rss
    Версия для печати

    «Наши» и православная молодежь

    Патриарх Кирилл поддержал создание общественного общероссийского православного молодежного движения. Оно формируется на базе православного корпуса молодежного движения «Наши». В продолжение дискуссии о работе с молодежью, развернувшейся на страницах «ТД», своими размышлениями делится заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Юрий Белановский.

     


     Селигер-2009

    Для многих появление общероссийской православной молодежной организации стало неожиданностью. По реакции на инициативу православного корпуса «Наши» можно судить скорее о недопонимании и настороженности, чем о желании сотрудничать.

     Наиболее ярко звучат четыре вопроса, ответы на которые в той или иной форме содержатся в интервью протоиерея Всеволода Чаплина и руководителя православного корпуса «Наших» Бориса Якеменко и способны разрешить большую часть недоумений:

    1. Каким образом эта организация соотносится с церковными структурами?

    2. Будет ли членство в новом общероссийском православном движении обязательным?

    3. В какой степени члены этой общероссийской организации будут обязаны участвовать в политической жизни страны, вернее - в поддержке партии «Единая Россия»?

    4. Какие у этой организации будут методы работы и не будут ли они противоречить православной традиции?

     Доверять ли этим ответам? Я доверяю, потому что знаю ситуацию изнутри, вижу внутреннюю логику и ресурсы. В этих интервью все сказано так, как есть на самом деле.

     На каком фоне появилось новое православное движение?

     Скажу откровенно, что рассуждения о новом общественном общецерковном движении вне контекста современной церковной жизни бессмысленны. Новое движение зарождается на почве, подготовленной за годы церковного возрождения, и будет развиваться в той логике, которая определена современным взаимоотношениями церкви и общества.

     С конца 80-х годов перед Церковью стояла труднейшая задача - возродить церковную жизнь, в первую очередь - ее инфраструктуру: открыть храмы и монастыри, наладить богослужебную жизнь, подготовку духовенства, урегулировать общественно-административные и государственные связи на новом уровне. С точки зрения миссии, задача изначально была достаточно скромна, это был призыв к «тихому свидетельству», к приему в церковные приходы тех, кто придет сам. Именно такой подход на многие годы определил пути взаимодействия Церкви и общества.

     За годы советского атеизма общество стало таким, о каком и не слыхивали в дореволюционные времена: урбанизация, научно-технический прогресс, тотальное безбожие, люмпенизация. Прежде чем активно идти к людям, православие должно было «пожить» среди современных людей, напитаться тем воздухом, которым все дышат, откликнуться на чаяния реальных людей, найти тот язык и те методы, что могут быть услышаны. Годы церковного возрождения стали как бы строительством плацдарма, но рывок вперед до сих пор не был сделан.

    Сегодня мы наблюдаем застой в церковно-общественной жизни: православная общественность не только замкнулась в себе, но и раскалывается внутри себя по множеству мелких разногласий. Многие активисты 90-х выродилась в протестную маргинальную силу, неспособную к позитивным действиям. Борьба с масонами и научным знанием, конспирологические теории, антииерархические и антигосударственные призывы, обсуждение биодобавок, домашних родов, оголтелое обличение пороков общества - эти темы на многих церковных форумах звучат громче, чем собственно церковная проблематика.


     

     Мы видим, что с годами общественные православные инициативы все больше маргинализируются. Сначала выступали против действительно пагубных вещей, например, бездумного секспросвета, но за более чем 10 лет «забастовок» так и не предложили альтернативы и потеряли доверие. В наши дни все так же оголтело (вместо профессионального участия в диалоге) выступают, к примеру, против ювенальной юстиции. Самое грустное, да и пожалуй, пагубное, что в маргинализирующие процессы начали втягивать православную молодежь «нового призыва» (тех, кто обрел веру недавно и желает жить церковной жизнью), чему способствует низкий уровень церковного просвещения, отсутствие катехизации.

     Лейтмотив миссии «надо принимать тех, кто пришел сам» во многом определил такое положение вещей, когда на практике на местах по ряду причин активная работа с молодежью не поощряется, а порой и саботируется. По отношению к «внешним» работа часто ведется надменно, с нравоучениями и ультиматумами, типа «принимайте все наши правила и запреты или пошли вон».

     Особенность нашей страны еще и в том, что народ поддержал культовую, вернее обрядовую сторону Православия, так и не поняв и не приняв христианскую нравственность и основы веры. Обряды, внешность, коммерческие отношения порой являются определяющими. Дать денег на храм и купола многие «толстосумы» готовы, на церковную работу с детьми - нет. Типичный пример: в храме могут пару раз сменить иконостас, перекрыть несколько раз полы, позолотить купола, а дети из воскресной школы 10 лет учатся в подвале и в туалет ходят на улицу на «очко».

     Мне приходилось много раз слышать язвительные замечания о том, что православной молодежной работы нет, как, впрочем, и самой православной молодежи. Кроме отсылки к опыту нашего молодежного Центра и еще нескольких известных мне «молодежек», возразить было нечем.

     О новом молодежном движении

     С началом первосвятительского служения Патриарха Кирилла ситуация начала резко меняться. Всем стало ясно: пришло время активно действовать в общественной сфере. Трудами покойного Патриарха Алексия и его помощников Русская Церковь подошла к той черте, за которой неизбежно должна начаться активная церковно-общественная и государственная работа. Варианта сейчас два: или идти назад, замкнуться в гетто, или сделать давно подготовленный шаг вперед.

     На фоне отсутствия серьезных церковно-общественных инициатив и выросла инициатива православного корпуса «Наших». Как говорится, кто первый встал, того и тапки.

     Когда было объявлено о создании такой организации, я сам, честно говоря, испугался: а не будет ли приказа туда войти, а не подменит ли она собой другие православные движения? Становиться неотъемлемой частью православной общероссийской молодежной организации ни я, ни мои сотрудники пока не собираются. Но познакомившись поближе и даже приняв участие в некоторых совместных проектах, я понял, что на данный момент замены «нас» на «них» не происходит. Они пришли не вытеснять нас, а заполнять пустующую площадку.

     
       

    Некоторое время назад на одном из совещаний в Синодальном молодежном отделе РПЦ участники спросили Бориса Якеменко про новую молодежную организацию. Около часа он отвечал на самые острые вопросы. Сопоставив услышанное и то, что опубликовано в интервью, с тем, что мне известно по «Селигеру-2009», могу сказать следующее: создается околоцерковная общественная организация со своими целями и задачами, в том числе патриотическо-политическими. Какими? Я пока не знаю, поскольку ни одного документа не опубликовано. Точно не знаю, но предполагаю, что эта организация будет финансироваться, в том числе и из госбюджета. Как это финансирование будет соотнесено с христианскими ценностями, тоже пока непонятно. Но тут есть одна важная деталь: в организацию могут и будут вступать только свободно, на основании личного решения.

     Сколь ни пугайся всеядности «Наших», внутри Церкви нет механизмов, и - что еще важнее - мотивов загонять людей в эту организацию. Может быть, у вузов, у заводов есть, но у Церкви нет.

     Конечно, «Православный корпус» решает свои задачи, но его члены способны приводить много молодежи к дверям храмов. Необходимо, однако, учитывать, что они приведут не послушную молчаливую паству, а тех, кто готов к диалогу, тех, кто готов сотрудничать, творчески участвовать в церковной жизни. Молодежи нужны пастыри, которые от них не отмахнутся, нужны конкретные дела, нужно человеческое участие.

     На сегодняшний день никакая церковная организация на такое не способна. У православных нет ресурсов, опыта по организации работы, средств для поддержки молодежных инициатив. Со своей стороны новая молодежная организация очень остро нуждается в церковных делателях, в том опыте воцерковления, что накоплен за годы церковного возрождения. Это серьезный повод взаимодействовать с ней для существующих церковных организаций. Захотят ли активисты православного корпуса «Наших» взаимодействовать? Захотят ли православные разрозненные специалисты делиться опытом? Ответы на эти вопросы мы узнаем в ближайшем будущем.

     О моем личном отношении.

     Я рад, что зарождается общественное православное движение, руководство которого сотрудничает со священноначалием. Судя по всему, движение названо православным в соответствии с вероисповеданием его членов и с теми задачами, которые оно перед собой ставит.

     Почему я рад? Да потому, что очень уж много вижу молодых людей, которые доверяют Церкви, но не смогли найти себя в стандартных формах приходской жизни. Новое движение предлагает молодым множество, - скажем пока аккуратно, но с надеждой, - не противоречащих христианству возможностей, в том числе и сделать карьеру, в том числе и политическую. Многие православные молодые люди мечтают сделать политическую карьеру, хотят научиться лидерству, попробовать реализовать свои инициативы.

    На данный момент мне близко такое движение еще и потому, что оно может принять в себя тех активистов, которых отвергли в наших храмах, которым не дали реализоваться, не поддержали. Сколько можно терять кадры, сколько можно оставлять за бортом инициативных людей?

     И последнее. Давайте еще раз напомним, что внутрицерковные организации показали свою почти полную нежизнеспособность. Этому есть простое объяснение: такие дела всегда убыточны, мало кто хочет вкладываться. Прибавим сюда упомянутые уже внутренние разделения по псевдобогословским, псевдоканоническим, карьерным, церковно-политическим вопросам. Если, как это бывало часто в истории, православные собственными силами не могут объединиться, то пусть у нас будет хоть одно настоящее молодежное православное общественное движение, созданное при помощи государственной власти.

    Читать также:

    Протоиерей Максим Козлов: миссионер-катехизатор не может ассоциироваться с политическими партиями

    Борис Якеменко: Стране нужны православные активисты

    Протоиерей Всеволод Чаплин: Если ты живешь верой...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Павел Астахов, Калининград3.01.2010 1:59 #
    То что проводилось на селигере больше пародия чем православное что то. Забейте лучше гвоздь себе в голову (кто был тот поймёт о чём я). Православной церкви не нужны протестантские ПР приёмы. Они ей вредны. Ктому же и состав там был никакой. Чтобы это не была профанация эта организация должна быть только скаутского толка. И только таковой и никак иначе. Православные скауты если угодно. А всякие мутные левые типы пускай в наших тусуются и нефиг им православными себя называть. Вон пускай на своих молодгвардейских порношоу за госсчет отжигают. (Кто из Питера знает).
    А вот скаутская система на православной основе весьма созедательна. В некоторых епархиях опробована. Не хватает только общероссийского маштаба и массовости.
    Александр, Агарково23.12.2009 2:34 #
    Здравствуйте,Юрий!
    Очень понравилась Ваша статья и прежде всего своей искренностью ....

    "Тихое свидетельство","Застой в церковно-общественной жизни", "Маргинализация","Русская Церковь подошла к черте...за которой гетто","Стандартные формы приходской жизни", "Активисты , которых отвергли в наших храмах", ну и наконец как приговор:"внутрицерковные организации показали свою почти полную нежизнеспособность.".....
    Жестко, хлестко, колко, но , простите такое чувство , Юрий, что мы с Вами в разных Церквях....И в этой связи хотелось бы сделать ряд замечаний:
    1.Русскую Православную Церковь спасать не надо, она уж более чем 1000 лет спасает своих верных чад.
    2.Русская Православная Церковь не тусовка байкеров, не шоу-телепузиков и даже не карнавал . "Тихое свидетельство" - строй церковной духовной жизни. С барабанами , строем и фанфарами к Богу идти незачем, просто за шумом Господа не услышать.
    3.Русская Православная Церковь возглавляет сам Господь Иисус Христос. А как известно Он будучи на нашей грешной земле, творя Чудеса, воскрешая мертвых,исцеляя больных,насыщая голодных и изгоняя бесов из бесноватых, тем не менее - имел весьма малое количество уверовавших.
    "Много званых, но мало избранных"... О вреде для Церкви количественной меры воцерквленых очень хорошо говорил почивший Патриарх Алексий II.
    И не случайно он же подчеркивал, что самым тяжелым было для Церкви , не времена гонений со стороны безбожной власти, а так называемый синодальный период жизни Церкви (от ПетраI и до 1917) Период государствления Церкви, и как следствие оного падения духовности в ней.
    Не страшитесь отсутствия триумфальных шествий и "застоя церковно-общественной жизни". Страшитесь отсутствия жизни, потери Бога .
    4.Внутрицерковные организации жизнеспособны, раз в Храмах служится Литургия. У Вас слишком мрачная картина мира. Жизнь в Церкви очень даже бурная,порой настолько, что не все её участники успевают её осмыслить и принять всем сердцем, от того наверно и страдают обличительным высоким пафосом. Мне конечно трудно судить во Вселенских масштабах, но только в нашем небольшом районе есть несколько православных детских приютов, реабилитационных центров, крестьянских общинных хозяйств и православный ремесленный центр , которым имею послушание руководить ( www.masterclub.org) Все работает, и никому традиции, правила и каноны не мешают. Слава Богу за все!

    Никого спасать, Юрий не надо! Надо просто спасаться самим, о том еще преподобный Святой батюшка Серафим наставлял.

    П.С. А о инициативах и о молодежи. Да ,ради Бога. Господь в своей Церкви и непотребное исправит, а вне Церкви и доброе сгниет... Так , что пусть ,хоть в таком виде (движений), но приходят в Храм. Другое дело захотят ли после встречи с Иисусом Христом молодые люди оставаться активистами сомнительных, с православной точки зрения,организаций или уйдут подальше от бурных полит.потоков в "тихое" но РЕАЛЬНОЕ ДЕЛАНИЕ, это уж как Господь решит....и батюшки помогут...))) Приводите, приводите , хоть так как у Вас получается. )))
    Спаси Вас Господь!

    Семен, Москва22.12.2009 15:18 #
    Уважаемая Наталия и Мария!
    Совершенно согласен с Вашей оценкой этой псевдохристианской организации карьеристов и политических конъюнктурщиков.

    Ее надо переименовать в "Гомпрсомол" - "Государственный Мнимоправославный Союз Молодежи".
    Наталия, Москва21.12.2009 14:38 #
    Очень жаль, что православное молодежное движение будет ассоциироваться с "Нашими", организацией, которая "зарекомендовала" себя как конъюктурная, прочно ассоциированная с известными ПОЛИТИЧЕСКИМИ движениями и течениями, отметившаяся в политических акицях весьма сомнительного характера... Я, например, не буду рада, если в моем родном храме будут "миссионерствовать" подобные персоналии...
    Мария, Москва20.12.2009 20:31 #
    Что мы имеем? Организацию, которая не опубликовала ни одного документа, имеет патриотическо (возможно) - политические(без сомнения) цели и задачи, скорее всего будет финансироваться из госбюджета, причем "Как это финансирование будет соотнесено с христианскими ценностями, тоже пока непонятно." То есть, пока ничего утешительного.
    Когда появится устав этой организации и будет четко очерчен круг её деятельности, тогда можно будет поговорить о её пользе. Сейчас это преждевременно. Откуда идет убеждение, что "Наши" могут "принять в себя тех активистов, которых отвергли в наших храмах, которым не дали реализоваться, не поддержали?"
    Но при всем этом новая организация может воспользоваться именем Церкви и дискредитировать его в глазах масс. Политика сужает миссию.
    Ольга, г. Сарапул19.12.2009 10:19 #
    "Они пришли не вытяснять нас ..... "

    Во- первых, нас уже не вытяснишь!
    Во- вторых, все высказанные пожелания я бы учла,на месте православного корпуса "Наши",
    если,конечно, они появились не во вред православию.
    Елена, Москва19.12.2009 0:24 #
    Кто первый встал, того и тапки?
    Ну тогда давайте вспомним еще поговорку: "Кто девушку ужинает, тот ее и танцует!"

    "Молодежи нужны пастыри, которые от них не отмахнутся, нужны конкретные дела, нужно человеческое участие.На сегодняшний день никакая церковная организация на такое не способна. У православных нет ресурсов, опыта по организации работы..."
    Что за странная манера говорить обо всех и за всех? Возможно, что именно так ситуация обстоит в ЦДРМ, одним из руководителей которого является автор. А в других православных молодежных организациях есть и конкретные дела, и человеческое участие и богатый многолетний опыт работы.
    Василий Гущин, Москва18.12.2009 19:11 #
    Очень, очень плохо, что появились ушлые людишки, использующие Церковь в качестве трамплина для своей политической карьеры. И очень жаль, что Святейший этих горлопанов поддержал.
    Аня, Киев18.12.2009 18:35 #
    Тетя, Вы не в троллейбусе))) А свое отношение к религии выражайте на соответствующих сайтах!
    валентина 48 лет, москва18.12.2009 12:14 #
    КАК НАДОЕЛА ВАША ВЕРА В ПУСТОТУ!!!!!КОНЧАЙТЕ ДЕЛАТЬ ИЗ ЛЮДЕЙ БАРАНОВ!!!!
    Галина, Московская область18.12.2009 8:14 #
    "Я рад, что зарождается общественное православное движение, руководство которого сотрудничает со священноначалием."
    Многие рады.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru