rss
    Версия для печати

    МГУ: Форум "Университеты на пути к новому качеству образования"

    10 июня в МГУ им. М.В.Ломоносова состоялся Форум "Университеты на пути к новому качеству образования", проводившийся по инициативе Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко и Президента Российского Союза ректоров, Ректора МГУ академика В.А.Садовничего.

    В работе форума принял участие настоятель домового храма МГУ прот. Максим Козлов. Об итогах работы форума пишут наши корреспонденты.

    10 июня начал работу форум «Университеты на пути к новому качеству образования», проходящий в стенах МГУ. Фактически впервые в форме открытой дискуссии представители ведущих институтов образовательной, научной и бизнес корпораций при участии государственных структур смогли на профессиональном уровне обсудить философию образования будущего.Ключевым вопросом форума стал вопрос о том, как мотивировать высшее образование и - шире - вообще систему национального образования на качественное обновление, соответствующее новому состоянию общества, не утрачивая при этом традиций и фундаментальности.

    Работа шла в нескольких секциях, посвященных важнейшим проблемам развития образования.

    По итогам первого дня работы секций состоялось общее заседание форума, включавшее выступление модераторов секций и общую дискуссию. Об этом - ниже.

    Многие вопросы получили новое рассмотрение.

    Так, например, было подчеркнуто, что говоря о контроле качества образования, мы должны  иметь в виду не только и не столько оценку готового «продукта» по тем или иным параметрам, сколько внимательное наблюдение над процессом образования, позволяющее улучшать качество подготовки специалистов на каждом этапе. Качество должен гарантировать именно процесс.

    Для улучшения качества образования должны быть реализованы следующие перспективные тенденции:

    - интеграция с работодателем;

    - программа издания учебной литературы;

    - повышение мотивации к обучению, в том числе и за счет соревновательного момента (конференции, конкурсы и т.д.)

    Но, конечно, всё это не принесет плода без самостоятельных усилий учащегося.

    При этом вузы, даже самые уважаемые, не должны пренебрегать участием в рейтингах (и создавать свои рейтинги, прозрачные и адекватные), а также пиаром. Образование - это тоже часть рынка, и с законами рынка считаться обязано.

    Что касается фундаментализации образования, то, с одной стороны, фундаментальность была и остается одной из сильнейших сторон российского образования. При этом главный его недостаток - низкая мотивация. Лишь 15-17% профессоров занимаются научной работой и педагогической деятельностью.

    Проблемы аспирантуры также достаточно болезненны и требуют решения. Было предложено 2 пути: резкое повышение стипендии и упорядочение структуры самого института аспирантуры, необходимое для повышения качества научных работ.

    Очевидно, что в постсоветский период развитие образование шло экстенсивным путем (600 вузов на момент распада СССР и 1200 сейчас), что привело к потере качества образования. Ныне необходимо уходить от профанации, развитие образования должно стать интенсивным и дифференцированным.

    Кадровый потенциал образования необходимо готовить со школьной скамьи. Немалую роль в развитии школы должна сыграть всероссийская система олимпиад, которая начнет работать в полном объеме с 2009 года, что удачно совпадает с окончательным переходом на систему ЕГЭ. Но только олимпиад, разумеется, недостаточно. Необходимо повышать качество образования в средней школе, дабы выпускники были готовы усваивать вузовскую программу.

    Образование и бизнес сейчас должны сотрудничать всё более активно. Государство со своей стороны должно выстроить свою политику в отношении образования и бизнеса таким образом, чтобы общество получало максимальную пользу. Сегодня представители бизнес-корпорации могут и хотят участвовать в преподавании в высшей школе - и им должна быть дана такая возможность. Пример такого сотрудничества - Высшая школа экономики и подобные ей образовательные структуры внутри МГУ.

    Развитие университетов в контексте глобализации имеет множество направлений. Это не только взаимодействие с зарубежными вузами (кстати, здесь следует стремиться не только к присутствию российских учащихся и преподавателей в зарубежных вузах, но и к присутствию иностранных профессоров, аспирантов и студентов в вузах российских), но и создание сети взаимодействия вузов внутри страны, повышению мобильности. Новые возможности открыты сейчас к взаимодействию светских и духовных школ, и их нельзя не использовать. Об этом, в частности, говорил в своем выступлении настоятель домового храма мц.  Татианы при МГУ прот Максим Козлов.

    «Многие участники форума говорили о важности воспитательной функции университетов, необходимости готовить не только образованных, но и высоконравственных, специалистов. Одним из возможных шагов на пути к этому должно стать предоставление возможности адекватного присутствия религии в стенах университетов, в том числе возможность существования домовых храмов при вузах», - отметил отец Максим.

    Ректор МГУ В.А. Садовничий заявил, что по итогам работы форума будет составлен итоговый документ, котрый планируется предоставить на рассмотрение в РАН и государственные министерства.

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru