rss
    Версия для печати

    «Как выжить православному предпринимателю в современном российском бизнесе: цель и метод» (рецензия на книгу В. Волобаева)

    Сама постановка вопроса, вынесенная в заглавие книги В. Волобаева, говорит об остроте проблемы. На самом деле понятие «бизнес» можно смело расширить до «действительности». Само сочетание слов «православный» и «предприниматель» несет в себе некое внутреннее противоречие с точки зрения современной российской действительности. При этом нет особого различия в этом вопросе между людьми воцерковленными и неверующими: в обоих случаях ассоциативный ряд будет примерно схожим.

    Сама постановка вопроса, вынесенная в заглавие книги В. Волобаева, говорит об остроте проблемы. На самом деле понятие «бизнес» можно смело расширить до «действительности». Само сочетание слов «православный» и «предприниматель» несет в себе некое внутреннее противоречие с точки зрения современной российской действительности. При этом нет особого различия в этом вопросе между людьми воцерковленными и неверующими: в обоих случаях ассоциативный ряд будет примерно схожим.

    Реалии современного российского бизнеса настолько мрачны и безнравственны для массового сознания, что максимально высокой похвалой, которую мне приходилось слышать о предпринимателе, было то, что он «зарплату почти не задерживает» и «не слишком много ворует».

    Читающая православная аудитория знакома с примерами истинного православного благочестия российских купцов периода до 1917 года (достаточно вспомнить «Лето Господне» И. Шмелева), но современные аналогичные примеры такого рода остаются в подавляющем большинстве случаев скрытыми от глаз. Невольно складывается ощущение, что сегодня такое попросту невозможно.

    Поэтому книга В. Волобаева (несмотря на то, что написана она была в 1997 году) не потеряла своей актуальности. Подзаголовок «Цель и метод» только подчеркивает ее вневременной аспект. Автор, основываясь на собственном богатом опыте, помогает отделить зерна от плевел нашего восприятия и возвращает нас к первоначальному смыслу слова «предприниматель», — это человека, наделенный Богом особым даром направлять своей энергией труд многих людей к достижению созидательной цели. Настолько ярки и вездесущи примеры деструктивной деятельности разного рода «энергичных людей», что положительный, созидательный смысл этого дара оказался затушеван или забыт.

    В разделах экономической литературы книжных магазинов распространены так называемые «истории успеха» – о том как, предприниматель Х сделал блестящую карьеру, заработал свой миллиард и пр. По сути, они являются аналогом житийной литературы для современного мира, пытающегося жить без Бога. И жития, и «истории успеха» говорят о людях, достигших главного в своей жизни: только для христианского сознания главное – это святость, а для нехристианского – богатство и успех.

    В. Волобаеву удалось показать, что православному миросозерцанию не противоречит энергичность истинного предпринимателя, что стремление к получению прибыли – необходимая цель любого начинания в экономической сфере – абсолютно не тождественна грехам стяжательства, жадности и сребролюбия. При этом автор абсолютно искренен в описании искушений, подстерегающих православного человека на данном жизненном пути, и не пытается представить его исключительно в розовом цвете. Например, о сложном с нравственной точки зрения вопросе об уплате налогов автор пишет: «Если вы будете выплачивать все налоги, то ваше предприятие очень быстро разорится», «поэтому с помощью грамотного бухгалтера вам нужно оптимизировать легальными способами ту сумму, которую вы сможете выплачивать».

    Несмотря на название, эта книга актуальна для самой широкой аудитории, так как она позволяет лучше оценить в свете Писания распространенную в православной среде инертность и пассивность, которую многие из нас привыкли называть «упованием на Волю Божью». Конечно же, возмущаться, требовать и ворчать, сидя на лавочке легче, чем бегать, что-то делать и добиваться, но Евангелием такое отношение оправдывать не нужно. Когда мы в последний раз действием проявили свою веру: сходили в детский дом, предложили помощь своему храму, призрели больного или бедного? Это то «предпринимательство», которое по силам каждому из нас.

    В книге очень много ценного материала, который поможет предпринимателю избежать раздвоения сознания, когда на работе человек руководствуется одними ценностями, а по воскресеньям – другими. Для православного сознания неприемлем подход «с волками жить – по-волчьи выть», и автор убедительно доказывает, что, невзирая на всю сложность реалий российского бизнеса, в этой среде можно следовать заповедям.

    Единственный недостаток – отсутствие продолжения. Автор остановился на описании ситуации выживания. Сегодня можно смело сказать, что, несмотря на все кризисы и дефолты, православное предпринимательство состоялось. Священноначалие устами Патриарха уже неоднократно говорило о необходимости большей активности мирян в экономической и социальной жизни страны. Очевидно, что в этом процессе без организаторской энергии и целеустремленности православных предпринимателей не обойтись. Ответ или обсуждение этого вопроса, на мой взгляд, был бы крайне актуальным сегодня.

    Александр Малышев, православный предприниматель

    Хотелось бы прокомментировать два последних абзаца. Во-первых, я не знаком с документами, о которых пишет Константин. Во-вторых, я не разделяю мнения, что, несмотря ни на что, в бизнесе можно следовать христианским заповедям.

    К сожалению, экономическая система устроена таким образом, что те, кто хочет заниматься бизнесом, должны отказаться от Бога. Сейчас это абсолютно для крупных корпораций: невозможно владеть крупным бизнесом и не преступать христианских заповедей, по крайне мере это очень сложно. Со временем бизнес будет диктовать свои условия и для средних и мелких компаний. Предпринимателям придется делать выбор: либо оставлять бизнес, либо нарушать заповеди. Но пока это распространяется не на все страны и не на все уровни бизнеса. В этом смысле время, в которое была написана книга Волобаева, было гораздо свободнее.

    Чтобы бизнес был успешным, нужно постоянно конкурировать с другими, работать по 15-16 часов в сутки. Окружение человека, его досуг так или иначе связаны с бизнесом. Человек, занимающийся крупным бизнесом, просто привязывает себя к нему.

    Наше законодательство, во многом доставшееся нам от большевиков, написано таким образом, что любого можно посадить. Видели наш Налоговый кодекс? Невозможно вести бизнес, платя все налоги. Государство делает вид, что оно исполняет свои функции, а граждане делают вид, что они платят налоги. Получается, что в людях с детства воспитывают: есть правда для всех и есть правда для себя.

    Что касается лени и пассивности наших людей, то я это признаю, однако нужно понимать, что это культивировалось в людях на протяжении 70 лет. Но это не главное. Главное то, что и коммунизм, и капитализм по своей сути неправильные системы. Их различие состоит в том, что они воспитывают в людях разные грехи: в первом случае – лень и зависть, а во втором – сребролюбие. Главное ведь не в том, что человек активен, главное — каковы его мотивы. Зачем он встает рано утром – на молитву или чтобы заработать больше денег и купить себе новую машину, квартиру?.. Поэтому нельзя сказать, что лучше: лень наших людей или активность представителей Запада – из двух зол не выбирают.

    А вообще, зарабатывать деньги и работать – это разные вещи. Чтобы зарабатывать деньги, не нужно работать, – нужно просто сесть около места, где водится рыба, и забрасывать удочку. А еще лучше — глушить рыбу динамитом, а до этого издать указ, что все это запрещено, а вот определенной группе людей в определенный момент можно.

    Вставить в блог

    «Как выжить православному предпринимателю в современном российском бизнесе: цель и метод» (рецензия на книгу В. Волобаева)

    28 января 2005
    Сама постановка вопроса, вынесенная в заглавие книги В. Волобаева, говорит об остроте проблемы. На самом деле понятие «бизнес» можно смело расширить до «действительности». Само сочетание слов «православный» и «предприниматель» несет в себе некое внутреннее противоречие с точки зрения современной российской действительности. При этом нет особого различия в этом вопросе между людьми воцерковленными и неверующими: в обоих случаях ассоциативный ряд будет примерно схожим.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru