rss
    Версия для печати

    Георгиевская ленточка: феномен благодарности

    Георгиевская ленточка - уникальное явление российской жизни последних лет. Как любой талантливый замысел, он не оставил равнодушных. Скажем и мы несколько слов, не пытаясь претендовать на полноту и беспристрастность.

      

    Фото: facultet3.ucoz.ru/news/2007-04-30-7Не каждый, далеко не каждый человек, не принадлежащий к сильным мира сего, способен создать идею, которую подхватит вся страна. Придумавшие к 60-летию Победы георгиевскую ленточку сотрудники РИА «Новости» - не политики, не звезды телеэкрана, не поп-кумиры и даже не "знамёна российской интеллигенции". Они просто журналисты. Журналисты замечательные, но никогда не входившие в число «звёзд». По сути - обычные, рядовые люди. 

    Аналогичным акциям в Англии, Испании, Германии, Израиле много лет, и они давно стали частью народного сознания. Для России же появление такого яркого символа снизу непривычно. Именно возможность объединить самых разных людей - вот, что привлекает в этой акции. Не будь она всеохватной - все возражения против неё не имели бы смысла, а многие никогда бы и не возникли.

    Но там, где есть настоящая, искренняя, не раскрученная по заказу, а спонтанно возникшая реакция, всегда будут люди, желающие эту реакцию использовать по-своему. Что и случилось.


    О сиюминутном и вечном

    Не секрет, что молодёжных движений, поддерживаемых властью, сейчас пруд пруди. Зачем Кремлю такое количество «молодняка» - проблема не этой статьи. Важно одно: с прошлого года активисты проправительственных движений активно участвуют в акции. И не просто раздают ленточки - в этом не было бы никакой беды - но раздают навязчиво, непременно каждому встречному и едва ли не в воспитательных целях. А уж то, что те же самые ребята в другое время раздают агитационные листовки и календарики с портретами будущих депутатов, ни для кого не секрет. Так ленточка вольно-невольно приравнивается к атрибутам нынешней власти. 

    Плоха ли эта власть или же, наоборот, беспредельно хороша - решать, опять же, не в рамках этого материала. Бесспорно одно: критиков у неё хватает с избытком. И им не нравится, когда правящий режим с помощью мощных рычагов внедряется в массовое сознание.

    И вдруг одним из «символов режима» стала георгиевская ленточка - олицетворение величайшей трагедии и величайшей радости нашего народа. Трагедии, разворотившей каждую семью; радости, затрагивающей любого российского человека. Когда сначала дикторы центральных телеканалов вышли в эфир 9 мая с георгиевскими ленточками на груди, а затем губернаторы, министры и сам президент прикрепили символ Победы к лацканам пиджаков - акция перестала быть только инициативой группы журналистов и превратилась в событие всероссийского масштаба.

    Дальнейшее, к сожалению, было предсказуемо. Увидев очередной раздражитель, оппозиционеры сочли ленточку частью кремлёвской пропаганды, забыв при этом имя автора идеи, как забыли и чёрным по белому записанное в «Кодексе георгиевской ленточки»: «Не допускается использование... в политических целях любыми партиями или движениями». В представлении многих журналистов ленточка превратилась в элемент идеологии и стала воплощением некоего «официально-пропагандистского» взгляда на войну. Мол, чиновники таким образом хотят замолчать, что советские войска, «выбивая немцев из Восточной Европы, устанавливали в ней новую диктатуру», что существовали заградотряды, что командование часто не считало потерянных жизней, и что представители НКВД убивали поляков и евреев. Оказывается, ленточки -  «попытка бюрократизации человеческой памяти. Попытка присвоения памяти. Попытка управления памятью». А ещё дальше процитированных журналистов пошла одна известная невероятной ангажированностью политикесса, прямо заявившая: «Акция очень вредная и демагогическая. Старая попытка объединить всех на базе любви к военщине и милитаризму... От этой акции пахнет предательством графа Игнатьева, Тухачевского и все это вместе сильно отдает сталинизмом. Мол, сначала - георгиевский кавалер, а потом Герой советского союза... Надо помнить, что советская армия, не русская армия, это вражеская армия чужого государства»

    Можно привести сколь угодно много подобных цитат, мучаясь одним немым вопросом. Господа критики новой традиции! Ладно, вы не любите президента, правительство, партию власти - это ваше право. Вам не нравится, что кто-то из них, по вашему мнению, пытается в своих целях использовать символ нашей общей победы. Но зачем лгать в лицо своим читателям, выдавая нелюбимых вами чиновников за организаторов акции? Зачем приплетать сюда лакомую для вас тему сталинских расстрелов - неужели столь часто упоминаемые вами поляки в Катыни, члены еврейского антифашистского комитета и миллионы остальных жертв репрессий погибли затем, чтобы вы направо и налево манипулировали их памятью? Неужели прошедшие всю войну предки упомянутой дамы воевали во «вражеской армии чужого государства» (интересно, какая же тогда армия была «своей»)? Неужели хоть один раз за всю историю человечества преступления режимов перечёркивали героизм простого солдата? Наконец, неужели мирный житель не может с уважением и гордостью относиться к спасшей его жизнь армии, сколько бы недостатков в ней ни было? 

    Ответ на любой из этих вопросов очевиден. Тысячу раз был прав Александр Привалов, писавший: «Удержаться от поношений этой акции следовало бы, полагаю, даже тем, кто не приемлет ничего с участием нынешней власти». Был найден чуть ли ни единственный выход спасти гаснущую память о великой странице нашей истории, был найден предельно наглядный, и, главное, единый для всех символ этой памяти. Если кто-то из Кремля носит ленточку на пиджаке - что нам с того? Разве мы - последователи Моисеева Закона, чтобы считать скверным всё, чего коснулись не нравящиеся нам люди? Разве в самом главном не могут быть едины даже завзятые политические противники? И, в конце концов (вновь процитируем Привалова), «нигде и никогда не бывает действительно массовых движений, в которых не заметны разного сорта малоприятные фигуры, - и не бывает ничего действительно массового, в чём с известного момента так или иначе не участвует власть; грациозность же наших чиновников известна».

    Помня опыт истории, хочется верить в одно: пройдёт пятнадцать-двадцать лет, режим в стране изменится, у власти наверняка окажутся новые лица, поменяется вся обстановка в обществе (что неизбежно!), а георгиевская ленточка останется. Её уже никто не будет вручать «добровольно-принудительно»: старые традиции не нуждаются в напоминании. Её не станут называть «атрибутом не нашей партии»: минутные дрязги уйдут. Георгиевская ленточка станет тем, чем она призвана быть: великим всенародным символом. Как ирландский трилистник, как синяя лента в Сербии, как, наконец, «знак Победы» в годы антифашистского Сопротивления.

     

    О ложном благоговении

    Но есть и вторая сторона проблемы, второй аргумент против георгиевской ленточки. Его также высказывают многие; пожалуй, наиболее полно эта точка зрения представлена на «Сайте в защиту георгиевской ленты».  

    На призыв организаторов акции откликнулось немало молодых людей: ведь в первую очередь для них задумывали георгиевскую ленточку. Но интерес школьников и студентов оказался палкой о двух концах: многие просто не задумываются о смысле оранжево-чёрного кусочка ткани. Георгиевская ленточка превратилась в очередной модный, но внутренне бессмысленный аксессуар - такой же, как майка с Че Геварой, не имеющая никакого отношения к личности выдающегося латиноамериканца. Огромное количество людей повязывает ленточку, потому что это красиво, модно, занятно, да и просто - «прикольно». Всё равно, где её носить: в волосах, на поясе, в ошейнике собаки или вместо шнурков. От первоначального смысла акции не остаётся и следа.

    Протестуя против этого, скажем прямо, безобразия, авторы упомянутого сайта не скупятся на риторику. Их главный довод - георгиевские цвета веками были символом воинской доблести, ими отмечали героев, и поэтому негоже каждому прохожему напяливать на себя то, что на полях сражений добывалось кровью. (Кстати, ещё раз напомним «Кодекс георгиевской ленточки»: «Георгиевская ленточка» не является геральдическим символом. Это символическая лента, реплика традиционного биколора Георгиевской ленты. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» - символ, а не награда».) Появились даже специальные баннеры с текстами вроде следующего: «Я никогда не голодал в осаждённом городе. Я никогда не шёл на танк. Я никогда не слышал воздушной тревоги. Я никогда не терял близких на войне. Я никогда не возьму вашу ленту. Я её не заслужил». «Мы требуем закрыть акцию «Георгиевская ленточка» и не осквернять легендарные Георгиевские цвета!» - заявляют авторы сайта и призывают всех снять ленточки в знак уважения к ветеранам.

    В искренности их намерений сомнений нет. Но нужно помнить простую банальность: хотим мы того или нет, мы живём в эпоху тотального разрушения смыслов и обесценивания святынь. В современной культуре абсолютно любой значимый символ может помещаться в несоответствующий контекст - таковы уж законы постмодернизма. Да и при взгляде на предшествовавшие столетия замечаешь слишком много случаев глумления над святынями.

    В качестве примера возьмём непререкаемый символ: христианский крест. Сколько раз его использовали в политических целях? Сколько раз крестом прикрывали свои злодеяния? Сколько раз носившие крест нарушали заповеди Распятого на нём? Сколько раз над крестом глумились, коверкая изображение на свой лад? Сколько сейчас существует «художников», готовых ради «высокого искусства» поместить крест в такое окружение, чтобы зрители взвыли от шока? Сколько молодых людей и девушек носят крест так же, как модную «фенечку» - в ухе или на ремне - или надевают «кулон» размером чуть ли не с протоиерейский крест с украшениями?

    Но повлияли ли все эти бесчисленные глумления на реальную значимость креста? Ответ ясен. 

    Интересно, что бы мы подумали, появись «Сайт в защиту креста» с фотографиями на главной странице, иллюстрирующими, как святыня втаптывается в грязь и служит элементом всевозможных непотребств, а баннер рядом при этом гласит: «Я никогда не стоял в Колизее перед разъярённым львом. Я никогда не горел заживо в окружённом храме. Я никогда не истекал кровью в подвалах Лубянки. Я никогда не замерзал в сибирских лагерях. Я никогда не возьму ваш крест. Я его не заслужил»? И тут же размещены красивые слова о благоговейном отношении к святыне и том, что только праведники заслужили право носить Символ нашего спасения. Думаю, долго такой сайт не просуществовал бы: тысячи людей, считающих себя христианами, добились бы его закрытия. Ведь, несмотря на все наши грехи и бесконечное недостоинство, мы носим нательный крест как свидетельство нашей веры, нашей верности Христу. И если почти никто из наших современников-христиан не был распят, означает ли это, что все они должны снять нательные кресты из уважения к подвигам первых мучеников? 

    Георгиевская ленточка, конечно, никак не влияет на наше спасение и не имеет того великого искупительного значения, которое получило орудие казни Христа. Но она - тоже символ боли, смерти и, главное, Победы. И это символ непреходящий: недаром на плакатах к 9 мая её рисовали задолго до 2005 года. Поэтому, сколько бы ленточку ни пытались использовать как украшение штанов, сколько бы предприимчивые дельцы ни привязывали её к горлышкам водочных бутылок (кстати, совершивший этот экстравагантный поступок завод был исключён из числа участников акции), сколько бы священные для нас цвета ни рисовали на рекламных плакатах дискотек и стриптиз-баров - георгиевская ленточка всё равно будет великим символом. Никаких сомнений в этом нет.


    О самом важном (вместо эпилога)

     О чём никогда нельзя забывать - жизнь несводима к символике. Ни один символ не заменит живого человеческого участия, теплоты, отзывчивости и любви. Георгиевская ленточка - прекрасный повод вспомнить о ветеранах, но не замена общению с ними. Пока живы участники и свидетели этой великой и страшной войны, мы обязаны помнить о них и быть благодарными на деле.

    Пишу это не ради красивых слов: у меня самого жив дедушка, прошедший Великую Отечественную от начала и до конца, воевавший на Ленинградском фронте во время блокады, переживший контузию и сейчас, спустя шестьдесят три года, никого не предавший и оставшийся верным самому себе. Я не могу похвастаться тем, что проявляю к нему должное внимание и достойное его уважение: нет, слишком часто я не могу потратить даже пяти минут, чтобы снять трубку и набрать знакомый с детства номер. И если я не выполню тот элементарный долг, которым связан по факту (не только перед своим дедом, но перед тысячами ветеранов, встречающихся мне каждый день на улице, в автобусе, в метро: к ним я обязан быть вежлив и почтителен, сколь бы резки и подчас грубы они ни были), то ничто не оправдает меня, будь я даже, как дерево счастья, от макушки до пят увешан георгиевскими ленточками.

    Фотографии взяты с сайтов fotki.yandex.ru и photolga.livejournal.com

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Александр, Павлодар7.05.2012 15:41 #
    Сравнение с крестом не совсем ..., этично, что ли. Крест - символ веры. Форма креста ассоциируется с концом (неважно чего, не даром есть выражение "Поставить крест на ..."). Поэтому в любом случае, в первый раз одевая крест человек имеет представление, пусть даже общее, о его смысле "первоисточника" Лента - символ памяти. Ассоциативный ряд Лента -> 9 Мая -> Праздник, вызывает моду на ношение Ленты. Мода на Память? Бред. Идея о восстановлении памяти отличная. "Инструмент" выбран не верный. По другому это надо делать. Как? Не скажу. Не по тому что не хочу, потому что не знаю. Пока, не знаю. В память о Подвигах людей я прикреплю Ленту стационарно, на рабочем месте, в квартире. Но носить ее, даже опосредованно (на антенне/внутреннем зеркале автомобиля) я не буду.
    alba, Москва28.04.2011 22:10 #
    Где уместно носить геогиевскую ленточку
    Нина, Тихвин7.05.2010 18:45 #
    Спасибо за статью. Затронуло до глубины души.
    Наталья8.05.2009 11:25 #
    Полностью согласна с инженером Алексеем, но спасибо и Даниилу - рискнул сказать что-то более-менее разумное на эту жутко раздражающую тему. Сама я ленточек георгиевских не ношу, считаю, что права не имею, да и память моя о Великой Отечественной не в этом должна выражаться, а в чем-то ином: раз в неделю хотя бы соседу-ветерану помогать квартиру прибрать и поговорить с ним час-два, воспоминания послушать, научиться чему-то у него. А вот крест я ношу, потому что христианка - и уже Крещением его заслужила. Плохой я солдат в этом смысле, или нет - не мне решать, но крест - символ того, что я все-таки солдат. И в этой логике нет ничего ущербного.
    Алексей, Нижний Новгород8.05.2009 2:40 #
    Прекркасная статья спасибо!
    Я с гордостью ношу георгиевскую ленточку. Ношу как память о своих прадедедушках,дедушках сражавшихся на фронтах Великой Отечественной Войны.
    Гедда, Москва19.05.2008 20:11 #
    Замечательная статья.
    Вера13.05.2008 13:39 #
    Я считаю, что Георгиевская ленточка - это наша память! Вечная Память о тех, кто не вернулся, кто пролил свою кровь, чтобы мы с вами сейчас здесь могли что-либо написать.
    Низкий поклон и уважение тем, кто Слава Богу, жив сегодня.
    Даниил Сидоров, Москва12.05.2008 21:49 #
    Уважаемый Алексей! Когда я читаю, например, инструкцию по эксплуатации утюга, то речь идёт вовсе не о "вере разработчикам утюга". Если человек что-либо придумал, наверняка ему лучше известен смысл, который он в своё изобретение вкладывал (если только он, конечно, не постмодернист, что мы исключаем). Люди, придумавшие георгиевскую ленточку, придумали и правила её использования, и одно не может быть оторвано от другого.

    Относительно мнения Вашего друга-геральдиста (который, наверно, действительно является профессионалом в своей области) замечу следующее. Оригинальная георгиевская (гвардейская) лента и георгиевская ленточка-символ различаются примерно так же, как военная форма со знаками отличия и без оных. Если я куплю в магазине камуфляжный костюм без погон и стану его носить, то в этом не будет абсолютно ничего дурного, хотя я никогда не служил в армии. Но если я прицеплю к нему генеральские погоны - это уже станет нарушением правил. Много ли вы видели людей, носящих оригинальные гвардейские ленты, а не памятные синтетические кусочки чёрно-оранжевой ткани?

    Являются ли героями Отечественной войны 1812 года люди, каждый год участвующие в памятных исторических реконструкциях на Бородинском поле? Ответ ясен; также и люди, носящие памятную георгиевскую ленточку (а не оригинальную гвардейскую "колодку"), к героям Великой Отечественной себя не причисляют.

    Полностью согласен с тем, что в нашей стране почти нет реальной, а не формальной памяти о павших на войне. Но георгиевская ленточка - не что иное, как попытка пробудить эту память, и попытка, оказавшаяся весьма эффективной. Да, пока многие носят ленточку просто как модный атрибут, но если мы станем не просто вручать ленточку, а объяснять её реальный смысл, то это уйдёт. Любая мода проходит, но память должна оставаться.
    Алексей, инженер, Москва12.05.2008 11:24 #
    Даниил, скажите, а Вы всегда верите тому, что Вам сказали? Я, например, нет. Если сказано в Священном Писании, если сказано в соборном постановлении, если сказано священником с кафедры, если сказано человеком, которого я давно знаю - верю. Но если сказано кем-то еще, то я, например, считаю логичным подвергать некоей критике сказанное, порой критике достаточно серьезной. Почему Вы цитируете положение о ленточках, как бы считая это последней истиной. Если кто-то что-то написал в каком-то положении, тем более, если это всего лишь, как Вы пишете "обычные, рядовые люди", то с какой стати я должен полностью этому довериться? Они считают, что это не геральдический символ. А специалист по геральдике, мой товарищ, говорит обратное. Продолжая мою аналогию, если ребята, самочинно нацепившие на себя церковные символы, составят положение, в котором напишут, что это не конкретный церковно-богослужебный знак, а всего лишь символ их любви к православию, то Вы тоже им поверите?

    "кстати, никто из нас не страдал за Христа, и, следуя Вашей логике, не заслужил права носить крест"
    Нет, крест для носящего - выражает то, что он сопричисляет себя к Христу (а не обязательно пострадал). Ленточка - символ сопричастности к когорте награжденных соответствующими наградами. В противном случае вы меняете изначальный смысл, то есть поступаете так, как те, кто носит крест как украшение. Вот что следует из моей логики.

    "Нет ничего дурного, что это традиция была возобновлена (если помните, в первые пять лет "ельцинских реформ" в либеральном угаре парады вообще отменили)".
    Дурное как раз есть. В стране отсутствует РЕАЛЬНАЯ память о павших. Все сводится к показухе и внешнему. Парад Победы - не самое важное в войне, о чем стоит помнить. "Парадные" деньги, весьма приличные, как раз и могли бы пойти на финансирование воинских захоронений, на деятельность поисковых отрядов, которые в большинстве своем у нас действуют на добровольной основе, на издание документов о войне, которые в огромных количествах пылятся в архивах. А от громыхания танков по Красной площади память о войне живее, действеннее, глубже не становится ни на йоту.
    Даниил Сидоров, Москва11.05.2008 22:04 #
    Уважаемый Алексей, большое спасибо за Ваше мнение. Я абсолютно согласен с тем, что "в православной традиции символ имеет вполне конкретное значение", которое "учитывать следует" - именно это я имел в виду, говоря о реальной связи георгиевской ленточки и памяти о Великой Отечественной Войне. Если же группа хулиганов будет расхаживать по улицам в митрах и наперсных крестах, то это никак не должно повлиять на то, что я ношу нательный крест или мои знакомые священники - наперсный (кстати, никто из нас не страдал за Христа, и, следуя Вашей логике, не заслужил права носить крест). По поводу могил, оградок, панихид и т.п. - полностью согласен, именно это я и имел в виду под реальной памятью. Парады с военной техникой проводились каждый год с 1946 по 1990 в память о Параде Победы 1945-го, который со слезами на на глазах вспоминают многие и многие ныне живущие ветераны. Нет ничего дурного, что это традиция была возобновлена (если помните, в первые пять лет "ельцинских реформ" в либеральном угаре парады вообще отменили). И ещё раз повторю: «Георгиевская ленточка» не является геральдическим символом. Это символическая лента, реплика традиционного биколора Георгиевской ленты. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» - символ, а не награда». Сколько бы не профанировалась георгиевская ленточка, её реальное значение от этого не исчезнет.
    Алексей, инженер, Москва11.05.2008 20:16 #
    Невозможно согласиться с аргументами автора. Это чистая казуистика! И крест сравнивать с ленточкой неуместно. Тем более крест нательный, освященный. Кстати, в православной традиции символ имеет вполне конкретное значение. Поддержало ли государство акцию, нацепил ли президент ее - это никакого значения ровным счетом не имеет. А вот изначальное значение символа учитывать следует. Если соберется группа, объявит, что она состоит из поборников православия, которые будут расхаживать по улице в митрах и наперсных крестах, Вы тоже с этим согласитесь и скажете, что таковы "законы постмодернизма"? Православному нужно молиться за упокой душ погибших на поле брани. Лучше пойти на кладбище, убрать могилку, подкрасить надпись и даты. Вы видели наши кладбища? Они заброшены, неухожены. А ленточка - это профанация, а парады с военной техникой - еще хуже и неуместнее. Повязывающий ленточку проявляет неуважение к кавалеров орденов, которые носились на георгиевской ленте или имели ее в составе ордена. Таково мое мнение.
    Олис, Воронежская г.Бобров11.05.2008 13:57 #
    На всё воля Твоя Господи
    Без воли Господа не упадёт и волос с головы вашей
    Святой Георгий Победоносец-это герб России,герб Москвы.
    Принимал капитуляцию фашисткой Германии-Георгий Жуков.
    Всё указывает на то что,"Георгиевская ленточка"произволение Господне и с нами Бог.Всё остальное суета.
    Даниил Сидоров, Москва11.05.2008 9:36 #
    Это Вам спасибо за столь важную оценку!)) Имя по Вашей просьбе заменил.
    наташа лосева11.05.2008 0:12 #
    спасибо огроменское!!! только , пожалуйста. все таки лосеву замекните на журналистку РИА Новости, а еще лучше журналистов. Ладно? Со мной- десяток людей и не очень справедливо, что я только поправу "первопридумки" перетягиваю на себя все одеяло.
    И еще раз- спасибо за мудрые. важные слова.
    Даниил Сидоров, б. город Бабушкин10.05.2008 23:26 #
    Уважаемый Чингиз, не мне Вам объяснять, что организаторы акции - не чиновники, и оттого, что работают они на "госпредприятии", их действия менее искренними не становятся.
    Маша, спасибо за оценку.)
    Мария ТД, Москва10.05.2008 21:24 #
    Прекрасная статья.
    Чингиз Л., Верхние Котлы10.05.2008 18:27 #
    Уважемый Даниил! Ключевыми словами, на которые было обращено Ваше внимание были не "Администрация Президента" и Ко, а "Федеральное государственное унитарное предприятие". Оно конечно, правая рука не должна ведать, что делает левая, но всему же есть разумные пределы.
    Даниил Сидоров, Москва10.05.2008 16:20 #
    Уважаемый господин Ленточный (простите, не знаю Вашего имени: Чеслав? Чокан? Чингачгук?)! Я, конечно, не могу разделzть бюрократического отношения к ветеранам, но я ведь не к нему призывал. Что же касается "РИА Новости" - какая разница, кто входит в их список рассылки?
    Ленточный Ч., город-герой Москва10.05.2008 14:43 #
    не, живого человеческого участия ленточка не заменит! "Д.А.Медведев подчеркнул, что к 2010 году все российские фронтовики должны быть обеспечены отдельными квартирами. Он заверил, что правительство сделает все возможное, чтобы к 65-летию Победы эта задача была выполнена". (По материалам HTB, 12 февраля 2008г.) До 2010 уже не долго осталось ждать,... да и не многим. Спасибо, что отметил необходимость, что заверил, что обнадешжил упоминанием наличия возможностей... в общем, спасибо за живое человеческое участие. N.B.: Федеральное государственное унитарное предприятие Российское агентство международной информации «РИА Новости». Клиенты агентства — Администрация Президента и Правительство России, Совет Федерации и Государственная Дума, ведущие Министерства и ведомства, Администрации Субъектов Федерации и др. P.S.: "В период празднования 61-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов войны из всех регионов Российской Федерации московский городской транспорт будет работать бесплатно. На целых десять дней". (Росбалт), "Кроме того, в День Победы, 9 Мая, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны всей страны, а также приравненные к ним категории граждан смогут позвонить в любую точку России, стран СНГ и Балтии абсолютно бесплатно. Правда, бесплатно разговаривать можно будет не больше 10 минут и только с переговорных пунктов и пунктов коллективного пользования" (Российская газета).

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru