Tweet |
В семь тридцать утра мы собираемся у храма. Молимся перед дорогой, пересчитываемся. Солнце провожает нас в путь яркими, горячими лучами. Это теплый день в череде пасмурных и холодных июньских будней, так нам повезло. Мы едем до Каширы три часа по живописной трассе – слева и справа зеленые поля, на которых мирно пасутся козы и коровы. Переезжаем реку Оку и успеваем заметить, как на нее бегут купаться дети.
Ехать – часа три, и каждый занимает себя в дороге, чем может. Кто-то спит, кто-то кормит друзей свежим белым хлебом, большинство слушает музыку, а мне Коля Джабир показывает свой Ipad. Это младший сын одной из наших давних прихожанок. (Елена Джабир сделала прекрасный фоторепортаж, который разместила в своем блоге. Посмотреть можно здесь и здесь - Прим. ред.). Он не просто объясняет мне, как в ай-пэде все устроено и для чего он нужен, но и дает мне поиграть. Самостоятельно, без его надзора! Это так странно для меня, потому что во времена моего детства, помню, подростки дрожали над такими дорогими и сложными устройствами и не могли вот так, запросто отдать их кому-то на полчаса без всякого контроля.
Наконец мы приезжаем на место. Солнце уже не греет, а печет. Мы скрываемся от него в красивейшем Белопесоцком Свято-Троицкий монастыре. Здесь растут шиповник и пионы, около стен монастыря провел свое детство наш настоятель.
– В советские годы тут была автобаза и полная мерзость запустения, – вспомнил отец Максим Козлов. – Но мы с мальчишками любили это место, часто сюда бегали. Один раз даже нашли два ядра от пушки!
Действительно, согласно описям 1627 – 1629 годов на стенах монастыря стояло одиннадцать пушек и более двадцати пищалей.
– Несмотря на это, монастырь никогда не утрачивал своего духовного значения. В 1520-е годы Белопесоцкую обитель прославил своими подвигами и подвижнической жизнью выдающийся старец Феодосий Коверя, почитание которого русскими людьми в начале XVI столетия можно сравнить только с почитанием преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского в веке XIX, или с почитанием нашими современниками недавно почивших подвижников христианского благочестия протоиерея Николая Гурьянова и архимандрита Иоанна Крестьянкина, – рассказала нашей группе служащая здесь монахиня Капитолина.
Она с горечью рассказывает нам, что в 1918 году часть монахов была выведена за стены монастыря и расстреляна. В 1924 году монастырь был закрыт, а его здания переданы Историческому музею. Однако до 1933 года в Троицком соборе монастыря совершались богослужения. С середины 1930х годов в монастыре находилось общежитие для рабочих и временный лагерь для заключенных, строивших железнодорожный мост через реку Оку. Трудно было представить, что монастырь можно восстановить, однако, в мае 1993 года на Светлой седмице, Троицкий Белопесоцкий монастырь был открыт как женский. Это ли не свидетельство победы веры над смертью и разрушением! В 1998 году было торжественно отмечено 500-летие обители. В этом году предстоят торжества, связанные с юбилеем основания Ступинского починка, и хочется верить, что главная святыня Ступино и форпост города, – Троицкий Белопесоцкий монастырь, станет местом духовного паломничества для многих русских людей и жителей Подмосковья.
Мы прикладываемся к намоленным иконам, поем тропарь Троицы и едем дальше. Кашира – уникальный город в Подмосковье. Население – около 70 тысяч человек, а храмов здесь – аж 23! Из них всего два недействующие. Неужели мы посетим их все? Так мы пикника и к ночи не дождемся. Благочинный, протоиерей Виталий Коценко великодушно везет нас лишь по самым интересным из них.
Вот мы у Никитского монастыря. Жалко смотреть на то, во что его превратили за годы гонения на Православие. Вместо куполов – страшные дыры, вместо росписи на стенах – облупившаяся краска. Внутри – сильный, неприятный, удушающий запах. Отец Виталий, объясняет, что это следы машинного масла.
– После войны помещения монастыря использовали чулочно-носочным комбинатом, – вздыхает он. – Вплоть до конца 1990-х годов. Потом, когда эта фабрика разорилась, было решено отдать помещение монастыря кому угодно, хоть бомжам, только не Церкви. Но я принялся отстаивать монастырь. Мне даже взятку предлагали в 150 тысяч долларов, лишь бы закрыл глаза на это дело.
Но с Божией помощью батюшка не отступился, подключил местное телевидение и даже дошел до губернатора Московской области. Тот выделил 2 миллиона рублей, за которые и выкупили всю (!) землю.
– В такую смешную сумму оценили наш монастырь! – смеется отец Виталий. – Да за такие деньги у нас в Кашире разве что «однушку» на окраине купишь!
– Обратите внимание на форму этого монастыря, – показывает нам его староста Елена Соловьянчик. – Он же как корабль, который приведет нас, даст Боже, к Царству Небесному…
Здесь и правда чувствуешь себя по-особенному. Только что мы стояли у иконостаса, и я удивлялась, как же местным удается выстаивать в таком затхлом запахе многочасовые службы… И вот мы уже… в алтаре! Неожиданно нас повели в святая святых храма, чтобы мы помолились именно там за его восстановление. Алтарь пока не освященный, но дух от этого захватывает не меньше. Ведь каждая православная девушка знает, что заходить внутрь имеет право только мужчина. Мы снова поем тропарь Троицы и уезжаем одухотворенные.
По дороге на озеро нам рассказывают историю Каширы. Это, оказывается, один из старейших городов Подмосковья.
Своим названием Кашира обязана речке Каширке, около впадения которой в Оку на левом, пологом берегу Оки изначально располагался город. Кашира впервые упоминается в 1356 году в духовной грамоте сына Ивана Калиты московского князя Ивана II Красного как село, завещанное им своему сыну Дмитрию. А в 1355 году епископ Коломенский Афанасий титуловался также «Каширским». В 1480 году Кашира уже была городом, который Иван III приказал сжечь, не надеясь защитить его от ожидавшегося набега татарского хана Ахмата. В 1483 году по договору между рязанским и московским князьями Кашира окончательно переходит под власть Москвы. В 1498 году западнее Каширы был основан Троицкий Белопесоцкий монастырь, который мы посетили первым. В 1497 – 1526 годах Каширой владели бывшие казанские татарские цари, поддерживающие московского князя. В 1517 году на город был совершен первый набег крымских татар, после чего до конца столетия Кашира пережила более 20 набегов. В 1531 году в Кашире построена крепость: земляной вал с деревянными укреплениями. Наиболее разрушительный набег крымских татар произошёл в 1571 году. После набегов, эпидемии чумы и военных действий 1607 – 1611 годах Кашира запустела и больше на своем месте не восстанавливалась. Ныне в этом месте села Городищи и Старая Кашира…
Мы все едем и слушаем, солнце печет сильнее. Из второй части рассказа запоминается лишь то, что в первой половине XIX века Кашира являлась важным торговым центром. В городе развернулось каменное и деревянное строительство, строятся церкви и жилые дома в стиле классицизм. А во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года после обхода немецкими войсками Тулы Кашира оказалась в зоне военных действий…
Наконец – долгожданное озеро! Автобус не может проехать по деревенской дорожке и остаток пути мы, несмотря на усталость, мчимся на полянку. Пока одни жарят сосиски и нанизывают на шампуры баранину, другие, видимо те, кто любит лето больше всего, купаются в озере. Это не так-то просто, потому что накануне нашего приезда местные ловили рыбу с электрическими удочками. Рыба погибла вся. Большую выловили, а мелкая так и плавает на поверхности. Но наших это, похоже, не смущает. На все вопросы, как там водичка, они отвечают с восторгом: мол, хороша, да жаль рыбья братва путается под руками.
В перерыве между армянскими анекдотами у костра, игрой в бадминтон, фотографированием у воды и тостами за приход, отец-настоятель играет с нашей прихожанкой Алексанлрой в секретную игру «Могила Наполеона». Говорят, эта старинная игра помогает миссионерам составлять самые интересные проповеди. Правила мы вам здесь не напишем, потому как будет неинтересно. Но если вы когда-нибудь надумаете присоединиться к нашему приходу – сами все узнаете!
Уезжали мы из Каширы немного усталые, спекшиеся на солнце, но веселые и довольные, впрочем, какими и полагается быть прихожанам. Вы тоже, дорогие читатели, можете повторить в один из выходных дней наш маршрут – совместить веселый пикник с осмотром старинных храмов. Ехать от Москвы до Каширы всего примерно 2 часа на электричке, билет стоит 198 рублей. Хотя, казалось бы, зачем ехать куда-то на весь день, если пожарить шашлыки можно во многих парках столицы. Но смотреть города родного края – это так здорово, а Кашира, один из красивейших городов Подмосковья, наверняка вас не разочарует.
Фото Марии Тасаловой.
Tweet |
Вставить в блог
Пикник с благословением, или Как оживить Наполеона17 июня 2011
|
Поддержите нас!