Tweet |
- Владимир Николаевич, Ваше творчество последних лет - православное, хотя Ваше становление, как писателя выпало на атеистическое время. Когда были заложены в Вас зерна веры, которые дали такие плоды?
- В Бога верят все, но не все об этом знают. Я из верующей семьи, и это главное счастье в моей жизни. В годы моего детства веру пытались глушить. В моем селе одну церковь превратили в дом культуры, другую сожгли. Но в нашей семье всегда была икона. Мама была верующей. Думаю, что молитва матери и бабушек нас и сохранила.
Семья была большая – детей пятеро, бабушки-дедушки тоже жили с нами. Все, что во мне есть хорошего было заложено в семье. Жили мы дружно. Мама никогда даже голос не повышала. Как ей это удавалось? Для меня до сих пор – загадка. Она окончила всего 4 класса, но была величайшим педагогом. У всех в семье были свои обязанности. Я выпускал семейную стенгазету «Семья», потому что писал с детства.
В школу пошел в 5 лет – это право я «выревел». Я третий ребенок в семье. Старшие брат и сестра пошли в школу, а я – нет. Как это вынести душе ребенка? Я ревел-ревел, и уже 3 сентября меня тоже отвели в школу.
У меня никакой другой мечты не было, как только стать писателем. Так, я - девятилетний мальчишка и написал в своем дневнике: «хочу стать писателем». А лет в четырнадцать, ночью, под звуки гимна, который передавали по радио, я встал и поклялся, что буду русским народным писателем. Эта мечта заслоняла все. Я очень много читал так, что меня даже прозвали «запечный таракан». Понятно, что ни одна девочка мальчишку с таким прозвищем - не полюбит. Я от этого страдал. И это мне пошло только на пользу. Для пишущего человека страдания хороши: чем больше страданий, тем лучше то, что он пишет.
- Вас называют писателем-деревенщиком. Как Вы сами к этому относитесь?
- Да, за ранние работы меня причислили к писателям-деревенщикам. Хотя, последние 30 лет, я пишу на православную тему. Писать светские книги мне всегда было не интересно. Хотя, конечно, для меня большая честь быть в одном отряде с Распутиным, Беловым, Шукшиным, Астафьевым, Абрамовым. Раньше ведь «деревенщики» были не в почете. А время показало, что это оказалось главным, магистральным направлением в русской литературе. Да и в реальной жизни тоже, ведь человек на земле – главный кормилец нашего государства.
- Однако Ваш рассказ «Балалайка» начинается так: «Жителей в деревне осталось трое – старик Авдей и две старухи…». Сегодня умирающая деревня в три двора, увы, реальность. Есть ли будущее у деревни?
- Будущее есть. И в рассказе – старики думают о будущем. И в жизни - у меня на родине в Вятке много знакомых, кто кормится с земли. И на жизнь они не жалуются, живут своим трудом сами, еще и горожан кормят. Так было всегда. И будет. Люди еще вспомнят о земле, и тогда деревни оживут.
- Как работаете над своими книгами? Легко ли они Вам даются?
- Пишу легко. Я не знаю что такое муки творчества, никогда их не испытывал. Для меня главная мука – дождаться состояния, при котором можно писать. Мне нужно уединение, чтобы никто не отвлекал. Но где его взять? Звонят – приглашают выступить, другие просят написать предисловие… А у меня в это время, например, замысел повести появился, он живет, его вынашиваешь, но нет времени его выпустить в жизнь. Так он и умирает. Если он продолжает «тихо плакать», я стараюсь, хоть рассказ написать на эту тему. Например, так родился махонький рассказ на полстранички «Объявление на столбах». Я хотел написать о семье, которая распадается, о боли, горе. Как они хотят разменять квартиру, отец идет расклеивать объявления, а мальчик тайком бежит и срывает эти объявления. Но времени не было. Вот от этого я испытываю муки, страдаю.
- Когда пишите, задумываетесь о читателе, какой он?
- Когда пишешь, о читателе не думаешь. Я пишу то, что вырывается изнутри, из души. Думаю, что мой читатель православный или близкий к православию, порядочный человек в годах. Хотя… Я только что вернулся с Крупининских чтений, которые проходили у меня на родине – в Вятке. Так там была молодежь: и школьники, и студенты. Они хорошо знакомы с моим творчеством, делали сценки по моим работам. Поэтому мои читатели – это просто хорошие люди.
- Если бы Патриаршую премию присуждали не за вклад в развитие литературы, а за конкретную книгу. Какую из Ваших книг могли бы выдвинуть?
- Я не знаю, какую работу бы выбрали. Но по откликам читателей, хорошо была принята книга о русских святых, ее благословлял еще Святейший Патриарх Алексий II, она выходила под разными названиями - «Русские святые», «Школа святости», «Россию спасет святость».
- Назовите 5 книг, которые необходимо прочитать каждому человеку.
- Нет, пятью книгами тут не ограничиться. Уж сотню-то надо точно осилить. Конечно, главная книга – Библия, особенно Новый Завет – это краеугольный камень. Из древнерусской литературы я бы посоветовал прочитать «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Конечно классику. Я называю и Пушкина, и Лермонтова, но с оговоркой – классику надо читать с рассуждением. Из прозы надо прочитать Гончарова, Шмелева. Вот я и выбился уже из пяти книг. Это невозможно - выделить всего пять.
- Владимир Николаевич, в чем, на Ваш взгляд, миссия православного писателя?
- Сегодня пропаганда пошлости и насилия настолько сильна, что очень многих людей оглупляет. Спасут такое положение только православные писатели.
Цель писателя подтолкнуть читателя к тому, чтобы он хотя бы обратил внимание на Церковь. Чтоб человек зашел в церковную ограду, даже если ничего не знает и не умеет поставить свечи. Писатель должен быть проводником между человеком и верой, Церковью.
Я много писал о Великорецком крестном ходе. Люди говорят, спасибо, Вы нас привели к Богу. Но, конечно, не я их привел, а Сам Господь. Моя роль – проводника. Вот, чтобы лампочка загорелась, нужен проводок, соединяющий эту лампочку с аккумулятором. Какой будет проводок – медный или серебряный, не важно, главное чтобы проводок был. Вот писатель и есть этот проводок, при условии, что сам он уже воцерковлен. Если же он не воцерковлен, а только овладел церковной лексикой, отличает проскомидию от литургии, – это сразу чувствуется и в работах, и в том, как они влияют на людей. Они не приводят читателей к вере.
- Что думаете о современной молодежи?
- Еще в египетских папирусах, найденных археологами, было написано: «Что за молодежь нынче пошла, потерянное поколении». Это не про нашу молодежь! Молодежь у нас в основе своей хорошая, талантливая.
И будет еще лучше, если мы - взрослые, дадим им правильные нравственные, духовные ориентиры. Вера в Бога, православные ценности, вот что мы должны прививать детям. Как это делать? Недавно, я услышал великую фразу: «Не с детьми говори о Боге, а с Богом говори о детях».
- Писатели призваны говорить о судьбе России. По Вашему мнению, какое будущее у России?
- У России будущее – хорошее. Главное – не унывать. Как у Твардовского, когда бойцы выходят из окружения – у них ни воды, ни еды, ни боеприпасов, кругом немцы. И командир проводил с ними только одну политбеседу – «Не унывать!».
Мы не имеем право унывать. Мы должны помнить, что Россия - любимое дитя у Господа. В мире должна быть иерархия ценностей, иначе все просто рассыпется. Кто главный в мире? Господь, Который этот мир сотворил. А дальше, тот, кто наиболее к Нему ближе – это Россия. Она наиболее близко приняла в сердце Христа. Какой народ в Росси живет? Самый чистый, целомудренный. А всю пошлость и мерзость нам навязывает Европа. И мы сможет всему противостоять, если будем со Христом.
Сейчас все говорят о конце света. Попусту тратят свое время – ведут расчеты, называют даты. Глупо рассуждать об этом. Надо думать о своем конце – он-то точно неизбежен. А говоришь ты о конце света, или не говоришь – ты все равно на это никак не повлияешь. Ты лучше о своем конце думай, да заслужи, чтоб попасть в Царствие Небесное. Да помни, что конец света – не означает конец жизни. Наоборот, после конца начнется жизнь Вечная. Вот о чем думать надо, и время свое драгоценное надо тратить на то, чтобы подготовиться к жизни Вечной.
Краткая биография:
Владимир Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. После окончания школы в 1957 работал в газете. Отслужив в армии, поступил на филологический факультетМосковского областного педагогического института. Работал учителем русского языка, редактором в издательстве «Современник». Первую книгу выпустил в 1974, но широкое внимание привлёк к себе в 1980 повестью «Живая вода». Главный редактор журнала «Москва» в 1990-1992. С 1994 преподает вМосковской духовной академии; с 1998 - главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь». СопредседательСоюза писателей России. Многолетний председатель жюри фестиваля православного кино «Радонеж».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!