Tweet |
С нынешнего дня, возлюбленные братья, вы вступаете в жизнь, выходите в мир самостоятельными и ответственными деятелями. Пред вами открывается несколько дорог и вам придется избрать путь, по нему же пойдете. Слыша сие, вы, быть может, думаете, что я говорю о родах деятельности или о тех должностях, которые вам придется занять вскоре. Но не это я разумею. Вы знаете, что можно угодить Богу во всяком звании, если мы исполняем свое служение честно и добросовестно. Не о внешних путях и родах деятельности хочу я предложить вам назидание, а о путях внутренней жизни, о стезях добродетели и порока, которые будут вас звать к себе.
Из нехристианской древности сохранился рассказ о том, как некогда предстали одному мужу добродетель и порок в образе двух женщин и каждая из них убеждала идти за нею.
И пред каждым из вас предстанут добродетель и порок и будут убеждать следовать за ними. Конечно, порок не осмелится явиться пред вами в своем настоящем виде, ибо своим греховным безобразием он сразу бы оттолкнул вас от себя. Но св. Ап. Павел учит, что сатана преобразуется во ангела светла (2 Кор. 11, 14). Посему и вас порок будет манить к себе не в своей греховной наготе, а прикрытый какою-нибудь благовидностью. Чаще и скорее всего он надевает на себя личину житейского благополучия и чрез сие легче всего уловляет в свои пагубные сети неопытных и простодушных.
Устроиться так, чтобы не только жить безбедно, и ни у кого не одолжаясь, но и жить сытно, привольно и изобильно, иметь приличную обстановку и излишек в средствах, который всегда может пригодиться; уметь ладить со всеми и особенно с теми, которые могут доставить известные выгоды, быть приятным, обходительным и за это пожинать различные блага мира, – как все это, по-видимому, благоразумно, полезно, и в то же время, невинно! И как распространенны подобные стремления! Общий дух нашего времени – это нажива, удача, блага земные. Идеалы, возвышающие человека верою в вечное добро и правду и отвлекающие его от мелкой суетливой обыденности, как будто исчезли с лица земли и не чувствуется их освежающего действия, не слышится «гласа хлада тонка».
Не раз и вам, возлюбленные братья, представится искушение стать на путь сытой и привольной жизни. И нужно ли доказывать, что этот путь не содержит в себе христианских начал. Своим последователям христианство заповедует искать прежде всего царствия Божия и правды его (Мф. 6, 33). Слово Божие учит, что до ревности Бог любит дух живущий в нас, и посему любовь к миру и его благам есть вражды против Бога (Иак. 4, 4–5). Невозможно служить Богу и маммоне, и никто не может служить двумя господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6, 24). Но еще менее путь этот может быть согласован с пастырским служением.
Пастырство, служителями коего Господь соделает вас в свое время, есть по преимуществу служение высшее, не земное, идеальное. Пастырское служение есть служение духа (2 Кор. 3, 6–7), и посему пастыри более, чем кто-либо, должны по духу поступать (Гал. 5, 16), и духом пламенеть (Рим. 12, 11). У них меньше, чем у кого бы то ни было должно быть забот о мирском, о земной славе, о могуществе и богатстве, о том, как бы получше обеспечить свою жизнь, как бы поскорее выдвинуться. Напротив, пастыри вместе с апостолами, должны во всем являть себя как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, иногда даже и в изгнаниях (2 Кор. 6, 4–5). Вместо благ земных они должны обогащать себя чистотою, благоразумием, великодушием, нелицемерною любовию, дарами Духа Святого (ст. 6), должны преуспевать в том, что истинно, честно, справедливо, достохвально и добродетельно (Фил. 4, 8). И тогда, хотя бы их почитали неизвестными, на самом деле их вскоре узнают; хотя бы и казались они нищими, но в действительности они многих обогащают, хотя бы и представили их ничего не имеющими, но на деле они обладают всем, что нужно и дорого (2 Кор. 6, 9–10): они сообщают людям единственно ценные блага духовные и сокровища нетленные – истину Божию и благодать Св. Духа. И как ничтожны по сравнению с этими благами все земные сокровища – камни самоцветные, благородные металлы и полные житницы! Истинный пастырь и не заботится об этих тлеющих сокровищах.
Он ревнует о «едином на потребу», о спасении своих пасомых, в этом полагает свою «пищу», сознание своих обязанностей ставит выше всех житейских удобств и в исполнении своего долга находит себе награду и услаждение. Зато ему, как подвизающемуся подвигом добрым, соблюдается на день суда венец правды (2 Тим. 4, 7–8), и он услышит сладкий глас «вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21).
А пастыри наемники, которые ставят выше всего собственные выгоды, которые об овцах нерадят, а если и заботятся, то лишь постольку, поскольку они доставляют им пропитание и средства к жизни, такие пастыри хотя бы и были богаты в житейском смысле, на самом же деле несчастны, жалки и бедны (Откр. 3, 17) и не наследят они Царствия Божия. Скажут они в день суда: «Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не именем Твоим бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили»? И услышат они страшный глас Господень: «Отойдите от меня! Никогда Я не знал вас и не считал за своих» (Мф. 7, 22–23).
Возлюбленные братья! В древности Псалмопевец взывал от лица человека, облегаемого мраком жизни, скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду (Пс. 142, 8). Христианам известен сей путь. Христос Спаситель, принесший свет людям, седящим во тьме и сени смертней, указал путь: Аз есть путь, истина и живот (Ио. 14, 6). Взирая на Пастыреначальника и Совершителя веры, Господа Иисуса Христа, и вы ходите якоже чада света, во всякой благостыни и правде и истине, искушающе, что есть благоугодно Богови (Еф. 5, 9–10).
Тихон, архимандрит, ректор семинарии. Речь к оканчивающим курс в Холмской духовной семинарии в 1896 г. // Холмско-Варшавский епархиальный Вестник. 1896. № 14. С. 257–258.
Благодарим Андрея Мановцева за подбор иллюстраций.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!