну кучу! А случай на журфаке, как раз показал, что единство на факультете есть, а не наоборот.
    александра, новосибирск31.10.2011 7:28 #
    Прошу прощуния,в предыдущем сообщении я не указала,что мигрантам отдают предпочтение т к они работают за более низкую зар плату.В пересчете на их валюты у них получается не плохо.Сочувствуют же наши люди имеющие совесть своей русской российской бедноте ,говорящих об этом судят жестоко.Нужно решать эти вопросы ,а не запугивать людей.бывает обратный результат
    александра, новосибирск31.10.2011 7:06 #
    Беда ,думается,в том.что и других странах обеспечивают работой,жильем и т д в первую ечередь коренных жителей и по остаточному принципу мигрантов. Унас в целях экономии наоборот.Чувствуя это приезжие из других стзан ведут себя неуважительно ,озлобляя наиболее уязвимую бедную часть нашего населения,другой совестливоой части их жаль.Да и неодекватно строгое наказание ,говорящих об этом выэывает чувство протества.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru