rss
    Версия для печати

    Священномученик Иоанн Восторгов — труды и дни

    Газета «Татьянин день» обрела небесного покровителя — это священномученик Иоанн Восторгов. Для редакции православной газеты ярким примером служат публицистические творения о. Иоанна: они поражают актуальностью и многообразием тем, стремлением к охвату всех аспектов церковной и государственной жизни.

    Газета «Татьянин день» обрела небесного покровителя — это священномученик Иоанн Восторгов. Для редакции православной газеты ярким примером служат публицистические творения о. Иоанна: они поражают актуальностью и многообразием тем, стремлением к охвату всех аспектов церковной и государственной жизни.

    Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 года на Кубани в семье священника. После преждевременной кончины отца осиротевшая паства помогла матушке поставить на ноги всех троих детей.

    Мальчиков удалось устроить в семинарию в Ставрополе. Старший Иван — после окончания курса хотел продолжить образование, но, уступив просьбам матери, решил принять сан и служить на отцовском приходе. Однако намерению этому тогда не суждено было осуществиться. Епархиальный архиерей не благословил юношу на принятие священства, разрешив ему лишь занять должность псаломщика. Слишком уж юн был «кандидат в батюшки». Ему было всего девятнадцать лет...

    Стесненное материальное положение семьи требовало от юноши поисков достаточного заработка, и он становится учителем русского языка в Ставропольской женской гимназии. Казалось, жизнь семьи налаживается: старший брат — преподаватель с приличным жалованием, младший — закончил семинарию и служит псаломщиком, сестру удалось устроить в институт за казенный счет. Но именно в это время судил Господь дружной и трудолюбивой семье пройти через новое страшное испытание. В результате несчастного случая скончался брат — псаломщик.

    Иван Восторгов оставил учительство и принял священный сан. Так, через многие скорби и лишения вел Господь своего избранника к вступлению на высокое служение пастыря Церкви Христовой. Но недолго довелось молодому ревностному батюшке окормлять полюбившуюся ему паству. Уже в октябре следующего 1890 года он отправляется в Ставрополь, куда его переводят на место законоучителя женской гимназии. А вскоре следует перевод в Тифлис — епархиальным миссионером Грузинского экзархата.

    В Грузии о. Иоанн выучил язык персидских сиро-халдеев несториан, и, отправившись в Персию, положил основание православной миссии, первыми плодами деятельности которой явилось присоединение к Православной Церкви трех епископов: Илии, Иоанна и Мариана. В Тифлисе состоялось знакомство о. Иоанна с будущим священномучеником владыкой Владимиром (Богоявленским), бывшим тогда экзархом Грузии. Встреча эта оказала большое влияние на дальнейшую судьбу священника-миссионера. Митрополит Владимир, переведенный на Московскую кафедру, пригласил с собой в первопрестольную о. Иоанна, которого Святейший Синод назначил синодальным миссионером-проповедником.

    Личность о. Иоанна отличалась многогранностью данных ему талантов. И самым ярким из этих даров был дар проповедника. Слова его, вдохновляемые горячей и искренней верой, укорененные в твердых православных взглядах и любви к родному народу и Отечеству, производили, по свидетельствам современников, благодатное и очищающее воздействие на слушателей. Поставление о. Иоанна Восторгова на «всероссийское миссионерство» было воистину промыслительно. Россия услышала его голос, и он зазвучал на всю страну. Всегда в центре проповедей о. Иоанна было Евангелие Царствия Божия, Божественная Личность Спасителя мира и учение Православной Церкви Христовой.

    Во время революции 1905 — 1907 гг. отец Иоанн Восторгов принимал деятельное участие в православных патриотических организациях и монархических союзах и неустанно проповедовал. Стойкая общественная и жизненная позиция протоиерея Иоанна Восторгова вызывала ненависть в левых кругах. Отец Иоанн непрестанно подвергался нападкам и шельмованию в левой печати, которая прочно прикрепила к нему ярлык «черносотенца» и уж, разумеется, антисемита. Хотя достаточно было заглянуть в любой том его собрания сочинений и убедиться в том, что среди его проповедей, речей и статей, произнесенных и написанных по самым разным поводам, не найдется ни одного призыва к насилию, никаких оскорблений в чей бы то ни было адрес.

    Когда утихло пламя революции, и в России началось вызванное к жизни столыпинскими реформами переселенческое движение, отцу Иоанну было поручено организовать духовное окормление переселенцев. Главной проблемой была нехватка священников. Протоиерей Иоанн Восторгов создал семинарские курсы, готовившие к пастырской деятельности бывших учителей, псаломщиков — вообще, всех желающих достойных и способных людей. Ученики о. Иоанна особенно усиленно готовились к проповедничеству и по разработанной им методике за год в совершенстве овладевали искусством церковной проповеди.

    В 1910 году отцом Иоанном в Харбине было организовано братство Воскресения Христова, заботившееся об охране могил русских воинов, погибших во время русско-японской войны. А в следующем 1911 году по его инициативе Российское Палестинское общество приобрело в г. Бари (Италия) участок земли, на котором было выстроено подворье с гостиницей для русских паломников, прибывающих в этот город на поклонение мощам святителя Николая Мирликийского. Подворье это сохранилось до наших дней.

    В годы Первой мировой войны о. Иоанн Восторгов находился в гуще событий, и его пастырское слово чутко реагировало на каждое новое настроение в обществе, вызванное напряжением тяжело переживаемых неудач на фронте, а затем и славных побед русского оружия. Его самого можно было часто встретить среди раненых воинов. Во время войны, среди забот о нуждах больных и раненых воинов, не забывает отец Иоанн о деле духовного просвещения. Благодаря его кипучей энергии в Москве в 1916 году начинает свою работу Женский Богословский институт, разместившийся в зданиях Скорбященского монастыря, основанного в 1890 году княжной Голициной.

    События февраля 1917 года отозвались глубокой скорбью в сердце о. Иоанна, особенно болезненно воспринял он известие об отречении Государя от престола. Но и в эти тяжелые дни, предвидя развал державы и начало гонений на Церковь, он не пал духом. И после февраля, и после октября семнадцатого под своды собора Покрова на рву (храм Василия Блаженного — настоятелем которого являлся о. Иоанн — Ред.) стекаются православные москвичи. Они приходят сюда за утешением, за словом отца Иоанна. Между двумя переворотами, летом 1917 года, ему удается даже выпускать еженедельную газету (носившую название «Церковность» — Ред.).

    Человек удивительно цельной натуры, о. Иоанн не мог и не хотел принять новый порядок, основанный на лжи и насилии, и делал все возможное, чтобы противостоять ему в неравной борьбе. Обличение зла, пришедшего под лозунгом «свободы, равенства и братства» к власти, разъяснение русским людям неотвратимых гибельных последствий происходящего, ободрение верных — вот на что были направлены все усилия о. Иоанна Восторгова в последний год его земного бытия. Под самыми стенами захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места еженедельно говорил любимый москвичами батюшка свои вдохновенные проповеди и, исполняя долг пастыря, сознательно шел навстречу мученичеству. За отцом Иоанном следили, специально подосланные чекисты слушали его проповеди, пытались даже обвинить его в антисемитизме из-за того, что в храме Василия Блаженного находилась частица мощей св. мученика Гавриила Белостокского — младенца, ставшего жертвой ритуального убийства, устроенного еврейскими сектантами. Но даже по тем временам обвинение оказалось бездоказательным и абсурдным. Тогда решили прибегнуть к провокации.

    Арестованному в начале лета 1918 года отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он дал согласие на продажу епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками. Арест о. Иоанна был произведен тогда, когда началась первая широкая антирелигиозная кампания: последовали политические обвинения в адрес Патриарха Тихона, были закрыты духовные учебные заведения, запрещено преподавание Закона Божия в школе и началось осквернение мощей угодников Божиих. 8 июня 1918 года в газете «Известия» появилась статья «Коммерческая сделка Патриарха Тихона, протоиерея Восторгова и К».

    Прихожане храма Покрова на Рву собрали 20 тысяч рублей, чтобы нанять адвоката. Люди еще верили в силу закона, не понимая, кто теперь стал творцом всех законов и постановлений. Протоиерей Иоанн Восторгов был осужден как «темная личность» и «контрреволюционер». Его решено было расстрелять.

    Отца Иоанна содержали на Лубянке, но затем перевели в Таганскую тюрьму, где даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви. И сюда, в это страшное «узилище», приходили верующие москвичи для совместной молитвы со своим заключенным батюшкой. Перед расстрелом отца Иоанна перевели обратно на Лубянку, где он исповедовал своих товарищей по несчастью, до конца оставаясь верным своему пастырскому долгу.

    23 августа 1918 года, недалеко от Московского городского Братского кладбища, основанного Великой княгиней-мученицей Елизаветой Феодоровной, отец Иоанн вместе с другими узниками был казнен.

    Митрополит Евлогий (Георгиевский) в книге «Путь моей жизни» и А. А. Валентинов в своей «Черной книге», основываясь на свидетельствах других людей, передают подробности мученической кончины отца Иоанна: «умер доблестной смертью христианского мученика, перед расстрелом напутствовал и ободрял своих братьев», «запретил завязывать себе глаза и просил расстрелять его последним, чтобы иметь возможность напутствовать в новую жизнь всех других расстреливаемых...»

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru