Tweet |
Михаил Иванович Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии в дворянской семье. Детство Глинки прошло в имении отца и не было чем–либо примечательным. До десятилетнего возраста он не проявлял влечения к музыке, разве что страстно любил колокольный звон. В 1817 г. семья Глинки переехала в Петербург с тем, чтобы дать сыну более солидное образование. С этой целью мальчика поместили в Пансион при Педагогическом институте. Во время пребывания в Пансионе Глинка начал заниматься музыкой, но эти занятия не были систематическими.
Глинка был очень болезненным юношей, и по настоянию отца, окончив Пансион, отправился для лечения на Кавказ. Только в 1824 г. он поступил на службу в канцелярию Совета путей сообщения помощником секретаря. Служба оставляла ему много свободного времени, которое он посвящал светским развлечениям и занятиям музыкой. В это время (1824-30 гг.) Глинка становится известным в кругах меломанов как блестящий импровизатор на фортепиано и автор удачных романсов.
В 1830 г. по настоянию врачей М.И. Глинка отправился на три года в Италию, где он мечтал не только поправить свое здоровье, но и приобщиться к итальянскому искусству и, главное, окунуться в музыкальную среду. В эти годы его восхищала и привлекала итальянская музыка. В Италии Глинка серьезно занимался теорией музыки и композицией, а также много сочинял, подражая в своем творчестве итальянским композиторам. Его произведения имели успех в итальянском обществе.
В 1833 г. в душе Глинки произошел переворот – он стал мечтать о возвращении в Россию и грезил русскими мелодиями. В 1834 г. Глинка возвратился в Россию, поглощенный идеей написать русскую оперу.
В 1834-35 гг. Глинка с увлечением работал над созданием оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), которая была впервые поставлена в Мариинском театре 27 ноября 1836 г. Опера имела безусловный успех. Журнал «Московский наблюдатель», в декабре 1836 г. писал: «Никогда еще у нас сценическое произведение не возбуждало такого живого, полного энтузиазма, как “Жизнь за царя”… Глинка вполне заслужил это внимание: создать народную оперу – это такой подвиг, который запечатлеет навсегда его имя в летописях отечественного искусства. У нас давно уже явилась потребность национальности в музыке… Глинка глубоко вникнул в характер нашей народной музыки, подметил все ее особенности, изучил, усвоил ее и потом дал полную свободу собственной фантазии, которая приняла образы чисто русские, родные… Мы до сего времени никогда не слыхали русской музыки в возвышенном роде – ее создал Глинка… Кажется теперь наступает пора, когда Россия должна представить Европе плоды своей духовной жизни… Европа удивится этой новой, неслыханной ею мелодии. Если не поймет ее тотчас, сумеет оценить впоследствии…».
Император Николай I благодарил автора, преподнес в подарок ценный перстень и назначил его руководителем Придворной певческой капеллы.
В период 1837-43 гг. Глинка работает над оперой «Руслан и Людмила». Домашние неурядицы и служебные командировки по отбору молодых солистов для Придворной капеллы мешали сосредоточенному творчеству. Наряду с работой над оперой Глинка в эти годы создает ряд выдающихся романсов, инструментальных и оркестровых произведений.
27 ноября 1842 г., ровно через шесть лет после потрясающего успеха «Ивана Сусанина», состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». Опера была холодно принята публикой. Неуспех оперы «Руслан и Людмила» был связан с там, что русское общество было в целом не готово воспринять ее новаторский стиль и оценить ее значение для последующего развития русской классической музыки. Роль и значение «Руслана и Людмилы» были оценены и восприняты новым молодым поколением русских композиторов, которые развили идеи Глинки и создали целое направление в русском музыкальном искусстве – сказочно-фантастические оперы.
М.И. Глинка глубоко переживал неудачу своего детища. «Руслан и Людмила» стала кульминационным пунктом его творческой деятельности, после нее он не создал каких-либо крупных произведений.
Последний период жизни М.И. Глинки не был богат внешними событиями. В эти годы он много путешествовал за границей, где его музыка приобретала все больше поклонников. Самым существенным произведением этого времени стала знаменитая «Камаринская», написанная в 1848 г.
В апреле 1856 г. Глинка отправился в свое последнее путешествие и остановился в Берлине. Здесь 15 февраля 1857 г. М.И. Глинка скончался. Прах его был перевезен в Россию и захоронен в Некрополе Александро-Невской лавры Петербурга.
«Историческое место Глинки как основоположника русской классической музыкальной школы во многом аналогично положению Пушкина в своей области. Подобно тому как все жизненные, имеющие значение для будущего роды русской поэзии и литературы представлены в творчестве Пушкина и от него берут свое начало, все основные роды русской музыки в их классическом облике, т.е. опера, симфонизм и камерные жанры, ведут свой путь от Глинки… Подобно тому как в поэзии Пушкина сложился и откристаллизовался русский литературный язык… в искусстве Глинки сложился музыкальный язык русской классической школы, основы которого были заложены в творчестве композиторов XVIII столетия и в сокровищнице русской народной музыкальной культуры» (искусствоведы Т. Ливанова и Вл. Протопопов, 1955 г.).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!