rss
    Версия для печати

    Эфиопия. Затерянный мир христианской ойкумены

    Путешествие в Эфиопию с византологом и историком искусства Алексеем Михайловичем Лидовым, заместителем директора Института мировой культуры МГУ, руководителем Научного Центра восточнохристианской культуры, член-корреспондентом Российской Академии Художеств.

    - Алексей Михайлович, очень радостно быть вновь у Вас в гостях, в Центре Восточно-христианской культуры. В этом году Вы совершили потрясающее путешествие в Эфиопию, страну необычную, труднодоступную. Легче три раза съездить в Грецию, чем один раз в Эфиопию! Прежде всего, как Вы там оказались?

    - Поездка в Эфиопию – моя давняя мечта. Эфиопия – это последняя древнехристианская страна, которую я не видел, и давно хотел туда поехать. А тут группа моих добрых знакомых и несколько близких друзей решили, что надо ее увидеть. И собралась небольшая и очень симпатичная компания единомышленников. Значительную ее часть составляли профессиональные путешественники, очень образованные люди. Историком и искусствоведом был я один. И вот мы организовали маленькую экспедицию по ознакомлению с памятниками Эфиопии.

    Эфиопский пейзаж. Фото А.М. Лидова
     Эфиопский пейзаж. Фото А.М. Лидова

     

     Эфиопия: первые впечатления

    - Какими были Ваши первые впечатления от страны, ее природы, людей, их нравов?

    - Когда я ехал в Эфиопию, то почему-то ожидал увидеть Африку. Все-таки фактически центрально-африканская страна! И должен вам сказать, что не нашел ничего, что бы мне напомнило типовую картинку легендарной Африки, африканской жизни, африканского пейзажа. Страна оказалась особой во всех смыслах. Это страна высокогорная, в основном она расположена на высоте 2,5-3 тысячи метров над уровнем моря. Поэтому в ней нет африканской жары, и в течение всего года температура колеблется от 20 до 27 градусов. В начале января было около 20-ти градусов с холодными ночами. Это высокогорье, и мне немножко не хватало кислорода…

    Северная Эфиопия. Фото А.М. Лидова
     Северная Эфиопия. Фото А.М. Лидова

     

    Первое  впечатление: природа – совершенно не африканская (согласно нашим  стандартным представлениям о ней). Второе – люди. Эфиопы – не негры. Очень красивые люди, по типу мне напомнившие грузин. С тонкими чертами лица. Многие высокие, стройные. Очень красивые женщины – как статуэтки, с длинными шеями, ногами, очень прямыми спинами и, действительно, с поразительно изящными, абсолютно без африканской размытости, чертами  лица. При этом они невероятно смуглые, почти черные. Оказавшись в Эфиопии, я в полной мере осознал, что «наше все» – Александр Сергеевич Пушкин, конечно же, типичный эфиоп, только с более светлой кожей. Он, кстати, похож на последнего эфиопского императора Хайле Селассие. Но, впрочем, может, это и не такое случайное сходство. Как известно, Ганнибал, арап Петра Великого и прадед Пушкина, происходил из царского рода, и вероятно, они с Хайле Селассие – дальние родственники.

     Что еще поразило? Это чувство собственного достоинства, которое присутствует в людях, ясная реакция на мир и живой ум, в том числе у простых, малообразованных людей. Объяснение – не только в древности цивилизации, но и в том, что в Эфиопии поразительным для Африки образом никогда не было рабства. Только 5 лет итальянской оккупации – итальянское нашествие при Муссолини с 1935 по 1941 годы. В 1941 году эфиопские повстанцы выбили итальянцев вместе с англичанами, получили помощь от Британского экспедиционного корпуса, и итальянская оккупация на этом закончилась. Итальянцы военным образом захватили страну, но колонии не успели создать. И то, что эфиопы – исторически свободный народ, там очень чувствуется.

    Cтаруха-нищенка. Фото А.М. Лидова
     Cтаруха-нищенка. Фото А.М. Лидова

     

    Люди в массе своей живут бедно. Уровень жизни по африканским меркам считается хорошим, но по нашим меркам это даже тяжело себе представить. Средняя зарплата в городах составляет около 30$ в месяц, а в деревнях – около 10$.

      - Эфиопия – страна сельскохозяйственная?

    - Конечно. С промышленностью там большие проблемы. При известном людям старшего поколения коммунистическом диктаторе Менгисту Хайле Мариам Советский Союз самыми разными способами оказывал помощь братской стране, в которой происходили все те же коммунистические безобразия, что и у нас, и в Камбодже, и Китае, и в других местах. Это продолжалось до 1991 года. Индустриализация Эфиопии при помощи Советского Союза ничем не закончилась. Эфиопы восстали и свергли Менгисту Хайле Мариама, который убежал в Ливию к своему другу Муаммару Каддафи. Однако при невысоком уровне жизни, в Эфиопии все же есть ощущение стабильности и приспособленности к своему существованию. Хотя при этом время от времени и в деревнях встречаешь людей, особенно старшего поколения, явным образом недоедающих.

      - Школы в деревнях существуют?

    - Однажды я присутствовал на уроке в эфиопской церковной школе. Занятия проходили в  эфиопской хижине. Учитель со свитком. Кстати, там широко распространены пергаментные книги, которые изготавливают до сих пор. Их можно легко и недорого купить. Полное Евангелие с иллюстрациями на пергаменте стоит меньше, чем 100$. Так вот сидит учитель в традиционных одеждах, перед ним человек 15 детишек, которые разучивают псалмы, распевая их. Так они учатся грамоте, как учились грамоте в IV веке. У них есть обычные школы, куда не всех пускают родители, потому что надо трудиться на земле. В частности, когда мы поднимались в одну пещерную церковь, ко мне пристал паренек, естественно, желая заработать. С ним по дороге мы общались. Он прилично говорил по-английски и с гордостью заявил, что у него бедная крестьянская семья, в школу разрешили ходить только ему. У него еще двое братьев и сестра, но им отец не разрешил учиться, потому что надо работать в поле и по дому. А ему, как самому способному, сделано исключение, разрешено ходить в школу, поэтому он выучил английский язык. И надо сказать, для своего возраста довольно прилично. Он мечтает найти деньги или спонсора для того, чтобы учиться в Аддис-Абебе в университете и добиться лучшей жизни

    Урок в эфиопской школе. Фото А.М. Лидова
     Урок в эфиопской школе. Фото А.М. Лидова

     

    Вообще, идея образования у них очень сильна. Образованные люди все думают о том, как бы уехать в другую страну, чтобы зарабатывать большие деньги и жить более благополучно. Образованные люди понимают, что в Эфиопии жить не очень хорошо. Хотя, на мой вкус, там совсем не плохо. Просто, видимо, они никогда не были в других странах, и имеют некое идеальное представление о жизни в той же Америке и Европе. Впрочем, мы это тоже хорошо знаем по нашим соотечественникам. Ведь и мы тоже в каком-то смысле эфиопы.

     - Застройка Эфиопии напоминает Египет?

    - Не сказал бы. Эфиопские деревни вообще выглядят особенно. Это круглые хижины, в основном глинобитные, покрытые либо сухой травой, либо пальмовыми листьями. В них вместе живут, как в древние библейские времена, люди и скот. Ощущение какой-то романтичной первобытности! Люди пашут на волах, также как, очевидно, они это делали 2000 лет назад. Они сушат траву на деревьях. Присутствие современной техники совершенно не чувствуется. Это земля и страна в очень малой мере затронутая глобализмом и влиянием современной цивилизации, которая иногда нам нравится, но чаще вызывает отторжение. Глобализма в Эфиопии существенно меньше, чем в других местах мира. Возможно, потому что Эфиопия этот самый глобальный мир не интересует. В ней нет важных полезных ископаемых, нет нефти. Ее бросили на ее счастье. И поэтому там сохранилось что-то очень древнее в первозданном виде.

    Обработка земли. Фото А.М. Лидова
     Обработка земли. Фото А.М. Лидова
     Хижина. Фото А.М. Лидова
     Хижина. Фото А.М. Лидова

     

    Переходя к христианской теме: в Эфиопии сохранилось христианство в его самых древних формах.

     

    Эфиопия христианская

    - Эфиопия – единственная в Африке с древних времен христианская страна, где очень высокий процент (60%!), христиан. Из них 50% – монофизиты и 10% –протестанты. Вы чувствовали, что находились в христианской стране?

    - Конечно. Более того, я на протяжении поездки пытался углядеть следы исламского присутствия. В некоторых местах видел мечети с минаретами. Ведь мусульман там, как минимум, 40%, а некоторые считают, что больше. Но, конечно, эта страна, прежде всего, глубоко христианская. Все, с кем мы сталкивались, были христианами. Причем глубоко и проникновенно верующими независимо от их социального статуса. Нас встречала очень элегантная эфиопская дама, владелица преуспевающей турфирмы, прекрасно говорившая по-английски, ведущая бизнес с западными компаниями. Я приехал чуть раньше моих друзей, и она меня пригласила в ресторан, где к своему удивлению я выяснил, что она постится (это был конец Рождественского поста). Я ее спросил, многие ли среди ее знакомых (понимая, что это преуспевающая эфиопская элита) соблюдают пост? Она сказала, что, наверное, все. И дальше я регулярно встречал проявления такого глубинного христианства. Вот ситуация. Мы –в туристическом месте, комплекс Лалибела,  одновременно паломнический центр. Там прогуливаются молодые люди вполне светского вида, которые зарабатывают тем, что оказывают посреднические услуги туристам. В советское время их назвали бы фарцовщиками. И вот они меня  провожают в антикварную лавку. Проходим церковь. Не древнюю. Они все останавливаются, просят у меня прощения, подходят к забору этой церкви, прислоняются к нему, целуют этот забор и возвращаются. Мы продолжаем наш путь.

    Современный эфиопский храм. Фото А.М. Лидова
     Современный эфиопский храм. Фото А.М. Лидова

     

    Вот такие вот черточки. Христианство там абсолютно живое и повсеместно доброжелательное.

     - Каков был маршрут Вашего путешествия?

    -Маршрут мы составили по самым важным памятникам. Они находятся главным образом на севере страны. Начали мы с того, что прилетели на озеро Тана. Там огромные расстояния, приходилось летать.

     -Передвигаться по стране неопасно?

    - Страна спокойная. Другой вопрос, что туристическая инфраструктура находится в зачаточном состоянии. В каждом городе есть одна более-менее приличная гостиница, куда можно поселить европейцев, имеющих представление об элементарном комфорте, например, о том, чтобы вечером была вода. И желательно не только холодная. Для некоторых областей Эфиопии – это предмет роскоши. И, как я понимаю, в большинстве эфиопских отелей, впрочем, гораздо более дешевых, чем отели для иностранцев, тебе вечером или утром душ не гарантирован. Расценки – да: разница в 10 и 20 раз. Вся экономика для иностранцев устроена иначе. Мы это хорошо знаем по своему недавнему опыту такой двойной жизни.

    На границе с Эритреей. Фото А.М. Лидова
     На границе с Эритреей. Фото А.М. Лидова

     

    Нам пришлось побывать на границе с Эритреей, это отделившаяся часть Эфиопии, мусульманский район, около 5 миллионов человек (а во всей Эфиопии около 80 миллионов, огромная страна, вторая или третья в Африке после Нигерии и Египта!). И вот в этой пограничной с Эритреей зоне почти все мужчины носят автоматы. Ну, носят и носят, на гостей они их не наставляют. Вообще эфиопы в целом очень дружелюбны, приветливы и иностранцев воспринимают как дойных коров (что нам тоже знакомо). Они немедленно начинают попрошайничать. Это очень смешно. Иногда мы ехали на небольшом автобусе в горах. Вокруг ни души. Останавливаемся, чтобы немножко передохнуть, размять ноги. Вдруг неизвестно откуда появляется стайка детишек, которые хором кричат: «Give me pen! Give me pen!» Мы сначала не понимали, почему все они хотят ручки, а потом сообразили, что, видимо «pen» это самое простое слово, которое можно выучить, т.е. это такая метафора выражения «дай мне что-нибудь».

    Семья пастуха в горах. Фото А.М. Лидова
     Семья пастуха в горах. Фото А.М. Лидова

     

    Если ты остаешься один на один с эфиопским священнослужителем, только что тебе рассказывавшим о сакральном, разговор кончается тем же. Он говорит: «давай». Но, правда, на более-менее понятном английском языке. Они не усматривают тут никакого унижения для себя, а воспринимают это как нормальный способ общения с «белыми», которые, a priori, богаты и должны по-христиански поделиться хоть чем-нибудь.

      - Какое-то представление о «белых» из России у них есть?

    - Они слово «Россия» знают. Но реакции были в некоторых городах типа: «We know Russia – Warsaw, Warsaw». Т.е. для них Варшава и Россия это, очевидно, одна страна. И, видимо, Варшава – столица России. В общем, отношение к русским дружелюбное, но, как это часто бывает, их дружелюбие находится в прямой зависимости с полным незнанием.

     - Но христиане имеют представление о том, что Россия – православная страна?

    - Это нам в голову приходит, что эфиопы – монофизиты и, с нашей точки зрения, еретики, такие же, как армяне или копты. Эфиопы же этого совсем не понимают. У них сознания, что есть другие православные, будь-то греки или русские, нет. Когда с образованными людьми пытаешься завести разговор на эту тему, что у нас есть существенная разница в вере, они смотрят и не понимают: как? У нас одно общее христианство! Да, с католиками, мол, у нас были проблемы: был царь, который в XV веке пытался нас «окатоличить», но мы его отвергли, и в итоге пришлось всех перекрестить (нам даже показывали огромный бассейн, где тысячами перекрещивали крещеных в католичество!). Но уж с вами-то мы точно одной веры! Ну да, есть свои особенности: у нас и литургия другая, и язык другой, и вообще все другое. Ну и что? Главное, что мы – христиане, а не мусульмане, что у нас общая вера в Троицу, Христа, Богородицу.

     

    Эфиопское богослужение

    - Вам приходилось бывать на эфиопском богослужении?

    - В древней столице Аксум. Там три храма. Один маленький, недоступный, где хранится Ковчег Завета. Рядом с ним храм XVII века, с интересными росписями того же времени. И третий, новый огромный, храм, где мы присутствовали на рождественском богослужении.

    На рождественской службе. Фото А.М. Лидова
     На рождественской службе. Фото А.М. Лидова

     

    Мы отправились туда всей группой, в которой были и мужчины, и женщины. В принципе, в храм женщин не пускают по их правилам. Но европейских гостей, всех, и мужчин, и женщин, пропустили, и даже провели на лучшие места, оказывая нам всяческие знаки внимания, даже не спрашивая о том, христиане мы или нет.  Они были счастливы показать нам свой праздник, свое сокровенное и разделить его с нами. Надо сказать, что они и в нас, и в некоторых других немногочисленных туристах нашли очень благодарных зрителей и слушателей. Меня поразила эфиопская литургия, которая, судя по всему, невероятная древняя. Литургия написана на древнем сакральном языке геэз.

     Вообще, с языками в Эфиопии очень сложно, потому что их там – около 80. И примерно 30 разных племен. Есть доминирующие языки, как амхарский, государственный язык Эфиопии, но на нем говорят всего 25%.

     - На каком же языке эфиопы общаются между собой?

    - Образованные люди – по-английски. Ситуация похожа на Индию. На севере распространен третий по значимости язык – тигринья. С нами был шофер, у которого родной язык амхарский, он ничего не понимал на тигринья, а местные люди не говорили по-амхарски. Английского простые крестьяне тоже, разумеется, не знали, поэтому между нами было ноль общения.

     Возвращаясь к литургии…Понимаете когда ты попадаешь к коптам, то понимаешь, что попадаешь в древнюю практику IV-V веков, в нашем представлении довизантийскую. А когда ты попадаешь к эфиопам, то видишь христианство, не отделенное от иудаизма, иудейских богослужебных обрядов. Вспоминаются библейские образы, Давид, скакавший перед ковчегом...

    Литургические колокольчики. Фото А.М. Лидова
     Литургические колокольчики. Фото А.М. Лидова

     

    -Эфиопы тоже танцуют на богослужении?

    - Да. И священнослужители, и присутствующие. Литургия происходит как некий сакральный танец, разумеется, не гопак, а танец ритуальный…

      - А какой танец это напоминает – хоровод?

    - Нет, не хоровод. Если обратиться к очень далеким сравнениям, то менуэт. Танец сопровождается музыкой. Два основных музыкальных инструмента – колокольчики и барабаны. Люди двигаются в танцевальных движениях и звонят в колокольчики, которые держат в руках, похожие на маленькие счеты, с металлическими звенящими пластиночками. Важную роль в эфиопском богослужении играет и барабан, символический образ Тела Христова. Два камня внутри него символизируют божественную и человеческую природу Христа. Лента, которой он перевязан, есть образ погребальных пелен Христа. Мне вспоминались древние литургические толкования Софрония Иерусалимского и Германа Константинопольского. Возникало ощущение богослужения времен царя Давида. В религиозном смысле мне разделить его было трудно, но происходившее захватывало.

      - Танец продолжается в течение всего богослужения?

    - Рождественская служба длилась 5 или 6 часов. Люди пребывали в движении почти постоянно. Во время пауз, вероятно, священник произносил проповедь, к сожалению, из-за незнания языка мне не доступную. Хора как такового не было. Иногда они что–то пропевали, но значимой хоровой музыки, как в России, мы не слышали. Не выделялось из общей массы высшее священство. Очевидно, что присутствовало несколько епископов (это как ни как кафедральный собор Аксума!), однако, все священнослужители были одеты примерно одинаково. От простого верующего священника отличал белый тюрбан на голове. И все.

    Мальчик с литургическим барабаном. Фото А.М. Лидова
     Мальчик с литургическим барабаном. Фото А.М. Лидова

     

    - Мне вспоминаются белые одежды эфиопов на Гробе Господнем в Иерусалиме и на Свято-Сергиевскогом подворье в Париже...

    - Праздничные одежды у эфиопов – всегда белые. И у священников, и у простых прихожан. Это очень выразительно – танцующая толпа людей в белом, общий ритм сотен колокольчиков, звучание десятков барабанов. Причем, когда присутствуешь на разных литургиях, армянской, коптской… замечаешь, что все они составлены по одной матрице, даже католическая, при всей ее внешней непохожести, а тут видишь иную, довизантийскую, матрицу, которая была переработана, отчасти сознательно забыта, но в Эфиопии осталась.

     

    Эфиопская Церковь и Ковчег Завета

    -Вы еще ни разу не упомянули о том, когда и как возникла Эфиопская Церковь!

    - Эфиопская Церковь появилась в начале IV века. С древнейших времен Эфиопия понимала себя как Новый Израиль. И эфиопские цари считали себя потомками Соломона. Ни больше, ни меньше. В Эфиопии до сих пор невероятно популярно предание о происхождении эфиопской цивилизации от царя Соломона, который коварно и хитроумно, как ему и подобало, соблазнил царицу Савскую. В результате их союза родился царевич Менелик.

    Лубок с царем Соломоном и царицей Савской. Фото А.М. Лидова
     Лубок с царем Соломоном и царицей Савской. Фото А.М. Лидова

     

    В 20 лет он был послан к своему отцу. Тот его принял, признал и предлагал, как говорит эфиопское сказание, остаться в Иерусалиме и наследовать Соломоново царство. Но Менелик был патриотом своей страны. Тогда царь Соломон отдал ему лучших сынов Израиля, чтобы они вместе возвратились в Эфиопию и утвердили там Новый Израиль. Эти молодые люди не хотели уходить без главной святыни и украли Ковчег Завета из храма Соломона со всем его содержимым. А вы помните, что там находились и скрижали Завета, и сосуд с манной, и жезл Аарона. Ковчег Завета, со всем его содержимым, принесли в Эфиопию, а в Израиле Соломон оставил его копию. Эфиопы утверждают, что украденный Ковчег хранится до сих пор в Аксуме, но его никто не имеет права видеть (и раньше не имел). Он стоит в специально отстроенной церкви, всегда закрытой. К ней можно подойти и помолиться у ее стен.

    Аксум. Храм Ковчега Завета. Фото А.М. Лидова
     Аксум. Храм Ковчега Завета. Фото А.М. Лидова

     

    Вообще тема Ковчега Завета и преемственности Эфиопии от Израиля в стране невероятно популярна. Важнейший элемент литургического убранства всякой эфиопской церкви – это реплика, маленькая копия Ковчега Завета, которая стоит на алтаре как знак связи и символического единства между храмом Соломона и каждым храмом Эфиопии. Один такой предмет, он называется табот, старенький, где-то 100-летней давности, из деревенской церкви, я приобрел и привез в Москву. Сам предмет уникален, потому что его аналога нет ни в одной христианской традиции. Это маленький эфиопский ковчег в виде резного деревянного ларца с крестом на вершине. С четырех сторон подобно иконостасу он раскрывается иконами Христа, Богоматери, святых, евангельских событий.

     - На всех таботах набор сюжетов один?

    - Он варьируется, но основные сюжеты повторяются. И ношение этого табота, или Ковчега Завета, в определенные моменты службы является важной частью литургического обряда эфиопских литий. Это освящает пространство. Вообще с идеей нового Израиля в Эфиопии связано очень многое. В частности то, что в Эфиопской Церкви никогда не было в отличие от, скажем, Греческой или Русской Церквей, такого отрицания и обличения иудаизма. Эфиопы не видели конфликта между иудейской и христианской традициями. Они считали, что это нормальная смена вещей: был ветхозаветный храм, потом возник храм новый, появилось христианство.

    Орнамент со звездой Давида. Фото А.М. Лидова
     Орнамент со звездой Давида. Фото А.М. Лидова

     

    Как некое внешнее выражение этой нерасторжимой связи почти в каждой церкви встречается изображение шестиконечной звезды Давида, с крестом в центре. Это главный символ эфиопского христианства.

     

    Эфиопские памятники

    - Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых памятниках, которые вы видели в Эфиопии. По своему качеству, с чем они сопоставимы?

    - Среди этих памятников есть великие. Если не из первой десятки, то из первой двадцатки мирового культурного наследия. Я в первую очередь имею в виду Лалибела, эфиопский Новый Иерусалим. Это древнейший в мире Новый Иерусалим, выстроенный как некий комплекс в конце XII – начале XIII веков, когда эфиопский царь Лалибела, который узнал о том, что Салах ад-Дин отвоевал у крестоносцев Иерусалим, и Иерусалим для христиан потерян, решил создать Новый Иерусалим у себя в Эфиопии. Он нашел место, скалистую гору и решил вырезать в ней Иерусалим. В итоге получился комплекс из 16 храмов, вырезанных сверху вниз. Мастера приходили на вершину скалы и начинали рыть вниз, вырезали причудливые храмы, с интерьером, с большим внутренним пространством внутри одной огромной скалы. Это абсолютно уникальный проект, который в христианской традиции должно поместить в десятку важнейших памятников мира. Лалибела – самый известный памятник в Эфиопии. Он придуман как проект Святой земли. Там есть место Голгофы, есть Елеонская гора, есть Иордан, есть место крещения, т.е. все задумано как ландшафтная пространственная икона.

    Лалибела. Фото А.М. Лидова
     Лалибела. Фото А.М. Лидова
     Лалибела. Иордан, место Крещения. Фото А.М. Лидова
     Лалибела. Иордан, место Крещения. Фото А.М. Лидова
     Лалибела. Бет Георгис. Фото А.М. Лидова
     Лалибела. Бет Георгис. Фото А.М. Лидова
     Лалибела. Крыша Бет Георгиса. Фото А.М. Лидова
     Лалибела. Крыша Бет Георгиса. Фото А.М. Лидова

     

    В некоторых храмах осталось немного древних росписей. Хотя росписи в эфиопском храме не играли такой роли, какую они играли в византийском или древнерусском храме. Но, тем не менее, это сюжетные композиции на евангельские темы, обычно идущие фризом под потолком. Вообще само искусство иконописи и традиция иконопочитания в Эфиопии ясно сформировались лишь в XV веке.

     - А до XV века изображений не было?

    - Изображения были. Изображения, о которых я говорю, это конец XII века. Есть и более ранние фрески. Но не было традиции иконопочитания, как в Византии. В монофизитских Церквах сложно с иконопочитанием. Там нет агрессивного отрицания иконы, но и ярко выраженного иконопочитания тоже не существует. По всей видимости, его не было и в  древней Церкви. Нам известно об ожесточенных спорах, которые велись тогда. Евсевий Кесарийский категорически выступал против святых изображений.  Известно его письмо  к дочери Константина Великого Констанции, где он ей объясняет, что почитать изображения нехорошо.

     - Между тем в Византии уже в VI-VII веке изображения были распространены повсеместно!

    - Да, но считается, что это было одной из причин иконоборчества. А в монофизитской традиции, также, как и в римской, иконоборчества не было. В XV веке один из императоров династии Соломонидов познакомился с итальянской культурой и проникся западным христианством. Именно он ввел декретами иконопочитание в Эфиопии. И с того времени и иконопочитание, и иконописание там приобрело формы, которых нет нигде в христианском мире. Сейчас в Эфиопии иконы создаются в огромном количестве. Они выполнены в одной технике, немного примитивной, экспрессивно-фольклорной, но невероятно живой и трогательной.  Они во всем похожи на иконы XV века. Ничего не изменилось ни в стиле, ни в технологии. И только специалисты по эфиопской живописи, к которым я не отношусь, смогут отличить икону XV века от иконы XX века.

    Рукопись 14 века. Фото А.М. Лидова
     Рукопись 14 века. Фото А.М. Лидова
     Складень 15 века. Фото А.М. Лидова
     Складень 15 века. Фото А.М. Лидова
     Вход в алтарь с фресками 17 века, Аксум. Фото А.М. Лидова
     Вход в алтарь с фресками 17 века, Аксум. Фото А.М. Лидова
     Церковная лавка под открытым небом. Фото А.М. Лидова
     Церковная лавка под открытым небом. Фото А.М. Лидова

     


     Эфиопский храм

    - Как устроен эфиопский храм?

    - Эфиопские храмы – разные по устройству. Есть базиликальные храмы, есть круглые, есть крестовидные. В Лалибела 16 церквей, они все разные. Никакого стандарта церковного строительства там нет. Но главная идея заключается в том, что алтарь абсолютно закрыт. В него может зайти только священнослужитель в момент богослужения. Алтарь закрыт стенкой, а входы – плотной завесой. И то, что происходит внутри святого святых, никто не видит. Это очень интересное устройство сакрального пространства: алтарная часть не взаимодействует с пространством храма. В Византии  алтарное пространство было сначала открыто и абсолютно видимо, и только потом закрылось, где-то в IX веке начался процесс, который привел в конце XIV века к появлению высокого русского иконостаса. Здесь мы видим модель ветхозаветной Святая святых, которая недоступна  для непосвященных.

    Фреска в одном из храмов на озере Тана. 18 век. Фото А.М. Лидова
     Фреска в одном из храмов на озере Тана. 18 век. Фото А.М. Лидова

     

    В районе озера Тана, с которого мы начали наше путешествие (оно известно тем, что из него вытекает Голубой Нил), храмы сделаны в виде круглых построек. Они напоминают эфиопские хижины, состоящие из трех концентрических кругов, как бы вложенных друг в друга. Центральный круг – это Святая святых, потом есть еще один уровень, вокруг алтаря круговой обход – это основной храм и еще один внешний круг – это, с нашей точки зрения, притвор. Все расписано и имеет определенное назначение в процессе богослужения. Очень важная традиция всех эфиопских храмов, тоже восходящая к ветхозаветным прообразам, это то, что можно войти, только сняв обувь, как некогда Моисей перед Неопалимой Купиной снимал сандалии. Храмовое убранство – бедное. Единственный дорогой предмет в храме, который тебе иногда показывают, это серебряные процессионные кресты. Их в Эфиопии до сих пор производят в огромном количестве. Это один из основных видов христианского традиционного искусства.

     

     - Эти храмы на озере Тана расписаны?

    - В храмах, которые стоят на озере Тана, все стены расписаны снизу доверху очень яркими картинами, как лубки. Это эфиопские жития святых. Один из самых популярных персонажей, святой, который изображается стоящим на одной ноге и с крыльями. Имя его вам ни о чем не скажет, но история – поразительная. Он придумал себе такой вид аскезы –стоять и молиться на одной ноге. Видимо, столпа поблизости не нашлось. И он много лет стоял на одной ноге и молился. В результате вторая нога отсохла, но Господь, видя его невероятное благочестие, вознаградил его крыльями. И поэтому он изображается на одной ноге с крыльями. Вот такой чудный сюжет.

    Святой с сухой ногой. Фото А.М. Лидова
     Святой с сухой ногой. Фото А.М. Лидова

     

    Большинство сюжетов, так или иначе, узнаются, например, икона святого Георгия, который поражает дракона. Для нас, москвичей, грузин, шотландцев и эфиопов – это общий покровитель. В Эфиопии очень распространено изображение Святой Троицы, причем не в виде трех ангелов, а реально три изображения одинаковых старцев, восседающих на престоле. При этом все изображения – яркие, кричащие, декоративные, переливающиеся, шокирующие, с перехлестом. Все очень живое, простое, без византийского интеллектуализма и аристократической утонченности, все – одна эмоция.  И так до сих пор осталось в их искусстве. Выходишь из храма, тут же лавка, на которой лежат абсолютно в таком же стиле написанные десятки, сотни икон от 5 см до метра размером. Многие эфиопы носят иконы на себе. Популярны и большие кресты,  демонстрация своей приверженности к христианству.

    Священник с крестом 12 века. Фото А.М. Лидова
     Священник с крестом 12 века. Фото А.М. Лидова

     


     Резюме эфиопского мира

    - Алексей Михайлович! Вы путешествовали по всем странам бывшей Византии. Сформулируйте, пожалуйста, резюме эфиопского мира, эфиопского искусства на фоне этой общей картины Византии!

    - Если резюме, т.е. что-то очень короткое – ни на что не похоже! Абсолютно особый, уникальный, глубоко христианский и глубоко потерянный для нашей цивилизации мир. Он живет в автономном режиме, и очень важен для понимания основ и истоков, но замкнут в себе. Это уникальная резервация. И, слава Богу, что в Эфиопии не оказалось каких-то ископаемых и чего-то такого, что привлекло бы алчных хозяев извне.

     Там нет ощущения несчастья, но напротив подлинности и естественности бытия на фоне полной нищеты. С этим, впрочем, и в Индии сталкиваешься и поражаешься: видишь полную нищету и при этом абсолютно полноценных людей, удовлетворенных своей жизнью. Они живут в Боге, честно трудятся за сущие гроши, благодарят за эту жизнь Господа и совершенно счастливы. Это некий опыт, над которым стоит поразмыслить как о системе ценностей. Конечно, невероятно интересный пласт мировой культуры связан с Эфиопией: ни на что не похожий, сложный, глубокий. Эфиопия – очень красивая страна. Это горы, зеленые долины между гор (повторяю, это не выжженная Африка). Это  привлекательные, дружелюбные, умные, достойные люди, живущие подлинными ценностями. И это дорогого стоит.

    Византолог и историк искусства А.М. Лидов. Эфиопия. 2011 год
     Византолог и историк искусства А.М. Лидов. Эфиопия. 2011 год

     

     

    Биография и научная библиография А.М.Лидова.

    Другие интервью А.М.Лидова на «ТД»:


    Под знаком креста и свободы. Часть 2

    Побеждая рознь. О полемике вокруг «Троицы» Андрея Рублева

     


    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    галина майерталь, берлин14.07.2011 23:08 #
    Спасибо за столь мощной силы поток светлой информации!
    свящ. Феодор Людоговский, Москва9.06.2011 0:30 #
    Потрясающе! Саша, спасибо тебе за этот материал! И Алексею Михайловичу, конечно, огромное спасибо!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru