Tweet |
Протоиерей Димитрий Карпенко: «Что можно сказать? Большую часть поступков, которые уважаемый отец Иоанн предпринимает в последнее время, а особенно после оставления служения в священном сане, я воспринимаю не иначе как «неосознанную провокацию». «Неосознанная» - я говорю так потому, что личность о. Иоанна мне самому глубока симпатична, и хочется надеяться, что все, что он делает, он делает из побуждения сделать этот мир лучше.
К великому сожалению, уважаемый батюшка явно не нашел себя в этой жизни, поэтому и пытается пробовать себя в разных амплуа - актера, режиссера, священника, шоу-мэна, рекламщика, а теперь вот и президента... Честно говоря, грустно наблюдать, как о. Иоанн окончательно превращается в Иван Иваныча, а ведь была надежда, что из Иван Иваныча может получится именно оотец Иоанн... Видно не судьба».
Много проще на ситуацию смотрит протоиерей Димитрий Смирнов: «Это называется прикол. Ну вы же знаете Ивана Ивановича! Поступок в его стиле. Это не юродство, юродство в переводе на русский зык значит «безумие», а это поступок вполне осознанный. Просто человек прикалывается по-крупному. Он вообще масштабный человек».
Очень жёстко высказался игумен Сергий (Рыбко): «По-моему, его понесло. Я изначально не одобрял уход отца Иоанна. Это маловерие, на самом деле. С другой стороны, он имеет на это право. Но теперь еще в президенты выдвигаться… Мне кажется, он немножко переходит границы дозволенного. Если человек один раз показал свое маловерие, уйдя за штат по причине материальной неустроенности, то теперь он усугубляет это. С Охлобыстина же вообще должны будут снять сан, поскольку священник заниматься политикой, согласно канонам, не может. Либо не надо было рукополагаться(я думаю, это было его ошибкой), либо не надо политикой заниматься. Получается, что отец Иоанн хочет променять сан на политику.
Знаете, я был лично знаком с о. Вячеславом Полосиным. Я с ним общался в 1989 году, сам я тогда еще священником не был, у меня умирал дядя, и я к нему в Душанбе прилетел. О. Вячеслав мне тогда понравился, он отнесся ко мне с большим пониманием, сделал все, что надо, хотя некие странности были, его либеральность меня уже тогда удивила. Позже узнаю, что он в Думу выдвинулся. Но по канонам этого делать нельзя! А потом, когда ему выбор предоставили, сан или Дума, он выбрал Думу. А потом из семьи ушел. Был нормальный, добрый пастырь, когда был приходским священником. Зачем это все было нужно? Я не понимаю.
Отца Иоанна Охлобыстина в творческих кругах уважали, когда он вышел за штат, это вызвало, мягко говоря, недоумение, однако остались люди, которые к нему хорошо относились. А теперь от него отвернутся и последние люди, которые его любили и сочувствовали ему.
Если он это прочитает, я хочу ему сказать, что за некоторые ошибки, которые делаются ради земного преуспеяния, может последовать небесное наказание, которое будет несоизмеримо. Отступающий от заповедей, от канонов церкви автоматически сам себя лишает благодати. Он уже очень многое потерял по своему маловерию, а в дальнейшем может потерять вообще веру православную».
Протоиерей Максим Первозванский считает так: «Отец Иоанн - очень умный и достойный человек, он прекрасно знает, по каким принципам устроена власть у нас в стране, да и вообще в любом государстве. Он не может не понимать, что ему не стать президентом Российской Федерации - за ним не стоят кланы, группировки, какие-то силы влияния... Но, надеюсь, в ходе предвыборной кампании ему удастся публично высказать вещи, которые он считает нужным сказать российскому народу. В худшем же случае все это обернется банальным самопиаром».
А протоиерей Андрей Дудченко высказывает такое мнение: «О том, что отец Иоанн Охлобыстин собирается выдвинуть свою кандидатуру на выборах в президенты Российской Федерации, я узнал сегодня из телефонного звонка. Первой реакцией было: не «утка» ли это? Или, может, эпатажная выходка актера, не стесняющегося в средствах для привлечения внимания? Признаюсь, мне «резануло» участие отца Иоанна в церемонии вручения премии МузТВ, но в целом я скорее восхищаюсь тем, что он делает и, главное, как умеет это сделать.
Когда уже «пришел в себя», заглянул в интернет, прочитал интервью отца Иоанна и понял, что это всерьез, то подумалось вот что. Прошу сделать скидку, что я не настолько хорошо знаю ситуацию в России, поэтому неизбежно буду судить по аналогии с Украиной. В ситуации, когда предвыборная гонка стала не соперничеством реальных экономических и политических программ, а «войной брендов», как это происходит у нас последние годы, у отца Охлобыстина есть реальный шанс. Более того, если бы голосование проводилось в сети Интернет, то я почти уверен, что отец Иоанн прошел бы во второй тур. Одна беда: в реальных выборах будут участвовать большинство тех, кто и слыхом не слыхивали о «нашем кандидате». Разве что он сможет провести совсем уж умопомрачительную рекламную (зачеркнуто) предвыборную кампанию и сделать свой «бренд» узнаваемым в самой глухой деревне.
То, что отец Иоанн — священнослужитель (пусть и временно запрещенный в служении) Русской Православной Церкви, клирикам которой не разрешено баллотироваться в выборные органы власти, на самом деле не такое уж непреодолимое препятствие. Во-первых, мы знаем, что, например, в Украинской Православной Церкви, самоуправляемой в составе Московского Патриархата, это правило давно и легко обходится. Мотивация «целесообразности» и «церковной пользы» легко изменяет такого рода запреты, природа которых — не догматическая, а тоже продиктованная «целесообразностью» со знаком минус. Потом, не стоит забывать пример первого президента республики Кипр — архиепископа Макарисоса III, популярность которого среди народа в годы правления (1960-1977) была несомненной.
Но вот сможет ли отец Иоанн стать «российским Макариосом»? Сомневаюсь. Он не Патриарх и не епископ, и на светских руководящих должностях такого уровня тоже не бывал. Чтобы стать президентом без навыка управленческой работы — надо быть, по меньшей мере, гением. Впрочем, может, отец Иоанн и есть таковой?».
Многодетная жена священника, матушка Надежда, к которой мы обратились за комментарием из-за ее нескрываемой симпатии к жене отца Иоанна Охлобыстина, поделилась такими мыслями: «Наверное, неправильно судить о человеке, не зная его лично, но мне почему-то кажется, что у о.Иоанна Охлобыстина замечательная жена. Это именно супруга, то есть человек, готовый разделить с мужем любой путь, любые сложности. Причем нельзя сказать, что она, как флюгер, готова слепо менять свои убеждения вслед за новыми увлечениями мужа. Будучи настоящей православной христианкой, Оксана Охлобыстина, по своему собственному признанию, была огорчена, когда о.Иоанн предпочел священническому служению другой путь, и можно с уверенностью сказать, что в жизни она руководствуется именно христианскими идеалами.
Не дело постороннего человека строить догадки о внутрисемейных отношениях супругов, но мне кажется, что эпатажные действия о.Иоанна причиняют боль его жене, и, наверное, не совсем великодушно с его стороны подвергать свою семью такому испытанию. Почему-то думается, что для Оксаны не столь важное значение имеют, допустим, меркантильные соображения или желание быть все время «на виду», сколько мир в душе и в семье и чистая совесть.
Конечно, если для Оксаны удел жены священника был всего лишь очередной ролью, то... можно только порадоваться тому согласию, которое царит в их семье. Но как-то не хочется верить в ее неискренность».
Федор Кривцов озвучил мысли «Бурсаков», которые занимались распространением тысячи билетов (полученных в дар от самого Охлобыстина) на «Доктрину 77» (БУРСАКИ не разделяют мнения редакции, вынесенное в заголовок - прим. ред):
«Ну это, конечно, перформанс, не уступающий изыскам арт- группы «ВОЙНА». Продвижение имени своего до краев во все информационные источники. Это все не важно. Призрачность и иллюзорность выбора в политическом бизнесе оправдывает, конечно, человека с актерской профессией. Священный сан – в этой ситуации, по канонам Церкви, карьеру политика застопорит, впрочем, все может быть. Политическая система США уже использовала харизму кинозвезд Голливуда (Рональд Рейган, Арнольд Шварценеггер).
И еще все это ассоциативно напомнило два эпизода русской истории: когда Николай II на встрече с Синодом предложил свою кандидатуру в Патриархи; и как в гражданскую старообрядцы себе самого порядочного мужика царем выбрали. Почему-то такие ассоциации, ну и конечно группа «Война». Вся ваша жизнь игра».
А вот другой распространитель билетов поделился с нами таким наблюдением: «Сегодняшнее заявление Охлобыстина сослужило хорошую службу, потому что билеты разобрали практически все».
Напоследок хочется добавить, что абсолютное большинство священнослужителей, к которым мы обращались за комментарием, отвечали одной фразой: «Извините, плохо не могу, о хорошем — нечего».
Tweet |
Вставить в блог
Билеты не разошлись - пришлось метить в президенты6 сентября 2011
|
Поддержите нас!