rss
    Версия для печати

    Апология человека

    Рецензия на книгу Олеси Николаевой «Апология человека. Избранные стихи». – Москва, 2004 г.

    Рецензия на книгу Олеси Николаевой «Апология человека. Избранные стихи». – Москва, 2004 г.

    Наслаждайтесь же человеком, радуйтесь же ему,
    глядите ему в глаза, обнимайте от избытка чувств.
    …Потому что человек, покуда он жив, не принадлежит себе одному.
    (О. Николаева «Апология человека»)

    Как-то Олеся Николаева в своей книге «Православие и свобода», рассуждая о нынешнем веке, назвала его «царством тотальной человеческой низости». В том смысле, что никогда еще низость столь уверенно и успешно не претендовала на статус нормы, не навязывала себя в качестве образца человеческого поведения. В таких условиях человек, так или иначе вынужденный адаптироваться к этому вывернутому наизнанку миру и не имеющий при этом никакой христианской основы, то есть абсолютно духовно дезориентированный, подстраивает себя под существующие стандарты. Поскольку в этом обществе позорно быть не таким, как все, он подчиняется шаблону, нивелируя свои индивидуальные черты. Подчиняясь голосу собственного своеволия, он убивает в себе неповторимую личность. Нынешняя цивилизация, по мнению поэта, направлена на переработку природы человека – ей не нужны живые творческие личности с их страданиями и откровениями, ей нужны запрограммированные, «нравственно обеспеченные» роботы, манипулируемая масса, с помощью которой можно реализовать собственные нехитрые потребности.

    Новая книга О. Николаевой называется «Апология человека». В переводе с греческого апология означает «защитное слово, оправдание». Поэт создает слово в защиту человека, пытаясь в нем самом раскрыть нечто, что поможет ему не стать роботом или таким, как все, а раскрыться во всей полноте, стать самим собой; поэт хочет показать человеку самого себя – такого, каким он должен стать по Божественному о нем Замыслу. Олесе Николаевой, как поэту, безусловно, талантливому, удается проникнуть в самые глубины сердца человеческого. Гоголь в своей «Авторской исповеди» писал: «От малых лет была во мне страсть замечать за человеком, ловить душу его в малейших чертах и движеньях его, – и я пришел к Тому, Который один полный ведатель души и от Кого одного я мог узнавать полнее душу». Глубже проникая в душу человека, писатель прозревает такие ее глубины, где он уже не может не встретиться с его, человека, первопричиной, с его Творцом. Так и автор нынешней книги, изучая человека, не останавливается на поверхности явлений, но прозревает их корень, их Божественное начало.

    Поэт отмечает в очередной раз, как человек, живя в обществе, вынужден так или иначе подлаживать себя под его стандарты, кроить свою бессмертную душу по моде нынешнего века, сковывать ее кандалами стереотипов, освободиться от которых почти невозможно:

    Я – богатый юноша, и мне жалко
    расставаться с сабелькой из Эфеса,
    и с камзолом бархатным с алой лентой,
    и с пером на шляпе, и с крепким перстнем…

    С этой гордой складкой у губ,
    с повадкой молодого рыцаря, и с посадкой
    верховой, с пружинистою походкой,
    с подбородком, выплывшим легкой лодкой.

    Такая зависимость от внешних обстоятельств делает человека очень неустойчивым и подверженным малейшему влиянию извне: «Неустойчив все-таки человек – то и дело дает крен: из стороны в сторону пошатывается». Попытка найти в этих зыбких основаниях опору бытия и осознание невозможности опереться на них, стремление стать «не хуже других», отсутствие покоя делают человека испуганным, забитым, обиженным на все человечество, жалким: «Жалок человек и наивен, когда изменяет себе». Особенно остро вопрос стоит тогда, когда речь идет о человеке творческом, наделенном всей силой самопознания. Тяжесть собственного «я», нереализованность кажется ему почти невыносимой. И единственный способ обрести голос, начать творить нечто новое, не бывшее до него – увидеть в себе самом своего Творца и добровольно подчиниться Ему. Стать самим собой можно только, отринув широкий путь, давно и уверенно исхоженный, погрузившись в свою неисчерпаемую внутреннюю сложность, предпочтя свои лишь страдания и душевные противоречия и внутреннее богатство всему миру. Олеся Николаева сама, опытом, трудом и работой над своей душой показывает в своих произведениях, что обязанность и предназначение человека – раскрыть в себе образ и подобие Божие, реализовать первоначальный Замысел о себе. Для того, чтобы разглядеть в себе волю Творца, необходимо только одно – любовь. Поэт призывает любить и жертвовать собственным своеволием ради другого, ибо догадывается, «что будет с человеком, если его не любить».

    Как верно заметила в предисловии к книге Елена Степанян, сборник отличает своего рода рамочная композиция: начинается он романом в стихах «Августин» и заканчивается стихами в прозе, объединенными общим названием «Апология человека». Несмотря на сюжетную разность, эти два произведения сближает то, что поэт стремился сделать очевидным для читателя на протяжении всей своей творческой жизни: то важнейшее, что соединяет людей, делает их нечужими друг другу, спасает их от самих себя – Любовь.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru