rss
    Версия для печати

    Афины и Иерусалим в Московском университете

    1 декабря 1994 года в 1-м Гуманитарном корпусе МГУ прошли уже ставшие традиционными «Сергиевские чтения», задуманные как просветительские конференции. Начало им было положено пять лет тому назад — по предложению Н. В. Масленниковой. Цель Чтений — освещать самые разнообразные проблемы русской культуры — богословские, исторические, литературоведческие, искусствоведческие, философские… Важно, что Университетские чтения стали местом встречи науки светской и церковной, долгое время разведенных в разные стороны.

    С самого начала Сергиевские чтения пользуются вниманием и поддержкой ректората МГУ. Открывая Юбилейную Сергиевскую конференцию в октябре 1992 года, ректор Московского университета, академик В. Садовничий сказал: «… Жизнь предлагает нам множество проблем, и преодолеть их нужно достойно». «Не хлебом единым жив человек», — нравственное, духовное строительство личности обретает особую важность в наше время… Трудные времена переживала Россия не однажды за свою многовековую историю. И всякий раз именно духовный потенциал нашего народа оказывался залогом победы. Во время общественных потрясений, когда все казалось погибшим, воздвигались имена легендарных защитников Родины. Напомню только, как во время Великой Отечественной войны чудесно воскресли образы Минина и Пожарского, Александра Невского, Дмитрия Донского… Имя же Сергия Радонежского, как золотая нить, тянется сквозь шестисотлетнюю ткань русской истории и является настоящим источником воскресения для каждого из нас, для всего народа в целом».

    Декабрьские чтения 1994 года открыл епископ Вашингтонский Василий (Родзянко), находившийся в то время в Москве. В приветственном слове Владыка еще раз подчеркнул необходимость соединения двух разных (но не противоречащих друг другу) процессов, которые открывают нам как бы две страницы одной и той же Божественной книги: налево — страница знания, направо — страница познания. В сочетании они дают нам полноту того, что открывается, с одной стороны, наукой, с другой — религией, помогая жаждущим постигать истину о нашем мире и мире ином. «В этом смысле встречается Иерусалим, открывающий Царство Небесное, и Афины, открывающие царство земное, для того чтобы оно озарилось Духом Святым… Сами Сергиевские чтения, — отметил еп. Василий, — представляются мне как продолжающаяся встреча Иерусалима и Афин, начавшаяся давно, в I веке. Но и для собравшихся здесь звучат слова апостола Павла, произнесенные им после того, как он обошел тогдашний храм, так называемый Парфенон (до сих пор частично сохранившийся в Афинах): «Проходя и осматривая Ваши святыни, я увидел один жертвенник, на котором написано «НЕВЕДОМОМУ БОГУ». Вот этого Бога, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Одним из тех, кто прислушался к этим словам, кто понял многое в словах апостола, был св. Дионисий Ареопагит, первый епископ Афин, произведения которого открывают нам всю глубину мистического таинственного познания Бога, при полном признании того, что Бога невозможно постигнуть нашим огреховленным и испорченным человеческим разумом. И в то же самое время мы можем оказаться участниками Божественной жизни в Его непознаваемости, в Его глубине, в Его просвещении нас Духом Святым. Ибо Сын Божий явил Его нам здесь, на земле, пришел для того, чтобы соединить нас с Царствием Божием, приблизить к Неведомому Богу, открыть Его нам».

    Чтения вел священник Артемий (Владимиров), в свое время окончивший филологический факультет МГУ. И это особенно чувствовалось при его ответах на многочисленные вопросы. Так. на вопрос: от беса ли компьютер? О. Артемий сказал: «Не от беса, а от прогресса. Но путем прогресса мы идем в объятия беса».

    На чтениях было заслушано и обсуждено 12 сообщений, посвященных в основном трем большим темам:

    — деятельность христиан, усердно потрудившихся на научном поприще (среди них, конечно, и священнослужители);

    — жизнь людей, сыгравших видную роль в истории церкви XIX-XX вв. (при этом некоторые из них причислены к лику Святых);

    — проблемы современной церковной жизни.

    Среди выступлений об ученых-христианах нельзя не выделить доклад Н. Н. Лисового о жизни и деятельности о. Иннокентия Просвирина (1994) и доклад Н. В. Масленниковой об о. Иустине Поповиче (1894 –1979). Пожалуй, самым значительным делом о. Иннокентия, этого замечательного представителя русского ученого монашества, было, как отметил докладчик, положенное им начало 10-томного издания славянской Геннадиевской Библии 1499 г. О. Иннокентий успел выпустить два тома, в которых были приведены фототипический текст Геннадиевской Библии, русский перевод и прекрасные книжные миниатюры.

    О. Иустин Попович известен как яркий представитель православных

    богословов Сербской церкви XX века. Он учился в Белграде, Афинах, Петербурге, Оксфорде (причем, так и не получил диплома, поскольку не захотел отступить от своего взгляда на западную культуру), преподавал в Белграде, а с приходом к власти коммунистов обосновался в монастыре Челие. Его перу принадлежат несколько работ о православии и его месте в ряду других христианских конфессий, значительный труд о Ф. М. Достоевском (которого о. Иустин называл «мой учитель и мучитель»), 12-томные «Жития сербских святых» и произведение «Православная догматика».

    Архимандрит Платон Игумнов сделал интересный доклад о Московском митрополите Филарете (Дроздове), оставшемся, как оттиск на нетленной плащанице народной памяти» и причисленном к Лику Святых Архиерейским Собором, проходившим в те же дни.

    Сообщение П. Г. Паламарчука было посвящено Сан-францисскому епископу Иоанну Максимовичу, являющему собой пример юродивого XX века. Так, он практически всегда ходил босиком. Когда Владыка Иоанн служил в Париже, митрополит просил его носить ботинки, дабы не позориться на всю Европу. Владыка Иоанн из послушания архиерею приобрел ботинки, но носил их… в руках. Он причислен к лику Святых Зарубежной Церковью.

    Доклад А. И. Рогова повествовал о судьбе патриарха Сергия Старогородского, выступление О. Шведова было посвящено анализу актуальной сегодня работы А. С. Хомякова «Церковь одна». О номиналистике о. Сергия Булгакова рассказывал в своем сообщении С. И. Королев. Протоиерей Валентин Асмус выступил с критикой воззрений настоятелей двух московских приходов, дьякон Андрей Кураев говорил об освещении светской прессой внутрицерковных дискуссий. При этом докладчики подчеркнули, что обновление церковной жизни без изменения основ вероучения — задача насущная, но весьма непросто решаемая.

    Два доклада хотелось бы отметить особо: ЧТО ТАКОЕ ЧУДО? Например, ученые обнаружили на крыльях бабочки все буквы латинского алфавита. Не чудо ли это? Чудо как явление, выходящее за пределы закона, свидетельствует о присутствии Бога, давшего Закон и способного его в момент Чуда отменить. России, заключает докладчик, необходимо уповать на Чудо, чтобы вопреки всем историческим законам, вопреки хитростям дипломатии и политики, вопреки тому, что в нашей жизни часто сильный побеждает слабого, в России воссияла правда.

    В завершение отрадно отметить, что идея проведения ежегодных (в осеннем и зимнем семестрах) Сергиевских конференций родилась именно в Московском университете. Ведь в нашей колыбели русской науки не раз закладывались и возрождались плодотворные традиции отечественного просвещения. В связи с этим уместно напомнить об одном вполне актуальном историческом факте. В 1862 году состоялось первое общественное чествование просветителей славян — свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Проходило оно именно в Московском университете. В университетской церкви св. муч. Татианы впервые после долгих лет забвения была совершена служба в память солунских братьев. По предложению преподавателей была открыта подписка на сооружение иконы св. Кирилла и св. Мефодия. Таковая и была установлена год спустя в университетской церкви. В наши дни Университет возродил замечательную традицию ежегодных Кирилло-Мефодиевских чтении. Теперь день памяти просветителей славян стал в России общенародным праздником.

    Московский университет, университет М. В. Ломоносова, даже в самые сложные времена сумел сохранить приоритетную роль в отечественной науке и просвещении. И сегодня наряду с Московской Духовной Академией он является одним из ведущих духовных центров нашего Отечества.

    Вставить в блог

    Афины и Иерусалим в Московском университете

    25 января 1995
    1 декабря 1994 года в 1-м Гуманитарном корпусе МГУ прошли уже ставшие традиционными «Сергиевские чтения», задуманные как просветительские конференции. Начало им было положено пять лет тому назад — по предложению Н. В. Масленниковой. Цель Чтений — освещать самые разнообразные проблемы русской культуры — богословские, исторические, литературоведческие, искусствоведческие, философские… Важно, что Университетские чтения стали местом встречи науки светской и церковной, долгое время разведенных в разные стороны.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru