rss
    Версия для печати

    Болонский процесс: за и против

    Болонская система, о которой так много и долго у нас говорят, несмотря на препятствия, всё активнее и увереннее внедряется в систему высшего образования. И чем глубже она распространяется, тем больше слышится разноречивых мнений и гневных филиппик о её порочности. Давайте попробуем абстрагироваться от критики и, если не разобраться, то хотя бы вникнуть в проблему на примере факультета журналистики МГУ, где я преподаю.

    Сюда болонская система постучалась буквально только что. Второй и старшие курсы ещё учатся по старому, традиционному расписанию, а первый курс, меньше двух недель назад севший за университетские парты, уже перешёл на новые стандарты образования.

    В чём они заключаются? Если раньше студент учился на дневном обучении пять лет и получал диплом специалиста, то теперь высшее образование будет строиться по так называемой схеме «2+2+2»: бакалавриат – магистратура. Сначала – общее образование, оно длится два первых года. Здесь нет распределений по специализациям, как было раньше, первокурсники просто делятся на равное количество академических групп. У каждого студента скоро появится так называемая индивидуальная образовательная траектория, которой будет руководить преподаватель – академический консультант (или, на западный манер, тьютор). Вторые два года рассчитаны на профилизацию образования. После этого выпускник получит диплом бакалавра и при желании продолжит образование в магистратуре, углубляя специализацию и занимаясь научной работой. Это – третья двойка в схеме.

    Помимо факультетских предметов, на первых курсах всех без исключения вузов появляются такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Современное естествознание». Предусмотрено также, что в сессию студент, помимо обязательных экзаменов, сдаёт один предмет по выбору.

    Вместе с тем, значительно сокращаются учебные часы многих традиционных лекционных дисциплин: например, истории литературы, журналистики. Некоторые предметы, как, скажем, современные зарубежные СМИ, и вовсе исчезнут из учебных планов. Их место займут«часы индивидуальной работы студента под руководством преподавателя».

    Вот в общих чертах новые контуры обучения в бакалавриате журфака. Теперь зададимся вопросом: какая польза в таких резких изменениях? Действительно, ругать болонский процесс – почти признак хорошего тона. Восклицания и вздохи о вреде перехода на новую систему образования стали непременным атрибутом любого разговора, так или иначе связанного с учёбой. Но давайте последовательно рассмотрим основные новшества, постигшие нас в этом году.

    Учёба четыре года вместо пяти? Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство студентов на старших курсах (а иногда и раньше) работает и из-за этого пропускает много занятий. На поточные лекции приходит самое большое половина курса. Посещаемость семинаров ненамного лучше. Но винить в этом надо не только нашу систему, не позволяющую студенту прожить на стипендию даже впроголодь. Немало преподавателей ведут свои предметы так, как будто за окном не двадцать первое столетие, а середина двадцатого. Студенты это понимают с первых же лекций. И вместо того, чтобы полтора часа слушать лектора, который усыпляющим голосом читает с кафедры вслух главы написанного чуть ли не полвека назад учебника, проводят это время с большей для себя и своего будущего пользой.

    Поэтому представляется правильным сократить лекционные часы, чтобы преподаватель давал на лекциях основные направления и рекомендации, а студент в отведённое время сам читал учебники и соответствующую литературу. Пишу это как преподаватель, у которого с этого учебного года сократили лекционные и семинарские занятия в два с половиной раза. Мне по-человечески жаль, что придётся пожертвовать некоторыми темами. Но я в то же время понимаю: излишне подробные лекции часто приводят к тому, что студент при подготовке к экзамену ограничивается конспектами и пренебрегает первоисточниками.

    Предвижу возмущение читателей: мол, не лучше ли поменять лектора, чем сокращать часы? Мол, студенты вместо чтения учебников пойдут пить пиво и прожигать жизнь. Конечно, студенты бывают всякие. Но, во-первых, талантливых лекторов, способных зажечь студентов своим предметом, к сожалению, не так уж и много. Во-вторых, благодаря поступлению в вузы по результатам ЕГЭ (что, между прочим, тоже результат внедрения болонской системы), студенты год от года становятся лучше, что бы там не говорили оппоненты. И всё меньше и меньше обладателей студенческого билета предпочитают проводить свободные часы за распитием пива у памятника Ломоносову, а не за чтением книг в библиотеке. В-третьих, те самые «часы индивидуальной работы студента под руководством преподавателя» и предусматривают совместный труд учителя и ученика вне рамок аудитории. Правда, никаких чётких рекомендаций относительно того, как именно проводить такую работу, пока нет, и преподаватель должен сам решать, чем наполнить эти часы: провести, например, занятие в зале старинных рукописей библиотеки или по старинке задать на дом лишний реферат.

    Кроме того, у каждого студента появится индивидуальный академический консультант – преподаватель, который предложит, посоветует правильное направление развития в университете, предостережёт от возможных ошибок и неправильных действий. Конечно, институт академических консультантов тоже предстоит создать, по сути, с нуля, и выработать правила работы со студентами. Но уверен: это – трудности переходного периода. Через несколько лет всё станет на свои места, новые стандарты будут выработаны и успешно применены на практике.

    Таким образом, внедрение новых параметров образования пусть не сразу, но со временем даст возможность каждому студенту стать индивидуальностью, уникальной личностью. А разговоры о вреде болонского процесса идут или от недостаточной информированности, или от боязни меняться, внедрять новые стандарты в привычные, годами и десятилетиями отработанные схемы.

    Вставить в блог

    Болонский процесс: за и против

    Болонский процесс: за и против

    13 сентября 2011
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Мария, Москва24.10.2011 13:17 #
    Жаль, что в нашей стране разумным компромиссам предпочитают резкие "всё сломать и что-нибудь построить", что мы так любим "сбрасывать Пушкина с парохода современности". Но ведь правильнее было бы попытаться объединить всё лучшее из обеих систем или пусть и переходить на Болонскую систему (судя по всему, выбора не было), но оставить что-то незыблемое из старой. Я не доцент и едва ли буду когда-нибудь преподавать на журфаке. Я легко могу перепутать не и ни (да простит меня Розенталь) и прпстить буквы в слове. Но мне искренне жаль первокурсников - невинных жертв этой болезненной тяги к переменам, которым не суждено, например, услышать несокращённые лекции Е.Н.Корниловой и вместе с 201 аудиторией посочувствовать мучениям одного из самых актуальных героев современности - Сизифа.
    Григорий Прутцков, Москва15.09.2011 1:51 #
    Всё понятно: полуграмотный доцент, путающий "не" с "ни", пытается заступиться за полуграмотных студентов, пишущих "врочи" и "делаеца". А если серьёзно, то уважаемый коллега, который прячется за игривым ником "Гося", наверное, забыл, какими грамотными были студенты, поступавшие не по ЕГЭ, а по блату, и как экзаменаторы исправляли ошибки в упразднённых благодаря ЕГЭ вступительных сочинениях.
    Гося, Москва14.09.2011 14:28 #
    Уважаемый автор перекладывает с больной головы на здоровую. Сокращение учебных часов не может вести ни к чему хорошему. Тезис, что так студенты будут лучше готовиться, приводит нас к мысли о заочном образовании. Зачем вообще в таком случае очники? Конечно, сам автор и предлагает ответ: меняйте старозаветных преподавателей, а не сокращайте аудиторные часы. Что касается проблемы работающих студентов, так они с первого курса по редакциям бегают. Как сокращение учебных часов на это повлияет? Ну а что касается детей, поступивших по ЕГЭ, у меня складывается впечатление, что они значительно слабее ребят, поступавших ранее. Преподаю с уважаемым автором на одном факультете, поэтому, по-видимому, мне попадаются лишь те ребята, которые пишут "врочи", "делаеца" и уверены, что Салтыков-Щедрин - это 2 автора. И, наконец, не могу пройти мимо вопиющей ошибки уважаемого доцента: "...студенты год от года становятся лучше, что бы там НИ говорили оппоненты" ("ни" в значении усиления утверждения).

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru