Tweet |
На самом деле Собор - не только институт высокой власти, но ещё и одно из самых ярких, интересных, незабываемых событий в жизни и Москвы, и всей России. Где ещё увидишь такое количество епископов, архиепископов и митрополитов не где-то «в недоступной вышине», а в нескольких шагах от тебя? Они сидят рядом, в перерывах - прогуливаются во дворе, и к любому из них можно спокойно подойти и договориться об интервью. Где по-настоящему почувствуешь дух единства Церкви, когда перед тобой - две сотни архиереев, представляющих всю Россию от Калининграда до Камчатки, страны Европы и Азии, а ещё - епархии на двух других континентах? Наконец, где встретишь обстановку, когда всё внимание общественности приковано к Храму Христа Спасителя, и тысячи людей на улице живут ожиданием решений Собора?..
О том, что непосредственно к Собору не относится, пишут больше всего, порой выдумывая совершенно невообразимые подробности. Но некоторые факты всё-таки стоят того, чтобы о них рассказать.
* * *
Когда утром 24 июня я шёл на торжественную церемонию открытия, мимо шествовала демонстрация под знаменем с лозунгом: «Крестный Ход идёт, и враг бежит». Обгоняя эту процессию, несшую хоругви и размахивавшую чёрно-жёлто-белыми флагами, сообразил, что сам невольно оказался «врагом», ибо только что от них убежал. Но только я достиг Зала церковных соборов, как оказалось, что там тоже кипят нешуточные страсти: десятки явно немосковского вида людей в рясах, бородачей в сапогах и, разумеется, бойких старушек в платочках пришли научить преосвященных архиереев уму-разуму. «Па-мест-ный Собор! Па-мест-ный Собор! Па-мест-ный Собор!» - во всё горло орали демонстранты, и до моего сознания доходило, что где-то я уже слышал и эти голоса, и те же агрессивные интонации, только скандировали тогда не «Поместный Собор», а что-то другое, до боли знакомое. Например, «Мас-ков-ский "Спартак"!»..
Но оставим пламенных противников ИНН, электронных паспортов, мобильных телефонов и страстных защитников идей епископа Диомида. Обратим свой взор по другую сторону Храма, где у памятника Энгельсу собрались ещё одни участник «православной политики». Здесь стояли и главный православный гражданин Украины Валерий Кауров, и выдающийся ценитель хоругвей Леонид Симонович, и московские профессиональные борцы с тьмою Кирилл Фролов и Вадим Балытников. А рядом с ними - снова десятки людей с транспарантами и флагами. Только теперь на транспарантах написано не «Гундяевцы и никодимовцы - иуды и еретики!», не «Владыка Диомид - наш пастырь!», не проклятия всему епископату во главе с Патриархом, а «Приветствуем участников Собора!», «Единая Русь - единая Церковь!», «Мы ЗА богословие Святых Отцов и ПРОТИВ епископа Диомида!». Над митингом - уже не имперские чёрно-жёлтые знамёна, а бело-голубые флаги. И держат их не истовые бабки в платках, а парни и девушки из «Наших», «Московской молодёжной дружины», «Единого Отечества». Тут же оказались, непонятно почему, бородачи из СПХ.
Когда я увидел этот митинг, он молчал. На подступах к памятнику основателю «единственно верного учения» выдавали написанные Кириллом Фроловым и другими пассионариями, а затем оперативно напечатанные в типографии на хорошей бумаге листовки, клеймящие всех раскольников, «чукотских сидельцев» и прочих врагов прогресса (что один, что другой митинг были одинаково прямолинейны и непримиримы). Ребята стояли и крепко сжимали древки флагов, изредка отходя покурить и сменить фирменную футболку на обычную. В конце концов, они устали молчать: сначала над улицей понёсся гимн России, а потом - наша, родная «Катюша».
- Что это они поют? «Про того, чьи письма берегла», - это про епископа Диомида, что ли? - недоумевает сидящий рядом на скамейке коллега.
- Конечно! А вот ещё про него: «И бойцу на дальнем пограничье от Катюши передай привет»...
Но самую яркую и выразительную миниатюру в тот день я увидел, когда после обеденного перерыва шёл обратно к Залу соборов. Противники экуменизма, ещё пять минут назад стеной стоявшие у Преображенской церкви, поставили свои хоругви к стене (что с ними случилось?!) и сгрудились вокруг невысокого человека в белом клобуке. Это был не кто иной, как митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, председатель церковного суда Украины.
- Владыка, всё же сбывается, все пророчества осуществляются! - растерянно бормотали женщины. - Епископат отступил от Христа!
- Та разве ж воны уси предатели? - просто и спокойно ответил митрополит Онуфрий.
Спустя считанные минуты этот митинг исчез на несколько часов, будто и не было ни погромных лозунгов, ни немыслимых речёвок, ни попыток втолковать двум сотням архиереев известную лишь демонстрантам вселенскую эсхатологическую истину...
Фото - Пресс-служба Архиерейского Собора
Tweet |
Вставить в блог
По ту сторону Собора-200826 июня 2008
|
Поддержите нас!
Прочитав было заголовок, я уже предвкушал впечатления от Собора изнутри. А тут все оказалось не так. Все только снаружи, извне, на подходе к Собору, по ЭТУ Сторону собора. Не так?
Да и по смыслу до Той стороны Собора далеко. Нет осмысления внутренней, той стороны деятельности Собора.
Не понял к чему эта статья и зачем.
Или смысл в том, что автор статьи, как очевидец событий, резюмирует: "воны не уси предатели!"
Также замечу, что автор не искажал сути описанных событий, а также их значимых деталей, однако в определённой степени текст является литературной стилизацией, и воспринимать его как сухое изложение фактов не стоит.)
Фраза вл.Онуфрия по-русски звучит почти так же, как и по-украински.
Что же касается описанных митингов... Мне не были близки ни тот, ни другой (разумеется, это моё личное мнение). Не спорю, у этих людей были благие намерения, но уж очень неправильно поняли они сложившуюся ситуацию. В итоге получилось то, что получилось.