rss
    Версия для печати

    Миссия – это ежедневная кропотливая работа

    Протоиерей Олег Кузьминов на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров делал доклад о критериях эффективности миссионерской работе. После секции председатель миссионерского отдела Тульской епархии на вопросы корреспондента «ТД»

     

     
     Протоиерей Олег Кузьминов

    - Отец Олег, чем, по Вашему мнению, миссионерский приход отличается от обычного?

    -Миссионерский приход это, наверное, некий идеальный приход, который и на внутренне-приходском уровне организует церковную жизнь таковой, какой она должна быть: оглашение, община, внебогослужебная деятельность. И  христианизирует пространство вокруг себя. В идеале к а ж д ы й  приход должен стать миссионерским. Такую задачу поставил перед Церковью Патриарх на прошедшем Миссионерском съезде епархиальных миссионеров. Ну а пока миссионерский приход - это некий епархиальный образец для подражания, который одновременно имеет весь набор качеств, присущих подлинному приходу, и является некой «лабораторией», в которой опробуются все нововведения в приходской жизни епархии.

    Наш миссионерский Свято-Вознесенский приход Тулы - особый. Он не просто миссионерский: в нем  располагается миссионерский отдел всей Тульской епархии. Таким образом, он и самодостаточный городской миссионерский приход сам по себе, и приход, отвечающий за миссионерскую работу в своем благочинии (наше благочиние - это тульский церковный округ, то есть весь город Тула) и поэтому в нашем приходе нами открыт общегородской миссионерский православный Центр. И, наконец, приход  - научно- методический центр для института помощников благочинных епархии по миссионерскому служению.  Это часть той  самой миссионерской структуры, о которой говорили на прошедшем съезде. Она  у нас уже существует. Правда, совет уездных миссионеров под патронажем епархиального миссионерского отдела у нас называется иначе - Рабочее совещание.

    - Давайте начнем с последней функции вашего прихода. Кто является помощниками благочинных по миссионерскому служению в вашей епархии?

    - В 70% случаев это духовенство, в 30% - миряне. С очередностью примерно раз в квартал мы собираем их у нас на рабочие совещания, обсуждаем проблемы реализации миссии в  епархии, даем миссионерские поручения и проверяем выполненную  работу.

     
     Общение с прессой

    -И какие поручения вы давали уездным миссионерам?

    - Самые разные. Первые касались просто мониторинга религиозной ситуации в приходах благочиний. Мы просили выяснить и составить письменные отчеты, как о позитивной миссии, которая ведется (или не ведется) в приходах, так и о наличии в населенных пунктах благочиний тоталитарных сект и культов. Следующее поручение было связано с

    организацией еженедельных миссионерских мероприятий в благочиниях, с поиском мест для создания в благочиниях православных культурных центров вне церковной ограды. Это сложные поручения, они реализуются по сей день.

    Одно из поручений, связанное с еженедельным храмовым дежурством священника в главной церкви каждого благочиния, неожиданно было поддержано на уровне епархиального собрания духовенства. Собрание не только поддержало нашу инициативу,  но  приняло более радикальное решение - ввести храмовые миссионерские дежурства священников во всех крупных городских и сельских храмах епархии.

    Одно из последних поручений было связано с мониторингом введения обязательного оглашения перед крещением. Решение о нем было принято у нас в епархии совсем недавно. Уездные миссионеры должны выяснить, в каких формах это оглашение проходит, сформулировать свои предложения по улучшению этой работы в приходах, и, естественно помочь тем приходским священникам, которые уже приступили к системному оглашению крещаемых. Впереди много работы, очень сложной. В том числе такой, как введение практики миссионерских литургий в Туле и благочиниях епархии. Естественно, при наличии благословения Священноначалия.

    - И как Вы проверяете?

    - Конечно, во многом верим коллегам на слово, но ввели и письменную отчетность. Она дисциплинирует и уездных миссионеров, и нам помогает. Особенно это касается организации еженедельных миссионерских мероприятий в благочиниях. Как правило, это лекции или беседы. Знаете, в советское время было общество «Знание», у лекторов общества были путевки, которые им давались, когда они куда-то ехали. После выступления путевки заполнялись, ставились печать, подпись, писали, какое мероприятие по какой теме было проведено и даже прилагали отзывы принимающей стороны. Мы, конечно, не требуем печатей, но данные о том, кто, где, когда, какое мероприятие провел, сколько людей в нем участвовало, нам коллеги предоставляют.

     
     Молебен

    Кроме того, у нас есть маленькая «хитрость». Мы по приглашению коллег выезжаем в благочиния с образцово-показательными миссионерскими мероприятиями (проводим своеобразные «мастер-классы») и своими глазами видим, какая работа на местах ведется. 

    - Какие существуют критерии оценки эффективности работы миссионеров? Как Вы сами оцениваете эффективность работы миссионеров в Вашей епархии?

    - На Миссионерском съезде мой доклад как раз был посвящен теме «Критерии оценки миссии». Я думаю, что критериями оценки успешности миссии не может быть количество крещаемых, наличие общины, или  изменение социальной ситуации вокруг приходов.

    В XIX веке, например, миссионер был практически колонистом. Осваивались новые земли, шло экстенсивное  развитие канонической территории - и численность прихожан увеличивалась, к примеру,  за счет принявших крещение местных жителей. Так и оценивали успешность миссии. Но сегодня рост числа крещеных не может быть таким показателем успешности миссионерской работы, потому что процентов 90 из становятся православными лишь номинально.

    Некоторые коллеги говорят, что критерием оценки должно быть наличие приходской общины. Но община должна быть нормой жизни прихода, это не критерий оценки именно миссионерской деятельности. И потом, без решения вопроса о членстве в Церкви как обязательном вхождении крещеного в общину, мы по-прежнему остаемся в парадигме отношений прихожанина и церкви, как потребителя и исполнителя «ритуальных услуг».   В такой ситуации  в крупных городах сегодня приходских общин - единицы, и часто они возникают только вокруг харизматического лидера, священника. Мы знаем и положительные примеры таких общин, и отрицательные.

    Есть мнение, что таким критерием может быть влияние прихода на окружающий мир, например, если в течение года в районе вокруг храма снизилось количество уголовных преступлений. Но это тоже неверно, ведь на человека оказывают влияние множество институтов, помимо Церкви: власть, телевидение и в первую очередь - семья.

    Поэтому  в нашем миссионерском отделе критерии эффективности работы связаны с главной миссионерской задачи Церкви - воцерковлением огромного количества «номинально-православных» Точнее,  в создании всех возможных для этого условий.

    - Каких?


     Концерт в миссионерском центре, Номосковск

    - Для себя мы определили необходимый минимум.

    Во-первых, есть очень большая  масса людей, которые панически боятся переступить порог храма, зайти за ограду церкви. И если мы будем звать их в храм или в приходской дом на чаепития, кинопоказы, они не придут.  Важно создать «миссионерскую переправу» на нейтральной территории.

    Например, православный культурный центр на базе библиотеки, учебного заведения клуба, музея. В городе Новомосковске такой центр устроили в местной библиотеке.   Главное условие - свободный вход. Содержание работы может быть очень разное в зависимости от аудитории и возможностей помещения - просмотр и обсуждение фильмов, лекции, вечера вопросов и ответов. Суть в том, чтобы Церковь сама  шла к человеку.

     Второе условие воцерковления  - работа с людьми, которые заходят в храм, например, просто поставить свечу. Часто это бывает в трагические минуты жизни. Здесь важно, чтобы у человека была возможность пообщаться со священником хотя бы раз в неделю о чем угодно и столько, сколько нужно. Для этого необходимо, чтобы священник один день не был занят ничем, кроме этого общения - ни богослужением, ни требами. Может быть, в сельских храмах это неактуально: там батюшка и так живет рядом, к нему можно по-соседски в гости зайти. Но в городе этого не хватает. В нашей епархии уже принято решении о введении еженедельных миссионерских дежурств священников  во всех городских и крупных районных храмах...

    Третье - подготовка к Таинству Крещения. Минимальное оглашение, которое должен проходить крещаемый или восприемник  в любом приходе. Эта работа началась в нашей епархии в нынешнем году. Возглавляет ее отдел по религиозному образованию и катехизации, но и работа миссионеров в этом направлении очень важна.


     Выставка "Туринская плащаница"

    Еще один момент - до сих пор многие «номинально-православные»  жалуются на непонимание языка богослужения. Эта проблема есть. Даже постоянные наши прихожане, бабушки, которые ходят в храм десятилетиями, часто не понимают службу.  Конечно, не на уровне возгласов, а на уровне  смысла чинопоследования. Поэтому еще одно важное условие для воцерковления, которое мы в епархии для себя определили - внедрение практики миссионерских литургий (литургий с комментариями). Проведение таких литургий в каждом благочинии - это задача на будущее, но сам наш отдел уже проводил подобные литургии с комментариями на базе нашего миссионерского прихода.

    - Как это было?

    -  Прежде всего, мы организовывали миссионерскую литургию  не в воскресный и не в праздничный день, когда многие приходят помолиться, а в будний.   Мы  заранее приглашали на такую литургию студентов, представителей молодежных организаций. Вели предварительную работу: в течение пары недель пили с ними чай и рассказывали, что они увидят на литургии и почему .  В чем смысл чинопоследования литургии. Ее сакральный смысл.  После такого «ликбеза» ребята  приходили непосредственно на службу. 

    На самой литургии делались комментарии. Их было  шесть: перед началом проскомидии, после часов, после чтения Священного Писания, перед Великим Входом, перед евхаристическим каноном и после окончания службы. Комментарии давал миссионер-катехизатор с  богословским образованием. Практика показывает, что проведение подобных миссионерских литургий полезно даже для постоянных прихожан. Многие бабушки, которые побывали на такой литургии, были нам очень благодарны. Но подготовка такой службы требует много внутренней энергии и сил.


     Встреча с А. В. Беляковым

    - Как устроен Ваш Миссионерский центр?

    - Он находится  территориально в приходе (это двухэтажный приходской дом).

    На первом этаже большая церковная лавка, на втором -  не меньший по площади кинолекционный зал, кабинеты миссионерского отдела. В Центре работает городская общедоступная православная библиотека, еженедельный православный кинозал, еженедельная  же бесплатная правовая консультация, детский образовательный клуб, Центр помощи жертвам тоталитарных сект и культов, православная видеостудия.

    Сейчас проходит набор  на курсы молодых православных родителей, в клуб любителей театра и кино, спортивную секцию самообороны, кружок любителей бисероплетения.

    Задача - наполнить творческой и образовательной деятельностью Центр таким образом, чтобы работа велась в нем ежедневно.

    - Создается впечатление, что вы сконцентрировались на ежедневной системной работе? А бывали ли в Туле крупные миссионерские акции?

    - Конечно. Можно просто перечислить самые памятные для нас и туляков миссионерские акции, которые мы провели в последние годы.

    Выставка «Туринская Плащаница» - набор огромных фотографий и стендов посвященных


     Антон Панченко

    самому знаменитому религиозному артефакту прошлого и нынешнего веков - Туринской Плащанице, которую многие считают реальных погребальным покровом Христа. Эта выставка проводилась совместно с Центром Туринской Плащаницы и его директором А.В.Беляковым

    Выставка этого года - «Стояние Зои в городе тов.Куйбышева». Она была посвящена  сохранению веры нашими родителями и их родителями в годы хрущевских гонений

    1958-1964г.г. И событию, связанному с ним - так называемому «стоянию Зои» в Куйбышеве, которое, как говорит народная легенда, случилось зимой 1956г. Наверное, все православные читатели вашего издания знают о нем, не буду говорить подробно. Кстати, наш отдел был официальным консультантом съемочной группы игрового фильма «Чудо», в основе которого была именно эта благочестивая народная легенда. Фильм снимался в нашей епархии.

    Ежегодно стараемся проводить миссионерские мероприятия для молодежи. Всем запомнился большой рождественский концерт исполнителей рок-музыки «Колядки» в Миссионерском Центре. Кстати, один из наших помощников Антон Панченко, автор песен в стиле рэп, был делегирован отделом на православные фестивали авторов-исполнителей. Вначале стал дипломантом такого фестиваля в Воронеже, а в этом году - в Витебске.

    Так что  миссионерские акции мы проводить умеем и любим, но сегодня все-таки важнее ежедневная кропотлива работа. Работа системная.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    marija, вентспилс латвия16.02.2011 15:41 #
    Душа давно просит праздника. Всякие сборища ходят пропагандируют христианство, а мы молчали. Спаси вас Господи, надо подключать в живую жизнь, а то как ходящие трупы бродят по углам. Разъясняйте какой Свет несёт наш Бог. С Ним интересней жить. Только не опростоволосьтесь, малейшая оплошность и раздувание скандала. Храни вас Господи с добрым начинанием. Бог вам в помощь.
    р.б.Сергий, тула12.12.2010 18:24 #
    К сожалению,после выступления на Всецерковном съезде с блесятящим докладом,предложившим всей Церкви новую концепицию миссионерской работы работы и критерии ее эффектитвности и этого интервью решение тульского архиерея о.Олег был снят с должности руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии. По слухам,вслед за ним церковь готова покинуть вся его команда....
    игумен Арсений, Лиссабон26.11.2010 13:22 #
    Замечательное интервью! За туляков можно порадоваться: Тульская епархия одна из очень немногих, где решение об обязательной предкрещальной катехизации принято на епархиальном уровне.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru