Tweet |
1708 год оказался для России самым тяжелым за весь период Северной войны со Швецией. К этому времени Шведский король Карл ХII собрал в Польше 45-тысячную хорошо обученную и вооруженную армию, не знавшую поражений в Европе.
В шведском лагере, да и во всей Европе не было сомнения в скором поражении России. Секретарь Карла ХII в беседе с австрийским посланником говорил: «Хотя война с королем Августом закончена, но предстоит еще война с Москвой, которая должна быть тотчас же с особенной силою направлена в сердце Московии и таким образом скоро и выгодно приведена к окончанию. В силу этого король собирает теперь армию такой силы, какую еще ни один из его предков не выводил на поле брани… Кроме того, король хочет компенсировать себя при помощи Москвы за все понесенные в этой войне убытки».
Петр I, сознавая всю величину нависшей над Россией опасности, прилагал усилия к укреплению армии, созданию оборонительных рубежей и т.д., но в то же время, искал путей заключения мира со шведами, считая что приличный мир даст России передышку для подготовки к новым сражениям. Однако его попытки в этом направлении успеха не имели.
В марте 1708 г. на военном совете Петр утвердил разработанный А.Д. Меншиковым план «Как поступать против неприятеля при сих обстоятельствах». Этот план предусматривал, что, куда бы ни двинулся неприятель, главная армия должна следовать впереди него, опустошая местность и лишая тем самым противника возможности пополнения запасов продовольствия и фуража. В тылу шведов и на флангах должны действовать кавалерийские части, нанося шведам мелкие удары, которые бы заставили их находиться в постоянном напряжении. Этот план приносил в жертву интересы местного населения. Однако Петр был вынужден его принять, так как понимал, что речь идет об утрате самостоятельности и целостности Государства.
Выполнение разработанного плана было возложено на Меншикова, который в отсутствии Петра исполнял обязанности командующего всей русской армией. Результаты реализации плана очень скоро дали о себе знать. В шведских войсках начался голод. Это вынудило Карла ХII дать указание своему генералу Левенгаунту снарядить в Риге обоз с продовольствием и вместе с имевшимися в его распоряжении войсками привести его к основной армии. Такой обоз, состоявший из 8 тысяч повозок вышел из Риги 15 июля и двигался очень медленно.
В середине сентября, положение основной шведской армии стало уже критическим, и Карл ХII принял решение вести войско на Украину, где изменник гетман Мазепа обещал снабдить войско всем необходимым, пополнить его украинскими казаками и предоставить удобные зимние квартиры. Создалась ситуация, когда обоз Левенгунта должен был догонять основное войско.
В русском лагере следили за продвижением обоза Левенгунта. В середине сентября Петр, находившейся при армии, принял решение разделить свою армию. Одна ее часть должна была по-прежнему «сопровождать» войско Карла ХII, другая, руководимая Петром и Меншиковым, - двигаться навстречу Левенгунту и атаковать его.
Когда русский авангард столкнулся с корпусом Левенгунта, выяснилось, что он насчитывает 16 тысяч человек и, следовательно, намного превосходит русский корпус. Тем, не менее, Петр решает атаковать шведов, не дожидаясь подхода подкреплений.
Жестокое сражение состоялось 9 октября 1708 г. на окруженной лесом поляне у деревни Лесная. Стесненность поля сражения не позволила шведам использовать преимущество своего численного превосходства. Упорный бой, часто переходивший в рукопашный, длился около восьми часов. Шведы оставили на поле боя около восьми тысяч трупов. Остатки их войска бежали с поля сражения, бросив обоз, всю артиллерию, огромное количество продовольствия. Среди множества пленных было два генерала. Победа была впечатляющей.
Петр I так оценивал значение победы у Лесной: «Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не было, к тому же еще гораздо меньшим числом будучи перед неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последствий России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно ободрила, и мать Полтавской баталии…».
В честь победы у Лесной были выбиты две медали, прославлявшие Петра, а день 9 октября был объявлен государственным праздником.
В лагере неприятеля победа русских у Лесной вызвала уныние. Правда, это не привело к разумному решению о поисках путей к миру. Для этого нужны были еще более крупные поражения под Полтавой, у мыса Гангут и острова Гренгам.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!